Рынок кормозаготовительной техники России и его крупнейшие игроки

 

Сегодня многие говорят о том, что индустрия сельскохозяйственного машиностроения серьезно пострадает от вступления России в ВТО, в результате чего страну может наводнить огромное количество подержанной техники иностранного производства, предлагаемой по демпинговым ценам с небольшим гарантийным сроком службы. Однако далеко не все сектора сельскохозяйственного машиностроения являются одинаково слабыми и в равной степени не способными к конкуренции. В частности, если подобная участь, может, и будет ожидать рынок зерноуборочной техники, то вот о кормозаготовительной такое вряд ли можно сказать. Здесь ситуация пускай и ненамного, но все же обстоит получше.

 

Состояние рынка

 

По оценкам ряда экспертов, на 2007 г. 80% кормоуборочной техники, используемой российскими аграриями, приходилось именно на отечественного производителя. При этом изношенность парка кормозаготовительной техники является довольно значительной. Объем рынка в настоящее время оценивается приблизительно в 1900-2000 единиц в год. С 2005 г. этот показатель вырос приблизительно в два раза. При этом 64% рынка приходится на самоходные кормоуборочные комбайны, в то время как 36% - на прицепные кормоуборочные комбайны, эта цифра в российском сельском хозяйстве остается неизменной вот уже в течение многих лет. С 2005 по 2009 г. количество комбайнов в России сокращалось довольно быстрыми темпами – согласно ряду аналитических исследований, за этот период от 8,5 до 10,5% комбайнов выбывало из строя по изношенности каждый год, в то время как новых комбайнов на рынок поступало всего порядка 5%.

 

Однако в результате к 2011-2012 гг. парк кормоуборочной техники в России находится в более-менее неплохом состоянии благодаря прошедшему обновлению. В последние годы наметилась четкая тенденция увеличения объема рынка, чему способствуют общие инвестиции в сельское хозяйство и развитие животноводства, что стимулирует рост спроса на комбикорма отечественного производства.

 

Оценить объемы рынка и его структуру с точки зрения соотношения импорта и отечественной продукции в настоящее время представляется довольно сложным, однако можно с уверенность сказать, что за последние 5 лет доля импорта увеличилась. Приблизительно до 35-40%.

 

Появились новые игроки, которые проводят довольно активную политику, рекламируя свою продукцию и устраивая целые туры по регионам России для того, чтобы убедить аграриев работать именно с ними. Вместе с собой западные компании приносят новые методы конкурентной борьбы, и на ближайшую перспективу можно с уверенностью сказать, что отечественным компаниям придется нелегко в отстаивании своей рыночной позиции.

 

Ежегодно выделяемая сумма государственной поддержки на техническое перевооружение из федерального бюджета Российской Федерации составляет около 10 млрд руб. и увеличивается благодаря региональным бюджетам в соответствии с программами софинансирования. Кроме того, большой вклад вносят и сами сельскохозяйственные товаропроизводители, собственные средства которых, затраченные на приобретение кормоуборочных комбайнов, значительно превышают объемы государственной поддержки.

 

Определение потребности сельскохозяйственных организаций в кормоуборочных комбайнах для кормопроизводства проводят с помощью нормативов потребности в эталонных единицах. Так, в соответствии с «Нормативами потребности агропромышленного комплекса в технике для растениеводства и животноводства» в среднем по Российской Федерации в расчете на 1 тыс. га посевов кормовых должно приходиться 5,8 кормоуборочного комбайна (в эталонных единицах). То есть при общероссийской площади кормовых культур без пастбищ 5479,5 тыс. га (по данным за 2008 г., в том числе кукуруза на силос, зеленый корм и сенаж – 1401 тыс. га; прочие силосные культуры без кукурузы – 272,5 тыс. га; однолетние травы, включая посевы озимых на зеленый корм, – 3785,8 тыс. га) технологическая потребность в кормоуборочных комбайнах российского АПК составляет 31,7 тыс. эталонных единиц.

 

Это превышает имеющееся в парке количество кормоуборочных комбайнов более чем на 5 тыс. ед., а количество исправных – на 9,8 тыс. ед., то есть налицо явный и значительный дефицит. С учетом все еще относительно высокой степени физического износа имеющегося парка кормоуборочных комбайнов в объеме более чем 50% можно смело говорить о значительном и пока не использованном потенциале рынка кормоуборочных комбайнов в Российской Федерации. 

