ПРОВАЛЫ РЫНКА МОЛОКА: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Владимир СУРОВЦЕВ
Елена Частикова


Многие потребители начинают отличать молочную продукцию зарубежных производителей от отечественного рынка «лимонов».
В разряд маргинальных (предельных) производителей начинают попадать ранее успешные предприятия.

Реально существующий рыночный механизм существенно отличается от идеальной модели, так как неполностью могут быть выполнены условия, при которых набор идеализированных конкурентных рынков способен обеспечить эффективное взаимодействие между потребителями и производителями молока (аллокацию ресурсов, оптимальную по Парето).

Помимо хорошо известных причин провалов рынка, в том числе в результате монополизации производства, на ряде рынков серьезной проблемой является информационная асимметричность, то есть неравномерное распределение рыночной информации среди участников рынка из-за его монополизации.

Если потребитель обладает лишь частичной информацией о товаре и его качестве, то с рынка вытесняются качественные товары, растут трансакционные издержки. Некачественные товары, которые потребитель воспринимает как качественные, так называемые «лимоны», вытесняют качественный товар с рынка, что в терминах экономической теории называется «отрицательной селекцией» (неблагоприятным отбором).  Для рынка молока данная проблема крайне актуальна. Вызвано это рядом как объективных, так и  субъективных причин. Одна из них в том, что, несмотря на принятый регламент, рынок молочных продуктов во многом сохранил характеристики рынка «лимонов».

Данный термин ввели в экономическую науку американские ученые-экономисты, которые применили его впервые к рынку подержанных автомобилей. На таком рынке информация о качестве продукта крайне ассиметрична – продавец знает гораздо больше о качестве продукта, чем покупатель. В лимонный цвет в США традиционно красили такси. Недобросовестные продавцы перед перепродажей перекрашивали их в другие цвета, проводили косметический ремонт, пробег многократно занижали и продавали наравне с машинами индивидуального пользования с небольшим пробегом. Это позволяло, учитывая большое предложение «лимонов», держать низкую цену на приобретаемые автомобили у частных владельцев. Краткосрочная прибыль от таких операций у «предприимчивых» продавцов огромная. Одновременно снижается и предложение со стороны добросовестных поставщиков: цена реализации слишком низка и прибыль не покрывает издержки. Через какое-то время на рынке начинают доминировать «лимоны». Но, так как качество продукции – категория объективная, очень скоро покупатели разочаровываются в приобретенном на рынке «лимонов» продукте, спрос постепенно снижается несмотря на падающие цены. Добросовестные поставщики вынуждены покинуть рынок. Рынок «проваливается»: уменьшаются и спрос, и объемы предложения. В итоге теряют все, в том числе и недобросовестные продавцы, первоначально получавшие огромную прибыль. Такова классическая экономическая модель рынка «лимонов».

По данным Национального союза производителей молока («Союзмолоко»), в России 6 млн т молочных продуктов изготовлены на основе растительных заменителей молочного жира. Поэтому главной угрозой для производителей молока является производство суррогатов.

Рынок молока в Российской Федерации (данные Госкомстата)

Показатели

Количество

Производство молока во всех категориях хозяйств, млн т

33

Производственное потребление молока, млн т

4,3

Произведено цельномолочной продукции, млн т

10,4

Импорт молока и молочных продуктов в пересчете на молоко, млн т

7,3

Потребление молока на душу населения, кг/год

243

Потребление молока и молочных продуктов в соответствии с рекомендациями РАМН, кг/год

380

Потребление цельномолочной продукции на душу населения, кг/год

75

Импорт молока и молочных продуктов в пересчете на молоко, совместно с так называемыми молокосодержащими продуктами, изготовленными на основе растительных жиров и белков, также завезенными из-за рубежа, практически эквивалентен объему  производства товарного молока (по оценке экспертов, 14–16 млн т). Продовольственная независимость на рынке молока серьезно нарушена, что при малейших колебаниях мировой конъюнктуры приводит к высоким колебаниям цен на внутреннем рынке, как на сырое молоко, так и на готовую продукцию.

