Д-р Ольга Хунгер: «К счастью, мы с вами работаем в отрасли, без которой прожить невозможно»

Выставка Agrofarm-2015 девятый раз успешно прошла в Москве. Ее организаторы: с российской стороны – ГАО ВВЦ, со стороны Германии – Немецкое сельскохозяйственное общество (DLG International GmbH).
Руководитель проекта от DLG International GmbH д-р Ольга Хунгер в интервью нашему журналу рассказала, за счет чего этой выставке удается привлекать большое количество посетителей, несмотря на кризис, и какое влияние на сельское хозяйство оказывают политические процессы.
- Здравствуйте, Ольга! У нас к вам много вопросов. Но хотелось бы начать с изменений в европейском законодательстве – отмены квот на производство молока в Евросоюзе с 1 апреля 2015 года. Как это отразится на рынке?
- Изменения коснутся не только Евросоюза. Ведь квоты ограничивали перепроизводство молока. Теперь такого ограничителя не будет. Сейчас во многих странах Евросоюза, даже в Германии, и без того трудно производить молоко с высокой рентабельностью. Одна из причин – достаточно низкая цена на молоко из-за эмбарго, которое Россия ввела на молочные продукты. Ожидается, что после отмены квот цена на молоко упадет еще больше, тогда рынок сам будет регулировать объем производства.
Начнется, по всей вероятности, процесс реструктуризации – укрупнение сельхозпредприятий, т. е. поглощение мелких ферм более крупными.
Каждый производитель должен будет принять решение, насколько ему выгодно производить молоко в новых условиях.

  • А какие направления сельскохозяйственной отрасли считаются самыми рентабельными в ФРГ?
  • Вопрос, выгодно или нет, очень индивидуальный. Во время глобализации границы между странами стираются. Выигрывают те, кто находит наиболее технологические и лучшие маркетинговые решения на производстве. Одному предприятию выгодно производить по одним технологиям, другому – нет. Поэтому в любой отрасли появляются как лидеры, так и аутсайдеры.
  • В связи с изменениями политической ситуацией меняет ли свою политику DLG International GmbH?
  • DLG – это отраслевая профессиональная организация.

