МАШИНОСТРОЕНИЕ РОССИИ ДОЛЖНО ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД И ТОЛЬКО ПО ИННОВАЦИОННОМУ ПУТИ РАЗВИТИЯ

Михаил БОЛОТИН, президент – генеральный директор холдинга «Концерн «Тракторные заводы»

Сегодня уже никто не ставит под сомнение тот факт, что мир переживает глубокую трансформацию. Складывается совершенно новая геополитическая ситуация, которая определяется нарождающейся многополярностью, укреплением новых центров экономического роста.
Руководством Российской Федерации поставлены четкие стратегические задачи – переход от сырьевой экономики к инновационной, ее модернизация и технологическое развитие. Несомненно, именно этот путь должен обеспечить достойное место России в современном мире – мире XXI века.
Президент России Дмитрий Медведев определил пять главных приоритетов страны, деятельность по развитию которых находится под его прямым контролем. Это вопросы повышения энергоэффективности и ресурсосбережения (включая разработку новых видов топлива), ядерные технологии, фармацевтика и медицинская промышленность, современные информационные технологии и программное обеспечение, а также космическая отрасль и телекоммуникации.
То, что машиностроение не попало в пятерку основных приоритетов, не значит, что оно не должно участвовать в общем процессе модернизации экономики. Продукция машиностроения используется для проведения работ нулевого уровня – это земляные, строительные и другие инфраструктурные работы. Звучит банально, но без машиностроителей невозможно построить лабораторный корпус для исследований по нанотехнологиям. За счет этих основных глобальных компетенций России оно должно создать более конкурентоспособную продукцию и предложить ее как на внутреннем, так и на внешнем рынках в качестве альтернативы лучшим мировым аналогам техники. Нужно достичь более высокой степени обеспечения внутреннего рынка качественной отечественной продукцией. Мировой опыт показывает, что устойчивой может быть та экономика, в которой основные отрасли машиностроения удовлетворяют порядка 70% внутреннего спроса.
Следуя пяти стратегиям лидерства в сфере высоких технологий, государство также намерено уделять постоянное внимание развитию наиболее значимых традиционных отраслей – прежде всего агропромышленного комплекса. Согласно прогнозам ООН, к 2050 году численность населения Земли увеличится в два раза – а это потребует вдвое увеличить производство сельхозпродукции. Учитывая, что невозделанные или брошенные земли сейчас остались только в Центральной Африке, а также на Украине и в России, в ближайшие годы ожидается бурный рост инвестиций в российское и украинское сельское хозяйство, в том числе и со стороны западных компаний. Уже сейчас российский рынок сельхозтехники считается одним из самых перспективных в мире. Потенциал роста спроса как на комбайновую технику, так и на тракторы очень высок, что привлекает в страну большое количество иностранных производителей. Несмотря на кризис, планы по запуску производства в России в 2009 году озвучили буквально все крупные западные агротехнические компании. 
Почти сто лет назад Генри Форд написал: «Земледелец слишком отяжеляет свой труд. Рядовой фермер тратит на действительно полезную работу не более 5% своей энергии. Не только все делается руками, но в большинстве случаев не уделяется внимания даже целесообразной организации. Если появляется надобность в добавочной работе, то первая его мысль – нанять добавочное число рабочих. Он считает излишней роскошью тратить деньги на улучшения. В хищнической трате времени и сил кроется причина высоких цен и малого заработка». Однако если взглянуть на современное российское село, мы увидим много общего с описанием великого промышленника – минимум механизации, отсутствие системного подхода и ясной экономической модели.
Сельскохозяйственное производство во многом зависит от технологической и технической модернизации. Российское сельское хозяйство на сегодняшний день недостаточно обеспечено основными видами техники. Отечественные предприятия сельхозмашиностроения резко сократили выпуск сельхозмашин, а поступаемая из-за рубежа техника не адаптирована к реалиям России, где насчитывается 550 природно-климатических зон.
