РОСТСЕЛЬМАШ НАКАНУНЕ ЮБИЛЕЯ

Ольга РЯБЫХ

Накануне 80-летнего юбилея компания Ростсельмаш пригласила представителей прессы из отраслевых и общефедеральных изданий посетить производство сельскохозяйственных машин на своей заводской площадке в Ростове-на-Дону. После обзорной экскурсии по цехам завода журналисты встретились с генеральным директором компании Валерием Мальцевым. Что сейчас представляет собой Ростсельмаш? Как воплощаются планы его развития на ближайшие годы? Оказывает ли государство помощь компании и как повлиял экономический кризис на желание ее руководства вывести Ростсельмаш в мировые лидеры и освоить европейские рынки? Валерий Мальцев охотно ответил на эти и на многие другие вопросы журналистов.

Сравнение с зарубежной сельхозтехникой
Как гласит известная русская пословица, лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. И действительно – представленное журналистам современное производство, соответствующее мировому уровню, удивило всех. Тем более сейчас, когда о Ростсельмаш ходят самые разные слухи… многие из которых специально распространяются компаниями-конкурентами, чтобы потеснить на российском и зарубежных рынках продукцию известного далеко за пределами России бренда. Чего стоят хотя бы разговоры о том, что продукция компании не выдерживает никакого сравнения с американскими и немецкими комбайнами. По словам гендиректора Ростсельмаш Валерия Мальцева, те, кто распространяет такие слухи, обычно сравнивают несравнимые вещи – например, комбайн «Дон 1500Б», отработавший на российских полях десяток лет, и новый комбайн John Deere. Если же сравнивать технику равного класса и одного времени выпуска, то окажется, что технические параметры комбайнов Ростсельмаш ничуть не хуже, чем у зарубежных аналогов. Например, такой важный показатель надежности комбайна, как наработка на отказ, за последние годы вырос практически в три раза и теперь сопоставим с результатами лучших западных образцов.
К тому же комбайн – это средство производства, и отечественные сельхозмашины – эффективный способ зарабатывать деньги. А для аграрного бизнеса важна не только цена приобретения и владения (куда входят издержки из-за отказов техники), но и затраты на покупку новых запчастей. Так вот, по всем этим параметрам комбайны Ростсельмаш – наиболее эффективное средство уборки урожая в пересчете на тонну зерна при работе на практически любых, самых сложных агрофонах. Валерий Мальцев пригласил специалистов и экспертов в любое время провести на полях сравнительные испытания комбайнов Ростсельмаш и аналогичной зарубежной техники. И тогда легко будет убедиться, что продукция его завода ни в чем иностранцам не проигрывает. Ведь таких испытаний до сих пор не было! При этом сельхозпроизводителям выгоднее использовать отечественные машины еще и потому, что они менее прихотливы и лучше приспособлены к нашим маслам, горючему и климату.
До недавнего времени комбайны компании Ростсельмаш уступали зарубежным машинам на агрофонах свыше 80 центнеров с гектара, но недавно запущена в производство новая марка – роторный TORUM 740 высшего, седьмого класса, благодаря чему теперь полностью закрыта вся линейка выпуска классов комбайнов. Когда механизаторы одного и того же хозяйства, работающие на разной технике, при прочих равных условиях показывают одинаковые результаты, напрашивается вопрос: а зачем нужно было инвестировать сумасшедшие деньги в импортные аналоги? В качестве примера Валерий Мальцев привел хозяйство «Юг Руси», специалисты которого решили покупать не комбайны Ростсельмаш, а импортные. Но через некоторое время, поработав на иностранных марках, вернулись к комбайнам ACROS.