 

Ключевые импортеры

 

CLAAS

 

В России немецкий бренд из Вестфалии представлен уже довольно давно. По состоянию на 2007 г. он занимал порядка 10,5% рынка. В 2012 г. эта цифра сократилась примерно до отметки в 8%, однако все же немецкий бренд остается крупнейшим импортером сельскохозяйственной техники в Россию. Первые агрегаты его производства были проданы еще в 1991 г., однако период интенсивного развития производства и поставок продукции приходится на период с 2003 по 2007 г. Компания регулярно выпускает новинки производства, в частности из последних моделей можно отметить DISCO 9100 C AUTOSWATHER – укладчик валков, DISCO 9300 RC DUO и DISCO 9100 RC CONTOUR для уборки люцерны, CORTO 3200/2800 F PROFIL – передненавесная косилка и LINER 3100 – универсальная машина. В настоящее время компания CLAAS представлена на рынке кормозаготовительной техники России примерно 20 наименованиями.

 

Kuhn

 

Компания Kuhn является одним из бесспорных лидеров рынка кормозаготовительной техники в мире и в перспективе может выбиться в лидеры и на рынке России. Филиал компании открылся в Москве сравнительно недавно – в 2008 г., однако ее представители уже отметились действительно агрессивной стратегией на отечественном рынке. Сравнительно недавно компания отличилась пятинедельным туром, проходившим с 15 мая по 2 июля 2012 г., в рамках которого проходила презентация ее кормозаготовительной техники на территории самых разных регионов России. И хотя рынок нашей страны для Kuhn пока не является ключевым, очевидно, что производитель постепенно увеличивает здесь свое присутствие, проталкивая свою продукцию на рынок за счет весьма привлекательного, по меркам импортера, соотношения «цена/качество». Компания Kuhn в России на сегодняшний день представлена валкообразователями, ворошилками, косилками-плющилками и дисковыми плющилками. Общий модельный ряд кормозаготовительной техники включает в себя порядка 40 наименований. Компания занимает объем рынка, равный приблизительно 4%.

 

Krone

 

Кормоуборочная техника от Krone - это кормоуборочные комбайны, косилки (навесные, прицепные, фронтальные, типа «триплекс» или «бабочка», с плющильным механизмом), пресс-подборщики (рулонные с постоянной камерой и переменной, крупногабаритные тюковые), прицепы универсальные (для подбора и транспортировки кормовой массы и ее распределения) грабли, вспушиватели и так далее. Фирма также в последнее время активно тиражирует свою продукцию, стремясь максимально полно привлечь внимание клиентов, что в целом ей удается довольно успешно благодаря качественной продукции, хорошей репутации и сервису.

 

John Deer

 

По состоянию на 2008 г. компания контролировала порядка 10% рынка кормоуборочной техники в России, однако принятые впоследствии заградительные таможенные пошлины негативно отразились на присутствии в нашей стране этого американского производителя, снизив его долю примерно до 6-7%. В настоящее время компания имеет свое производство в России и благодаря этому постепенно отвоевывает былые позиции. John Deer также имеет собственный сервисный центр в России, что позволяет ему предлагать клиентам возможности быстрого и надежного сервиса – этой опции пока нет ни у одного российского или зарубежного производителя, и многие отечественные компании уже положительно оценили данный момент, что позволяет прогнозировать рост популярности продукции компании в ближайшей перспективе.

 

Кормозаготовительная техника российских производителей

 

Российский рынок кормозаготовительной техники является в значительной степени консолидированным. Доля крупнейших игроков, КЗ «Ростсельмаш» и СП «Брянсксельмаш», составляет порядка 70% рынка кормоуборочных комбайнов в России. В течение последних 5 лет две эти компании боролись за рыночные доли с CLAAS, которая традиционно предлагала продукцию немного лучшего качества, цена которой, однако, была на 40-70% выше.

 

Два названных производителя в свою очередь брали дешевизной продукции и ее относительной надежностью, что подкупало фермеров и сельхозпроизводителей. В 2009 г., как известно, в эту борьбу вмешалось государство, принявшее протекционистские меры на рынке сельхозмашиностроения России, что нанесло существенный ущерб всем крупным импортерам кормозаготовительной техники.

 

В настоящее время конъюнктура рынка и конкурентной борьбы меняется – государство, с одной стороны, дает возможности импортерам восстановить ранее утраченные позиции. И в то же время «Ростсельмаш» и «Брянсксельмаш» постепенно начинают внедрять более современные технологии с большей себестоимостью и соответственно большей рыночной ценой, что позволит им бороться уже за рыночные ниши в верхнем ценовом диапазоне.

www.agroru.com