Для совместного поиска эффективных путей решения масштабных стратегических задач нашей страны российские производители техники объединились в одну из самых масштабных отраслевых организаций – Союз машиностроителей России. Без сильного, передового машиностроения наша промышленность и наша экономика в целом не будут конкурентоспособными, не будут полноценными. России не удастся уйти от чрезмерной сырьевой зависимости, провести глубинную инновационную перестройку экономики. Это объединение лучших представителей отрасли было продиктовано временем.
Инновационное и технологическое обновление предприятий является основой повышения устойчивости машиностроительного комплекса страны в целом, что, в свою очередь, образует один из основных элементов надежного обеспечения национальной и продовольственной безопасности страны.
В 2009 году мировой экономический кризис вскрыл все недостатки нашей экономики, базируемой на полном игнорировании реальных потребностей человека. Два десятилетия бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости. В основной своей массе отечественный бизнес не изобретает и не создает нужных людям вещей и технологий, а идет по упрощенному сценарию: торгует тем, что сделано другими или дается без особых усилий, – сырьем либо импортными товарами. Готовые же изделия, произведенные в России, в основном пока отличаются крайне невысоким качеством и конкурентоспособностью. Отсюда и большее, чем у других экономик, падение производства во время нынешнего кризиса, а также запредельные колебания фондового рынка.
Энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки. Как следствие – на уровне глобальных экономических процессов влияние и присутствие России на других рынках, прямо скажем, не так велико, как могло быть. 
Сегодня при огромной разнице в стартовых условиях у зарубежных и отечественных производителей доля отечественной техники на рынке России не превышает 20%. Импортные поставки продукции машиностроения для нужд экономики в 2008 году, по данным Союза машиностроителей России, составили: по бульдозерам, трубоукладчикам и экскаваторам – 78%, коммунальной технике – 93%, лесозаготовительной технике – 74%, колесным тракторам малого и среднего класса – 91%, комбайнам – 50%, по навесному оборудованию для сельского хозяйства – 85%. Эти показатели фактически являются приговором для российских производителей техники.
Основная часть промышленности РФ была создана в 1930–1980 годы, когда господствовала административно-командная система управления экономикой. Начавшиеся в 1990-х радикальные системные реформы, осуществляемые преимущественно институционально-правовыми методами (без учета инновационно-технологического и инвестиционного факторов), практически вывели государство из сферы управления экономикой, в том числе и в промышленности.
Спад инновационной активности в стране, произошедший в 1990-х, привел к тому, что сейчас внедрением инноваций занимается лишь 4–5% отечественных предприятий, тогда как, например, в Германии, США, Франции и Японии – от 70 до 82%. Вполне очевидно, что возобновление инновационного процесса в России будет происходить по мере преодоления кризиса и подъема экономики. Однако сегодня задача заключается не в том, чтобы дать инновациям возможность следовать за экономическим ростом, а в том, чтобы с помощью активной промышленной политики превратить инновации в один из основных факторов роста российской экономики, обеспечить ее перевод на инновационный путь развития и освоение достижений современного технологического прогресса.
К сожалению, в российском обществе еще широко распространены патерналистские настроения – уверенность в том, что все проблемы должно решать государство. Поэтому средства и преференции, которые правительство РФ сегодня выделяет российскому бизнесу, к сожалению, тратятся не на борьбу с собственной технологической отсталостью, наладку в кратчайшие сроки выпуска качественной, востребованной и конкурентоспособной продукции отечественного производства (что стало бы заделом на будущее), а на банальное латание дыр, связанных с кризисом.
Российскому обществу нужно избавиться от стереотипов «прошлого» и иллюзий по поводу того, что потребитель всегда будет и обязан покупать товар вчерашнего дня. Нам нужно научиться смотреть в будущее и именно там находить ориентиры и реперные точки нашего дальнейшего развития. Никакие заградительные барьеры, таможенные ввозные пошлины и другие административные ресурсы никому из нас по большому счету не помогут, если мы не научимся видеть будущее и в соответствии с этим меняться.
