На заводе КЛААС в Харзевинкеле

 

В рамках посещения выставки «Агротехника» для представителей российских СМИ была запланирована экскурсия на завод в г. Харзевинкеле, где производятся некоторые марки тракторов и комбайнов под известным брендом КЛААС.

На этом заводе часто проходят экскурсии для иностранных и немецких специалистов, а также проводится обучение для рабочих из разных стран. В корпусе, где происходит встреча гостей, имеются уютный кинозал, холл с выставленными образцами техники и еще самые разные помещения.

Фильм, показанный гостям, был посвящен работе техники КЛААС в поле. В нем подробно рассказывалось о новых моделях комбайнов и о новинках в электронике.

В корпусе для презентаций, и на территории завода было достаточно много людей, желавших увидеть, как происходит сборка новейшей сельхозтехники.

Территория завода, как ни странно,  не показалась  огромной, да и производственные корпуса снаружи выглядели компактными. До сих пор на территории предприятия стоит печная труба, построенная в год его основания. Теперь она служит реликвией, и ее обязательно показывают всем посетителям.

Но стоит зайти в производственные помещения, как поражаешься их внушительным размерам. Внутри они как будто раздвинулись и ничего общего не имеют с компактными зданиями, которые видны с улицы. В длину размеры некоторых цехов составляют 600 м, и рабочие предпочитают там не ходить, а ездить на велосипедах, для этих целей предусмотрены велостоянки. Завод занимает площадь 400 кв. м, на нем трудятся 3000 сотрудников (отметим, что во всем мире на заводах компании КЛААС их 9400).

Состоит предприятие из многих цехов: цеха лазерного раскроя металла, монтажных помещений, цеха окраски и лакировки, участков испытаний тракторов и комбайнов и др. В 2003 г. была произведена полная реконструкция завода, инвестиции в которую составили 35 млн евро. При реконструкции были учтены экологические требования к производству, установленные законодательными нормами Германии.

Поэтому в настоящее время завод КЛААС в г. Харзевинкеле - производство экологическое. Даже на таких обычно вредных участках, как цех очистки, окраски и лакировки деталей, воздух остается чистым. На вопрос, за счет чего это достигается, Генрих Пипер, консультант КЛААС, проработавший на заводе 28 лет и проводивший экскурсию, ответил: «После реконструкции на заводе стали применяться совершенно новые технологии и особенные химические растворы. Их состав подобран так, чтобы во время и после процесса очистки деталей (он проходит в три этапа), лакировки и окраски не выделялись вредные испарения в воздух. К тому же остатки загрязненного раствора взаимодействуют с такими химическими жидкостями, которые их расщепляют и нейтрализуют, а полученное при этой реакции вещество спокойно можно утилизировать без вреда для окружающей среды».

Но и это еще не все. Многие процессы выполняют роботы. Например, под самым потолком находятся металлические конструкции. По ним, как по рельсам, двигаются штанги, в которых есть приспособления для захвата металлических частей. Захватив детали с логистического склада, они перемещают их в цех, где производятся очистка, лакировка или окраска, и опускают в соответствующие растворы, а после выполнения этой операции поднимают на нужную высоту и доставляют сначала в цех сушки, а затем на монтажный участок. Оператор лишь нажимает на кнопки и контролирует движение штанги с помощью компьютера.

Генрих Пипер показал, какие технологические процессы проходят и в других цехах, где за счет отлаженной системы в производстве достигается высокий уровень качества продукции. Например, в монтажном цехе, где монтируются мощные трактора, такие как Xerion, детали из грузовика, прибывшего с автобана, забираются роботом в зал для входного контроля, затем перемещаются на сборку. На заводе существует незыблемое правило: браться за одну деталь только один раз.

В Харзевинкеле производство таких тракторов, как Xerion, мощностью 542 л. с., составляет от 300 до 500 штук в год. Чтобы понять, много это или мало, Генрих Пипер привел пример завода во Франции, где в год производится 13 000 тракторов меньшей мощностью – до 330 л. с.

Комбайнов же различных марок в день выпускается около 40 штук. В цехе сборки комбайнов две монтажные линии, и с каждой сходит 18-19 машин. Но не все детали комбайна изготавливают на заводе в Германии. Например, кабины производят в Венгрии, двигатели от Kapitalar  - американские.

Испытания готовых комбайнов проводятся в два этапа. Первый проходит в конце монтажной линии. Там находится комната испытаний с транспортерной лентой внутри, по которой в нее въезжает комбайн. На монитор компьютера, установленный снаружи этой комнаты, оператором вводятся все данные для испытаний. Результаты заносятся в файл и хранятся длительное время.

Впечатлений от посещения завода много. Но главное из них – спокойная деловая атмосфера, царящая на производстве. Работники, не отвлекаясь на посторонние разговоры и дела, четко выполняют свою работу.  По их желанию, администрация завода,  вместо обеда, установила за смену  два технологических перерыва по 15 минут, благодаря чему  они могут уйти домой пораньше.

Даже со стороны было заметно, что рабочие гордятся своей работой на заводе КЛААС и дорожат ею.

В 2014 г. завод отметит юбилей – 100 лет со дня открытия. Надеемся, что к этой дате будет выпущено много новых и интересных моделей тракторов и комбайнов, начиненных суперсовременной электроникой.