Производство
Еще не так давно мало кто из журналистов имел представление о современном производстве Ростсельмаш. А между тем на территории ростовского завода компании сейчас построены новые цеха с современным оборудованием, где выполняются сложные, высокотехнологические цепочки. При этом представители многих западных компаний приезжают на Ростсельмаш, чтобы ознакомиться с технологиями и оборудованием. Также два года назад построен логистический склад готовой продукции площадью 15 000 м2 и высотой 13 м, где хранятся 8000 наименований запчастей ко всем моделям комбайнов, все операции максимально компьютеризированы, а прием и отгрузка деталей производятся автоматически. Благодаря тому что новый склад оборудован стеллажами и электроподъемниками, автоматически доставляющими упакованные детали, удалось увеличить скорость обслуживания клиентов на 50%. Непосредственно к складу подведены железнодорожные пути, и запчасти сразу же погружают в вагоны. При этом все детали доставляются клиентам в течение 24 часов независимо от местонахождения заказчика, а в отдаленные регионы России запчасти отправляют самолетом! Подобных складов в РФ пока нет.
На территории завода в Ростове-на-Дону также находится производство по лазерному раскрою металла – одно из дочерних предприятий Ростсельмаш. Там из рулонов стали, поставляемых с Новолипецкого комбината, при помощи лазера вырезаются готовые делали не только для машин Ростсельмаш, но и на сторону для продажи.
Территория завода занимает более 100 га. Здесь имеются все технологические переделы – обработка, раскрой, литейное производство, сварочно-покрасочные работы. Ну и, конечно, сборочное производство, располагающееся в двух цехах – старом и новом.
В старом цехе сборочный конвейер состоит из 80 сборочных плит и 56 рабочих станций, к нему подведены 12 боковых конвейеров. Детали к машинам, которые расположены на плитах через одну, подаются по системе выталкивания. Рабочим у конвейера подвозят детали строго по графику и складывают в ящики возле конвейера, причем каждый рабочий на личном компьютерном терминале может посмотреть, чего ему не хватает для сборки, и сделать заказ.
В новом цехе сборка производится по системе вытягивания. Она более современная и позволяет не накапливать запчасти вблизи конвейера. Справа и слева от конвейерной ленты протянулись ряды ячеек для деталей, на которых имеются таблички со штрих-кодом, детали подвозятся сразу с двух сторон. Рабочий может заказать нужную деталь, просто проведя сканером по штрих-коду. Даже при одновременном заказе большого количества деталей не бывает сбоев, потому что компьютер точно определяет, сколько и каких деталей нужно подвезти к каждому рабочему месту.
Испытания комбайнов проводятся на транспортном полигоне на территории завода, но еще перед выходом готового комбайна с конвейера все его узлы тестируются в отдельном боксе сборочного цеха.
С 2003 года на все комбайны Ростсельмаш устанавливаются кондиционеры, а в последнее время на любую машину по желанию покупателя монтируется еще и система GPS – правда, за отдельную плату. Двигатели на собираемые комбайны устанавливаются как отечественных производителей, так и импортные. Комбайны новых марок оборудуются также системой распределения соломы, что очень важно при использовании технологии No-Till.

Поддержка государства
Меры, которые государство сейчас предпринимает для поддержки отечественных сельхозмашиностроителей, такие как увеличение до 15% пошлин на иностранную технику и выдача кредитов аграриям на покупку отечественных сельхозмашин, Валерий Мальцев считает абсолютно правильными. Ведь сегодня дотации на сельское хозяйство в том же Евросоюзе составляют 300 евро на гектар, а в России – всего лишь $12–15. При этом до недавнего времени в странах Восточной Европы действовала программа SAPARD, по которой восточноевропейские фермеры при приобретении сельхозтехники производства Евросоюза получали из бюджета ЕС дотации в размере до 50% стоимости этой техники. Таким образом, создаются барьеры для выхода российских производителей на рынки Европы, идет откровенная дискриминация российских производителей. Например, половина болгарских фермеров предпочитают технику Ростсельмаш, при том что правительство этой страны субсидирует покупку комбайнов Евросоюза и отказывает в дотациях при покупке российских!
Огромным шагом в поддержку отечественных производителей сельхозтехники стало и увеличение уставного капитала «Росагролизинга». Первые деньги оттуда Ростсельмаш получил в конце декабря, а основную их часть – в конце февраля и марте. Это позволило не сорвать уборочную кампанию на полях России, где и в 2009 году успешно работает техника Ростсельмаш.