По экспертным оценкам, объем мирового рынка нанотехнологий к 2015 году вырастет с нынешних $250 млрд до $23 трлн, что сопоставимо с рынком энергоносителей. По существу, развитие нанотехнологий уже в ближайшее время изменит облик человечества, кардинально изменит нашу жизнь. Безусловно, Россия пока находится в самом начале пути, но руководство страны поставило перед ней «нескромную» задачу стать лидером в этом процессе. Для этого у нас есть и интеллектуальный потенциал, и организационные и финансовые возможности. Сегодня Россия располагает крупнейшей в мире госпрограммой, которая предусматривает выделение до 2015 года 318 млрд руб. на развитие нанотехнологий с целью доведения объемов продаж продукции российской наноиндустрии до 900 млрд руб.
По мнению президента России Дмитрия Медведева, один из главных сдерживающих факторов этого процесса – моральная неготовность российского общества к изменениям, к новым эффективным моделям ведения бизнеса, ориентированного на реальные потребности рынка. В преодолении этой инерции при реализации инновационной политики в отрасли правительство РФ не в последнюю очередь рассчитывает на помощь Общероссийской общественной организации – Союза машиностроителей России.
Будучи членом Бюро Центрального совета Союза, а также являясь председателем Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению, хочу сказать, что организация ведет активную работу по налаживанию взаимодействия представителей реального сектора рынка с государственными учреждениями по вопросам технологического прогнозирования, координации с научными и инновационными центрами. Совместно с Торгово-промышленной палатой РФ Союз ведет активную работу по продвижению лучшей отечественной машиностроительной продукции на внешние рынки.
Абсолютно очевидно, что государство и представители реального сектора рынка должны действовать скоординированно. Здесь ни отдельно наших усилий, ни отдельно правительственных будет недостаточно. Результат может быть достигнут только благодаря совместной скоординированной и наступательной работе в одном направлении. Члены Союза машиностроителей России отлично понимают, что руководством страны практически дан старт масштабной перестройке всей экономики.
Конечно же, один из важнейших вопросов, который стоит на повестке реализации данной стратегии, – это вопрос подготовки и переподготовки кадров, особенно рабочих специальностей. Эта проблема требует особого внимания как со стороны государства, так и со стороны бизнеса: необходимо помочь вузам и профессиональным училищам с разработкой новых образовательных программ, организацией производственной практики, созданием систем контроля за качеством образования.
В ХХ веке около 2/3 мировых новаций, внедренных в экономику развитых стран, было реализовано при использовании достижений и идей нашей фундаментальной науки. Согласно исследованию Гарвардской бизнес-школы, опубликованному в феврале 2004 года, в России самый высокий уровень творческой активности – на втором месте Швеция, а затем США.
Абсолютно уверен, что важнейшим конкурентным преимуществом новой России должны стать знания, которых нет у других, интеллектуальное превосходство, умение создавать вещи, нужные людям. Изобретатели, новаторы, ученые, учителя, предприниматели, внедряющие новые идеи и технологии, станут самыми востребованными и уважаемыми людьми в обществе. Для их плодотворной деятельности нужно создать все необходимые условия.
Россия может получить колоссальный эффект от развития своего образовательного и научного потенциала, являющегося одной из самых главных основ человеческого капитала. Чтобы получить данный ресурс, сделать его активной реальностью, необходимо как можно скорее решить существующие проблемы в этой области. Начиная с 1990-х приток молодежи в науку и сферу образования был крайне незначительным, и сейчас возраст наиболее квалифицированных ученых и преподавателей, инженеров и рабочих подходит к предельному. Уже через 2–3 года, если не переломить столь негативные тенденции, кадровый потенциал науки России резко сократится, и восстановить его удастся в лучшем случае лишь через 15–20 лет.
