Рынок кролиководства в России

Эксперты давно уже предрекают российскому рынку мяса кроликов большое будущее: мол, именно сейчас эта ниша начинает развиваться, потребители обращают на диетическую крольчатину все большее внимание, а вступление в ВТО позволит стране наладить не только производство для обеспечения внутренних потребностей, но и полноценный экспорт. Все подобные прогнозы не имеют в своем основании ни логической, ни статистической составляющей. И на то есть несколько объективных причин.

 

Во-первых, в России отсутствует четко оформленный рынок сбыта мяса кроликов. Практически нет устойчивых потребителей, и динамика производственных показателей в связи с этим является крайне неустойчивой. Это можно проследить на конкретных цифрах: так, в 2006 г. в России была произведена 131 тонна мяса кроликов – более чем скромная цифра для страны с населением в 142 млн человек. 2007 г. продемонстрировал хорошие показатели роста – объем производства составил 202 тонны, увеличившись на 54,2%, согласно материалам Росстата. В 2008 г. было отмечено небольшое падение – на 9,4%, до уровня в 183 тонны, однако уже в следующем году российские фермеры смогли произвести 397 тонн – почти на 117% больше. В 2010 г. рост продолжился и составил 786 тонн, однако 2011 г. вновь отметился падением основных показателей индустрии, причем довольно серьезно – почти в 2 раза, до уровня в 380 тонн.

 

В 2011 г. практически две трети всего предложения отечественной крольчатины на рынке было обеспечено за счет производителей в Уральском федеральном округе. При этом выпуск продукции здесь увеличился в 1,4 раза. Второе место по величине объема российского производства занял Северо-Западный федеральный округ. Третья позиция осталась за Центральным ФО. В региональной структуре данного производства лидером является Свердловская область. Почти шестая часть всего предложения отечественной крольчатины на рынке обеспечивается за счет производителей Тюменской области. Доля Нижегородской области в структуре российского производства крольчатины превышает десятую часть. В начале 2012 г. крупнейшими предприятиями по общему объему выручки являлись: ООО «Северная пушнина», ОАО «Агрофирма «Багратионовская», ЗАО «Береговой» , ООО «Звероводческое племенное хозяйство «Вятка» и ЗАО «Судиславль».

Объемы рынка и импорт

 

Если в плане производства мяса кроликов в стране наблюдается хоть какая-то четкая тенденция к росту, то в плане потребления и, соответственно, объема рынка о таком же явлении речь вести не стоит. Так, в период с 2006 по 2008 г. потребление мяса кроликов в России без особых причин упало почти в 2 раза, с 4712 до 2556 тонн. В 2009 г. оно неожиданно для многих выросло в 2 раза – до отметки в 5012 тонн, а в 2010 г. снова упало до уровня 2870 тонн. 2011 г. отметился новым ростом – россияне съели 4220 тонн крольчатины, так что, видимо, в 2012 г. мы станем свидетелями падения объемов рынка. Что касается импорта, то его доля на российском рынке в 2010 г. составила более 70%. В 2011 г. она снизилась примерно до 64%. Если смотреть динамику, то в период с 2006 по 2010 г. доля импорта на российском рынке мяса кроликов менялась в диапазоне от 97,2 до 72,2%. Доля отечественной продукции, несмотря на колебания рынка, за тот же период неуклонно росла: с 2,8 до 27,8% от совокупного объема рынка. Правда, рост этот происходил достаточно скачкообразно – то и дело сменяясь небольшим корректирующим падением. Импортное мясо кроликов в Россию поставляется в основном из Китая, который вот уже долгое время является мировым лидером по его производству. Ежегодно КНР производит около 600 тыс. тонн крольчатины в год, в то время как Россия, как уже было отмечено, не может произвести и тысячу тонн. Наличие мощной индустрии порождает такое явление, как демпинг – Китай традиционно поставляет в Россию продукцию невысокого качества и по довольно низким ценам. В среднем они на 15-20% ниже тех, что предлагают российские производители. Жесткая конкуренция с китайцами еще более осложняет кролиководческий бизнес, который и так не пользуется особенной инвестиционной привлекательностью в России. На долю Китая и Венгрии приходится 99% импорта крольчатины в Россию. В среднем в течение последних 5 лет объем импорта колеблется в районе отметки в 2,2 тыс. тонн в год. Эксперты уже не раз отмечали низкое качество импортной крольчатины, поставляемой в замороженном виде, зачастую выдаваемой недобросовестными поставщиками за охлажденную продукцию российского кролиководства. Это несколько снижает доверие к кроличьему мясу у конечного покупателя, что также создает проблемы развития данного бизнеса на территории России.