Как экономический кризис влияет на планы компании?
В начале мая в отечественных СМИ началась какая-то истерия по поводу второй волны кризиса, отметил в общении с журналистами генеральный директор компании. Продажи сельхозтехники Ростсельмаш неплохо начались уже в марте-апреле, но со второй половины мая резко уменьшились из-за нагнетания в СМИ информации о том, что начинается вторая волна кризиса, – крестьяне, готовые купить технику, решили отложить покупку до лучших времен. А с июня банки, в которых кредитуется Ростсельмаш, стали предъявлять повышенные требования к заемщикам – подняли ставки кредитования, сократили срок возврата кредитов до одного года (ранее он составлял 5–7 лет). К тому же если до этого обеспечением кредитов могла быть купленная техника, то теперь она засчитывается с коэффициентом 0,6–0,65. Поэтому условия кредитования стали очень невыгодными.

Структура продаж в 2007/08 с.-х. году

Но, несмотря на все трудности, производство Ростсельмаш не только не останавливается, но и расширяется. Например, за последние три года инвестиции в производство составили 3 млрд рублей. И хотя общий выпуск комбайнов в этом году по количеству планируется закрыть на уровне 2007 года, разрабатываются и запущены в производство новые марки машин.

Новые проекты
В 2009 году начался выпуск инновационного роторного комбайна TORUM 740, причем создан он всего за три с половиной года. Более 800 млн рублей в реализацию этого проекта вложил сам Ростсельмаш, и 287 млн были получены из федерального бюджета, так как компания выиграла тендер на разработку этого комбайна. Также в 2009-м продолжается постановка в производство энергосредства ES-1 – новой кормоуборочной машины, которая будет собираться на том же конвейере, что и TORUM. Идет установка автоматизированной линии сварки кабины KUKA, запуск которой запланирован на сентябрь 2009 года. Стоимость проекта составляет более 5 млн евро, и сейчас специалисты Ростсельмаш принимают эту линию в Германии.

Структура экспорта в 2007/08 с.-х. году

В следующем году Ростсельмаш намерен начать установку единого окрасочного комплекса, где будут применяться самые совершенные технологии окраски. Стоимость этого проекта – порядка 50 млн евро. А, например, в Евросоюзе приобретение и установка подобного оборудования может дотироваться государством в размере до 50% – поэтому одной из зарубежных компаний такой комплекс обошелся в 30 млн (половину суммы покупки составила государственная дотация, так как комплекс подпал под действие федеральной программы охраны окружающей среды). Ростсельмаш вынужден делать этот проект на собственные и заемные деньги, что сказалось на сроках – до наступления кризиса ввод этого проекта намечался на 2009 год.
Также на полгода было приостановлено производство нового кормоуборочного комбайна РСМ 1401, выпуск которого теперь запланирован на осень 2009-го.

Стратегия Ростсельмаш
Сегодня руководство компании выстраивает Ростсельмаш как фуллайнер – универсальный холдинг, который будет производить полный спектр сельхозмашин. Российские землепашцы смогут купить у Ростсельмаш не только мощный комбайн, но и трактор, а компания еще и обеспечит всю свою технику послепродажным сервисом.
В производственной линейке компании сейчас не хватает некоторого количества орудий, поэтому рассматриваются пути их приобретения – например, кооперация с их производителями. Приоритетом является приобретение посевных комплексов к тракторам, выпускающимся компанией, – тогда в продукции Ростсельмаш появится полная линейка техники, способная работать по технологиям No-Till и Mini-Till. Эти технологии очень распространены в Северной Америке и набирают обороты в Казахстане, на Украине и в России.

Позиция на мировом рынке зерноуборочных комбайнов (шт., %)

Еще одно из стратегических направлений – выпуск новых продуктов: широкозахватной кукурузной жатки, новой косилки, нового пресс-подборщика. Это стало возможным с присоединением компании Klever в 2008 году. Klever имеет две производственные площадки – одна в Ростове-на-Дону, другая в г. Морозовск Ростовской области. Компании Ростсельмаш удалось оптимизировать затраты на производство и выпускать новые продукты на тех площадках, где ей экономически выгоднее и удобнее.

Экспорт и производство за рубежом
В настоящее время поставки продукции Ростсельмаш осуществляются в 20 стран мира. В основном это Восточная Европа (Болгария, Польша, Белоруссия), а также Казахстан и страны Северной Америки. Например, там успешно продается продукция завода Buhler, который компания приобрела в собственность до начала экономического кризиса в прошлом году. Западная Европа для экспорта пока закрыта по ряду причин, одна из которых – поддержка правительством этих стран собственных производителей комбайнов.