Безусловно, России еще удается удерживать передовые позиции на мировом рынке вооружений, но в сфере высокотехнологичной продукции показатели выглядят более чем скромными. Достаточно привести следующие цифры: российский экспорт технологий в 2007 году оценивается всего лишь в $630 млн, тогда как, например, в Германии этот показатель превысил $42 млрд. В среднем за год в России регистрируется около 35 000 патентов, а в США и Японии – по 400 000.
Государственные научные учреждения являются на сегодняшний день главными генераторами инноваций в таких ведущих инновационно ориентированных странах, как Франция и США. Поэтому их опыт выстраивания грамотной мотивации научного сообщества позволит в относительно небольшие сроки существенно активизировать инновационную деятельность в экономике нашей страны.
Одним из важных моментов увеличения инновационной составляющей в российской экономике может стать процесс активной коммерциализации научно-технической продукции, находящейся в собственности государства или созданной на бюджетные средства. Однако первым важным условием реализации этой стратегии развития страны и активизации ее технологического потенциала является значительное улучшение защиты интеллектуальной собственности. 
В послевоенный период все развитые страны активно занимались поиском оптимальных путей передачи новых технологий из государственных лабораторий в предпринимательский сектор, включая их вторичное использование. Поэтому одним из важнейших инструментов активизации инновационных проектов в российском машиностроении может стать гособоронзаказ. Развитие уже накопленного в ВПК инновационного потенциала дает реальную возможность его использования в гражданских секторах экономики. Опыт США показывает, что военно-техническая политика является одной из форм промышленно-инновационной политики. В 1990-е годы Министерство обороны США обозначило и профинансировало реализацию 22 критически важных технологий, 75% которых имело двойное назначение. В результате американская экономика получила мощное инновационное ускорение.
Учитывая, что большинство предприятий оборонно-промышленного комплекса России входит в состав госкорпорации «Ростехнологии», было бы целесообразно рассмотреть возможность создания при Союзе машиностроителей России банка новейших технологий, которым могли бы на коммерческой основе пользоваться производители гражданской продукции.
На текущий момент российскими ведущими экспертами выделяют три основных подхода к решению этих задач:
– коммерциализация результатов НИОКР силами самих государственных исследовательских центров;
– выполнение функций по коммерциализации существующими государственными структурами;
– создание специального «промежуточного» звена между государственными лабораториями и частной промышленностью.
В мировой практике существует достаточно успешных примеров стран, выбравших инновационный путь развития. Основываясь на их опыте, уже сейчас можно выделить следующие виды обязательных налоговых льгот по стимулированию инноваций:
– уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму затрат на НИОКР;
– скидки с суммы начисленного к выплате компанией налога в размере определенного процента от величины прироста затрат на НИОКР;
– инвестиционный налоговый кредит (уменьшение суммы налога на часть капитальных вложений в новую технику);
– особые льготы по налогообложению средств, выделяемых на финансирование фундаментальных исследований (как правило, в университетах) и для НИОКР силами мелкого и среднего бизнеса.
Конечно же, Россия находится в самом начале своего пути инновационного становления. Многое еще нужно сделать, поменять, многому научиться. Будущее открывает перед нашей страной и перед каждым из нас огромные возможности, которых и в помине не было еще десятилетие назад. Пришло по-настоящему новое время, требующее от нас глобальных изменений в сторону лучшего.
Переход страны на следующую, более высокую ступень цивилизации возможен. Самое главное, что он впервые в истории России будет осуществлен ненасильственными методами, не принуждением, а убеждением, собственным желанием измениться, всеобщим стремлением к лучшему, передовому.
Мы живем в уникальное время. С новым руководством страны у нас действительно есть шанс построить новую, свободную, процветающую, сильную Россию. И машиностроители обязаны сделать все от них зависящее, чтобы этот шанс был использован нашими предприятиями в полной мере.
Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами – «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности. Поэтому машиностроение должно двигаться вперед и только по инновационному пути развития!


           
Perfectagro.ru © 2010  Все права защищены.
           

 

Журналы Контакты Реклама