 

Однако не стоит думать, что у нас в стране все так уж плохо с потреблением крольчатины. По весьма непонятной причине этот бизнес на самом деле нигде (кроме Китая) не развит на достаточном уровне. Так, в Европе на долю крольчатины приходится только 2% от всего объема потребляемого мяса. Подсчитать это несложно, поскольку в среднем европеец за год съедает 100 кг различных видов мяса, и только 2% из них приходится на крольчатину. Среднестатистический россиянин съедает за год 2,67 г крольчатины. И это вовсе не шутка.

 

Перспективы кролиководства и звероводства

 

Сложно говорить о перспективах такого неопределенного рынка, как рынок мяса кроликов, в современной России. С уверенностью можно сказать только одно: в ближайшие годы сохранится естественная тенденция к импортозамещению, и, возможно, мы увидим некоторый рост производственных показателей в долгосрочном тренде. Эксперты отмечают, что в ближайшие годы развитие кролиководства будет обеспечиваться главным образом за счет увеличения доли промышленных ферм, работающих с мясными гибридами, при этом доля крупных и средних кролиководческих хозяйств, работающих с шедами, будет постепенно снижаться.

 

Мелкие хозяйства вне зависимости от технологии кролиководства смогут существовать еще очень продолжительное время. Следующим этапом будет развитие качественных генетических центров, созданных на базе уже работающих промышленных ферм или построенных зарубежными компаниями для обеспечения возрастающего спроса на российском рынке. В таком варианте развития событий можно смело говорить о снижении доли импорта, этому также способствуют предпринимаемые правительством меры по запрещению к ввозу некачественной продукции. Похожая ситуация наблюдалась у нас в начале 2000-х гг. в свиноводстве. Сейчас рынок мяса свинины стал более стабильным, доля импорта постоянно сокращается – на настоящий момент она составляет порядка 22%, но в ближайших прогнозах снижение до 15%. Конечно, сравнивать кролиководство и свиноводство вряд ли стоит, поскольку объемы рынка принципиально разные, однако некоторые схожие черты все же присутствуют.

 

Примерно столь же вяло, как и кролиководство, в России развивается и отрасль звероводства. Речь идет о разведении пушных зверей – песцов, норки, лисицы и так далее. В большинстве регионов звероводство как индустрия отсутствует, и лишь отдельные регионы реально демонстрирует рост и позитивную динамику производственных показателей в данном направлении. Одним из наиболее успешных регионов в 2012 г. в плане развития звероводства является Тверская область. Так, согласно официальной информации, здесь звероводством занимаются пять хозяйств: зверохозяйство «Знаменское» Торопецкого района, ООО «Меха», ООО «Новые меха», ОАО «Зверохозяйство «Мелковское» Конаковского района и звероплемзавод «Савватьево» Калининского района. В основном на этих заводах присутствует три вида пушных зверей: хорь, норка и соболь. В 2012 г. их поголовье на четверть выросло, в том числе благодаря поддержке зверохозяйств со стороны целевой программы «Государственная поддержка сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Тверской области». Подобные документы есть практически в каждом из субъектов России, однако и в четверти них не включены отдельные положения о поддержке звероводства. Основные направления данной программы – субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам, части затрат на приобретенное дизтопливо для проведения весенне-полевых работ, субсидии за содержание племенного маточного поголовья и приобретенную машиностроительную продукцию. 

 

Павел Порфиров, министр сельского хозяйства Тверской области, на недавней пресс-конференции отметил следующее: «Зверохозяйства реализуют племенной молодняк в Московскую, Калининградскую, Новгородскую, Кировскую области, Беларусь, Татарстан. Шкурки – в Японию, США, Китай, Европу». Все перечисленные хозяйства состоят в ЗАО «Союзпушнина», единственной российской компании, которая занимается организацией и проведением аукционов пушнины и меховых изделий.

Как сообщили в пресс-службе правительства Тверской области, сейчас местный Минсельхоз разрабатывает региональную программу «Развитие клеточного разведения соболей в Тверской области на 2012-2013 гг. и на период до 2021 г.», направленную на рост производства товарных шкурок. На примере данного региона можно сделать вывод, что звероводству для развития необходим импульс, который должен исходить от государства. Принятие целевых программ реально сможет способствовать оживлению индустрии.

www.agroru.com