Итоги
К своему 80-летнему юбилею компания приблизилась с отменными отраслевыми, производственными и экономическими показателями, максимально разнообразив линейку производимой техники, многократно увеличив производственные мощности и удачно приобретя в Канаде тракторный завод Buhler Versatile HHT, а также присоединив производственную площадку Klever в Морозовске.
Продуктовую линейку Ростсельмаш составляют четыре модели зерноуборочных комбайнов – TORUM, ACROS, VECTOR, NIVA, кормоуборочный комбайн DON 680М, а с 2008 года – тракторы Buhler Versatile, а также прицепная и навесная кормоуборочная техника, техника для хранения и переработки зерна. Дилерская сеть компании состоит более чем из 200 сервисных центров и филиалов.
Ростсельмаш заслуженно вошел в пятерку ведущих мировых производителей комбайнов – таких, например, как Claas, John Deere, Case New Holland. Компания занимает 20% мирового рынка сельхозтехники и 65% рынка России и стран СНГ.

Славные страницы истории
Первую продукцию завод Ростсельмаш выпустил 21 июля 1929 года. Благодаря этому СССР прекратил закупки зерноуборочной техники за рубежом.
На Всемирной промышленной выставке в Париже в 1937 году комбайн «Сталинец-1», выпускаемый Ростсельмаш, завоевал Гран-при как самая высокопроизводительная машина, а в 1963 году на Международной ярмарке в Лейпциге комбайн СК-4 признан лучшим в мире.
С момента основания Ростсельмаш поставил своим клиентам в 48 странах мира более 2,6 млн единиц сельскохозяйственной техники. Реализация техники, ее предпродажная подготовка и сервисное обслуживание осуществляются через крупнейшую в Европе дилерскую сеть компании.
Качество и надежность техники Ростсельмаш гарантированы системой менеджмента качества, соответствующей международным стандартам ИСО 9001:2000. В 2004 году компании были выданы сертификаты Международной организации по сертификации (IQNET), Европейской организации по сертификации SAI Global, Российского Госстандарта (ИСО 9001:2001) и Российского регистра. В 2007 году комбайнам VECTOR, ACROS, RSM 181 выдан сертификат соответствия нормам Евросоюза по безопасности.

Первый комбайн ACROS с «автопилотом»
Компания Ростсельмаш начала установку на комбайны систем автовождения по сигналу GPS. Первый образец, комбайн ACROS 530, прошел испытания и был продемонстрирован журналистам.
Зерноуборочная машина с «автопилотом» может обрабатывать поле по заданному маршруту с минимальным участием оператора. Система автоматического вождения состоит из приемника сигнала GPS, блока курсоуказателя и подруливающего устройства. Систему предполагается устанавливать опционально на зерноуборочные комбайны VECTOR, ACROS и TORUM. Рассматривается возможность работы как по сигналу GPS, так и по сигналу ГЛОНАСС.
Автовождение обладает целым рядом преимуществ. Во-первых, исключается перекрытие убранных участков, что позволяет полностью использовать ширину захвата жатки. Это повышает производительность уборки и экономит топливо. Во-вторых, комбайнер практически не отвлекается на процесс подруливания и может сосредоточиться на других операциях, повышая скорость и точность работы. Наконец, в условиях ограниченной видимости (темное время суток, запыленность) производительность работы не снижается.
Автовождение – один из элементов так называемого «точного земледелия», комплексного подхода к обработке посевов, заключающегося в дозированном внесении в почву семян и удобрений на основе ее агрохимического обследования. Развитие «точного земледелия», позволяющего максимально повысить эффективность зернопроизводства, стало возможным с распространением спутниковых и компьютерных технологий. Помимо автовождения, для полного цикла, предусмотренного «точным земледелием», необходимо оборудовать комбайны системой картографирования урожайности и влажности – на данных электронной карты основывается агрохимический анализ.
Заявки на систему автовождения компания Ростсельмаш принимает уже сейчас. Комбайны с системой картографирования будут доступны в следующем сезоне после финальных испытаний.


           
Perfectagro.ru © 2010  Все права защищены.
           

 

Журналы Контакты Реклама