На зерноуборочной технике CLAAS представители СМИ собрали 82 тонны пшеницы в закрома Родины

 

Ольга Рябых

 

Вопреки расхожему мнению, что журналисты сначала бегают с диктофоном за героями будущих репортажей, а затем корпят над текстами в душных кабинетах, во время Дня прессы, организованного компанией ООО «КЛААС» под Краснодаром, представители СМИ занялись другим делом — вождением тракторов и комбайнов.

Это стало неординарным событием и для самих журналистов, и для тех, кто отправил их убирать пшеницу.

Для освоения новой профессии участникам тест-драйва предоставили машины LEXION 760, TUKАNA 480, XERION 3300 c бункером-накопителем, ARION 610 с пресс-подборщиком Variant 380 и другие.

Практика управления этими машинами на поле дополнила серьезную теоретическую подготовку, проведенную сотрудниками компании в цехах завода. И все участники незабываемого события признали, что уровень технологичности и комфортности зерноуборочной линейки CLAAS очень высок.

 

Человеку, впервые попавшему в кабину зерноуборочного комбайна LEXION, кажется, что он занял удобное кресло в театре. Просторно, прохладно и главное — великолепный обзор окружающего пейзажа.

Особенно интересно наблюдать, как полотно спелой пшеницы бежит навстречу и, столкнувшись с жаткой, плавной волной исчезает под ней. Так колосья зерновых вместе со стеблями попадают в комбайн, где проходят сепарацию, обработку и очистку по самым передовым технологиям.

Молотильная система APS (предварительного ускорения) с отделением остаточного зерна с помощью роторов разработана специально для моделей LEXION 700. А вот для других комбайнов — LEXION 600 — отделение остаточного зерна происходит с помощью 5-6 соломотрясов.

У комбайнов LEXION 700 объединены две системы: система обмолота APS c предварительным ускорением потока массы (это увеличивает производительность на 20 %) и система отделения остаточного зерна ROTOR-Plus. Поскольку при этом достигается высокая скорость потока массы между роторами и деками и большая центробежная сила, остаточное зерно почти полностью отделяется. На увеличение производительности процесса влияет интенсивное разрыхление слоя соломы, что особенно важно при ее повышенной влажности. Все соломотрясы LEXION оснащены системой MULTIFINGER SEPARATOR SYSTEM (MSS).

Барабан с пальцами над соломотрясом разрыхляет солому. При этом масса ускоряется, слой соломы становится тоньше и остаточные зерна отделяются раньше — соломотрясы используются с большей эффективностью.

В конце всего процесса отборное зерно перемещается в бункер, а предварительно измельченная солома высыпается, образуя ровные гребни позади комбайна.

Идущий следом пресс-подборщик упакует их в рулоны или тюки. А оставшуюся стерню другой агрегат заделает в почву для сохранения влаги и устранения провокации всходов.

 

Все участники тест-драйва ощутили ровный и плавный ход тракторов и комбайнов.

Это связано с использованием в двигателе бесступенчатой коробки передач (эту технологию компания CLAAS применяет уже 15 лет).

На вопрос, каким образом в летнюю жару удается поддерживать приятную атмосферу в кабинах машин, специалисты-механики пояснили, что для этого предусмотрена система кондиционирования воздуха и климат-контроля, которая следит, чтобы сиденье водителя обдувалось без сквозняка.

В кабине LEXION рядом с сиденьем расположен холодильник общим объемом 43 литра, снабженный держателем для бутылок. Столиком для еды может служить откидная спинка сиденья. Это значит, что можно пообедать, не выходя из кабины, и существенно сэкономить время.

Ощущение комфорта возникает и из-за низкого уровня шума, и из-за того, что пневматическая подвеска сиденья со встроенной функцией автоматического контроля высоты регулируется по весу водителя и амортизирует колебательные движения на 40 %. Благодаря этому, когда комбайн или трактор начинает работу или останавливается, не возникает ни толчков, ни тряски.

И вот что восхитило всех участников: огромный комбайн плавно и быстро реагировал на движения джойстика в кабине. С помощью этого устройства можно регулировать скорость движения и высоту рабочих орудий. Джойстик встроен в подлокотник водительского сиденья. Простота управления достигается благодаря системе EASY (Efficient Agriculture Systems — эффективные системы для сельского хозяйства).

В кабине LEXION 700 многое удивляло.

Справа от водителя — экран бортового компьютера. Лишь опытный механик сможет считывать информацию и управлять им; например, задать программу процесса уборки.

Вся работа компьютера, подключенного к машине, основана на двух современных системах. Одна из них — CEBIS, которая в процессе уборки не только выводит на цветной монитор разные характеристики работ, но и наглядно обобщает все нужные сведения. В этой системе можно отрегулировать такие настройки, как автоматический регулятор скорости, системы управления (CPS PILOT, LASER PILOT, AUTO PILOT), измерение урожайности и влажности, счетчик площади, измерение расхода топлива и квартирование урожайности, индикация выполненной работы, контроль выполнения заказов, отображение периодичности технического обслуживания, общая бортовая диагностика и контроль числа оборотов.