Суррогаты молочной продукции составляют на рынке около 25%, причем потребитель в большинстве случаев не может сориентироваться в качестве приобретенной молочной продукции, действительно ли она изготовлена из натурального молока.

Растительные заменители молочного жира и белка гораздо ниже по цене, что серьезно снижает конкурентоспособность отечественных сельхозпроизводителей и тех переработчиков молока, которые строго придерживаются стандартов и регламента. Одновременно снижается привлекательность многих молочных продуктов и в глазах потребителя. Так, при попытке приготовить простоквашу в домашних условиях из «молока натурального пастеризованного», в том числе известных брендов, через несколько дней начинают происходить процессы, совершенно противоположные молочно-кислому брожению. Можно предположить, что  и в организме человека в процессе переваривания данные продукты приводят к противоположным от ожидаемых результатам.

Что касается других видов продукции, например «сухих сливок», то их могут изготовить вообще без использования натурального молока. Подавляющее большинство потребителей далеки от дискуссий специалистов и чтения регламентов. Средства массовой информации недостаточно информируют потребителей о том, чем, например, «сметана» отличается от «сметанки», какая из них действительно полезна, что проверено многими поколениями, какая «безопасна».

В результате постепенно происходит закономерный для рынка «лимонов» процесс – спрос со стороны покупателей на молочные продукты снижается, предложение со стороны производителей молока не растет, несмотря на значительную государственную поддержку. Цены на молочном рынке не покрывают полные издержки производителей молока. Молочные продукты многими начинают восприниматься не как необходимые для нормального развития детей и здоровья взрослых (для поддержания иммунитета, кальциевого обмена и т.п.), а как один из видов «низших продуктов», спрос на которые уменьшается с ростом доходов. Об этом свидетельствуют статистические данные по потреблению молока по группам населения с различными доходами.

Темпы снижения спроса на молоко и молочные продукты значительно возросли с началом экономического кризиса и снижения реальных доходов многих групп населения. Одновременно усилилась экспортная активность зарубежных производителей молока. Например, крупнейший финский производитель молочных продуктов «Валио» начал в больших количествах реализовывать в торговых сетях Санкт-Петербурга не только сливочное масло и различные виды сыров, но и пастеризованное молоко, кисломолочную продукцию  высокого качества, как с высоким содержанием жира, так и низкокалорийную – по цене, лишь незначительно (на 5–10%) превышающей цены российских производителей. Многие потребители, как с высоким уровнем дохода, так и со средним, стремящиеся вести здоровый образ жизни и потреблять качественные продукты питания, начинают переключаться на молочную продукцию зарубежных производителей, отличая ее от отечественного «рынка лимонов».

Уменьшение платежеспособного спроса на отечественную молочную продукцию в наибольшей степени опасно для сельхозпроизводителей. Если до начала финансового кризиса проблемы были в основном у хозяйств с невысоким уровнем продуктивности коров, применявших старые технологии содержания и доения, то сейчас они начинаются и у достаточно крепких хозяйств. У многих сельхозпроизводителей, которые активно включились в реализацию Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, произвели модернизацию отрасли на субсидируемые государством кредиты, в настоящее время возникли серьезные проблемы. Низкая цена на сырое молоко (на уровне прямых издержек на его производство) приводит в ряде случаев к уменьшению объемов производства, к серьезным финансовым проблемам, что сказывается на регулярности погашения кредитов, создает угрозу потери права на государственные субсидии, то есть к возникновению еще больших проблем. В разряд маргинальных (предельных) производителей начинают попадать ранее успешные предприятия.

Важнейшей задачей для предотвращения разрушения отечественного молочного животноводства является создание цивилизованного рынка молочной продукции, с грамотным и последовательным регулированием, разделением рынка «лимонов» на два «непересекающихся» сегмента: более дорогого – натуральной молочной продукции и дешевого – суррогатов, широкой и «умной» пропагандой потребления отечественных молочных продуктов.

Без грамотного регулирования  рынок молока и молочных продуктов не преодолеет указанные провалы самостоятельно, не обеспечит эффективную аллокацию ресурсов и общественное благосостояние.


           
Perfectagro.ru © 2010  Все права защищены.
           

 

Журналы Контакты Реклама