Вторая система — телематическая (TELEMATICS), благодаря которой в любое время суток через Интернет можно узнать о комбайне все. Руководитель компании, находясь в офисе, сможет увидеть в режиме реального времени работу каждой машины всего парка. С помощью системы можно подсчитать не только время, затраченное на остановки любой из них, но и обработанную площадь. Кроме того, система фиксирует процессы слива топлива и дозаправки. Если комбайн пересечет границу поля, его водителю будет отправлено соответствующее sms-уведомление.

Благодаря другой важной системе — CEMOS — можно диагностировать и даже устранять некоторые неполадки в работе машин, не выезжая к месту поломки.

Обычно на результат уборки урожая влияют до 50 параметров настройки различных инструментов, от мотовила до соломоизмельчителя. За дюжиной из этих значений комбайнер должен следить постоянно. Система CEMOS выводит на дисплей предложения по сохранению этих параметров в оптимальном диапазоне. После того как комбайнер их подтвердит, система автоматически выполнит оптимизированную настройку машины.

Через компьютер распечатываются специальные карты, где отражаются все данные по текущей и сезонной производительности всего парка машин одного хозяйства. Такие же карты были распечатаны и по итогам работы тракторов и комбайнов, управляемых журналистами. Это позволило узнать, что за час работы дружная команда СМИ под руководством опытных механиков собрала и намолотила пшеницу с 80 га.

За один летний день журналисты получили бесценный теоретический и практический опыт управления сельхозмашинами компании CLAAS. Поле, на котором убиралось зерно, — своеобразный учебный полигон для специалистов, приезжающих со всех концов страны и СНГ по приглашению компании. Оно арендовано у Кубанского государственного аграрного университета (ГАУ) на условии безвозмездной передачи ему собранного урожая, который университет, в свою очередь, сдает государству. Давняя дружба с этим учебным заведением приносит взаимную выгоду. Как рассказал в начале встречи директор ООО «КЛААС» в Краснодаре д-р Ральф Бендиш, место под строительство завода выбиралось с учетом близости Кубанского ГАУ, профессором которого он сейчас является. Д-р Бендиш считает, что будущее сельского хозяйства нашей страны — за выпускниками аграрных вузов. Техника во всем мире усложняется с каждым годом, и без специального образования эксплуатировать ее сложно. Завод ежегодно принимает в свои ряды трех-четырех наиболее способных выпускников.

Всего на заводе работает 150 человек. Во время кризиса в 2009 году многих сотрудников пришлось уволить, но костяк из 30-40 специалистов остается неизменным в течение всего времени.

История завода началась со дня его открытия в 2005 году. Производственные мощности разместились на 5000 кв. м. В 2008 году с конвейера сошли 1000 комбайнов, и в этом же году начался выпуск тракторов. Сейчас компания выпускает такие модели, как комбайн TUCANO 430/450/470/480, трактор XERION 3300.

Завод состоит из цехов сборки, сборочного конвейера, участка испытания, измерительного участка и аудита. Все операции, выполняемые на этапе сборки, отлажены до автоматизма. Д-р Бендиш привел такой пример различия российских и зарубежных сборщиков: европейский работник выполняет одну операцию несколько минут, наш — два часа. Это означает, что у нашего работника более высокая квалификация, он может заменить сразу нескольких работников на разных участках.

Современные технологии на заводе CLAAS применяются повсюду. Например, на участке сборки используются силовая установка, ключ автолокализации, на участке испытания — электронный гайковерт, воздушный насос для поднятия тяжестей.

В измерительной комнате есть трехмерная измерительная машина из Швейцарии, способная определить длину окружности по трем точкам и вывести все данные на компьютер. Высочайшая точность измерения ни разу не подвела марку страны-изготовителя.

В планах завода — освоение новых мощностей до конца 2012 года: создание цеха лазерного раскроя, цеха окраски, а также расширение складского помещения.

Соответственно и выпуск комбайнов с тракторами планируется увеличить в два раза.

Спрос на них неуклонно растет. В 2011 году продажи комбайнов существенно выросли по сравнению с кризисными годами и составили уже 400 единиц за прошедшие полгода.

 

Во время встречи с генеральным директором у него в кабинете и во время экскурсии по цехам представители СМИ задавали ему разные каверзные вопросы: и как начинался бизнес в России, и как кризис повлиял на выпуск комбайнов, и какие планы у компании на будущее, и как удается справляться с российской бюрократией.

На все это д-р Бендиш отвечал, что у него как у инвестора всегда все хорошо, заранее продумано и просчитано, — словом, все идет по плану.

Так что инвестпроект ООО «КЛААС» в Краснодаре можно считать успешным, а умение организовать бизнес в нашей стране с привлечением российских работников — достойным подражания.

День СМИ, посвященный 75-летию выпуска первого комбайна в Европе, прошел ярко и интересно и запомнится приглашенным журналистам надолго. А главное — они еще больше приобщились к отрасли, о которой пишут, став, хоть и на короткое время, трактористами и комбайнерами.