Один из ее принципов – отдаленность от политики. Мы не занимается лоббизмом, не ведем политическую работу.
Цель нашей деятельности не обсуждать политические решения и делать прогнозы, а дать аграриям инструментарий, знания, обзор ситуации, чтобы они могли принять для себя правильные решения, как жить и работать в этих обстоятельствах. Мы не видим для себя границ. Знания нужны и в России, и в Германии. Причем они должны постоянно актуализироваться, т. к. в нашем информационном обществе технологии быстро развиваются. И те, кто хочет быть успешным, должны следить за инновациями. Мы предоставляем платформу для обмена информацией, знаниями, для сбора этих знаний. Это платформа, объединяет между собой науку, бизнес, государство, поставщиков оборудования, торговлю, переработку, поставщиков товаров и т. д. Мы стремимся к тому, чтобы происходил обмен информацией на вертикальном и горизонтальном уровне: на горизонтальном – между производителями, на вертикальном – между производителями, отраслевыми союзами и правительством РФ.
- DLG девятый год подряд организовывает выставку AgroFarm в Москве. Наш журнал ни разу ее не пропустил. И мы заметили, что в этот раз стало больше посетителей по сравнению с прошлыми годами. Это на самом деле так и есть ли тому объяснение?
- Да, вы правы. Количество посетителей увеличилось, хотя мы переживали, что в этом году не все смогут приехать в Москву, особенно это касалось представителей европейских компаний. Я объясняю это тем, что сельскохозяйственный рынок в России – специфический. В него нужно долго и упорно вкладывать много сил, труда, терпения, энтузиазма. И те компании, которые вышли на российский рынок вместе с AgroFarm девять лет назад и вносили свой вклад в развитие России, не могут бросить все в одночасье. Поэтому, к счастью, такого же обвала выставки, как обвал рубля, не произошло.
Количество экспонентов, правда, немного уменьшилось: их стало меньше, чем в 2014 году (415 экспонентов), но больше, чем в 2013-м (350).
Есть и еще одно разумное объяснение увеличению посетителей. В ситуации, когда нет стабильности, когда не знаешь, каким завтра будет курс рубля, какие цены сформируются на рынке, какие технологии будут востребованы, нужно выезжать на крупные мероприятия и общаться с коллегами, компаниями, получая актуальные знания, которые помогут оценить, взвесить, понять, куда дальше стремиться. Как раз в этом случае очень важна роль DLG, на площадке которого представлена разнообразная информация для того, чтобы аграрии могли легко сориентироваться. В рамках выставки проходит много мероприятий и для топ-менеджеров, руководителей, владельцев, инвесторов, чтобы они смогли оценить для себя макроэкономическую ситуацию, а также положение на рынке кормов, оборудования и других рынках. Есть мероприятия, организованные для ветеринарных врачей, технологов, зоотехников и других специалистов, которые смогли бы в ходе выставки получить ответы на производственные вопросы по разным направлениям.
- Вы могли бы рассказать о самом интересном из этих мероприятий?
- Например, в этом году на Agrofarm впервые проводится конференция, посвященная выходу на экспорт продуктов российского промышленного птицеводства. Возможно, в данный момент такое направление не будет развиваться в полной мере, так как вследствие санкций и эмбарго произошло удорожание мясных продуктов и население станет в большей степени потреблять более дешевое мясо птицы. Но мы все понимаем, что ни кризис, ни сопутствующие ему санкции не будут длиться вечно. После того как снимут эмбарго, на рынок хлынут потоки мяса от прежних поставщиков. Но… ведь за это время рынок освоят новые поставщики, в том числе выпускающие отечественные продукты. А это симптомы кризиса перепроизводства. Такая ситуация реально может развиться в 2016 году. Поэтому поиск направлений для экспорта – вопрос очень актуальный. А подготовительный процесс для развития экспорта в любой отрасли довольно длительный. И мы посчитали, что необходимо во время конференции обсуждать темы выхода российских производителей на новые рынки.
- В нашей стране многих беспокоит вопрос о качестве продуктов. Например, москвичи жалуются, что курица перестала быть ароматной, иногда она просто безвкусная, иногда запах куриного бульона напоминает рыбный. Что нужно сделать или, наоборот, не нужно делать производителю, чтобы курица пахла курицей? Проводите ли вы на выставках Agrofarm или EuroTier мероприятия, посвященные вопросам качества, на которых эксперты делятся своим опытом определения вкусовых и питательных качеств мясных продуктов, рассказывают, как происходит тестирование, и объясняют, почему некоторые продукты, попадающие на прилавки магазинов в нашей стране, откровенно плохого качества?
- Вкус любой животноводческой продукции, в том числе и курицы, зависит от содержания, состава корма, обработки тушки, условий забоя и других факторов. На обеих выставках, которые вы назвали, организованы специализированные мероприятия, где рассматривается, как различные факторы содержания и кормления животных отражаются на качестве конечного продукта.
А в DLG существует отдельное направление – тестирование продуктов питания. В Германии все крупные розничные сети предпочитают продавать товары со знаком качества DLG. Я уже видела продукты с таким знаком и в российских магазинах.
Тема качества очень важна. Она позволяет фермерам развиваться. Даже если продукт не прошел тестирование, производитель получает от нас отчет о недостатках производства. И у него есть стимул стремиться к лучшим показателям.
В рамках AgroFarm проводятся мероприятия по качеству. Как и в предыдущие годы, на них можно получить информацию от экспертов рынка. Надеемся, что специалисты и руководители различных предприятий будут учитывать их анализ и рекомендации.

- Какие новые разделы присутствуют на AgroFarm-2015?
- На каждой выставке мы стараемся рассматривать новые темы. В этом году мы обратили внимание на биобезопасность в животноводстве и птицеводстве. Есть много мероприятий, посвященных этой теме: мастер-классы в информационном центре (по три-четыре в день), демонстрационные показы, конференции... У входа в павильон А стоит куб, внутри которого демонстрируются специальные технологии очистки помещений, дезинфекция помещений для птичника, свинарника и т. д. с комментариями специалистов.
- Ольга, в начале нашей беседы вы подчеркнули, что DLG не политическая, а отраслевая организация, представляющая интересы в том числе и отраслевого бизнеса Германии. Что вы можете сказать о настроениях крупных производителей аграрной отрасли? Хотят ли они уйти с российского рынка либо занимают выжидательную позицию?
- Компании, которые десятилетиями выстраивали отношения с Россией, инвестируя крупные суммы денег, конечно, не очень довольны теми процессами, которые сейчас происходят. Но они не собираются окончательно уходить из нашей страны, понимая, что это рынок с большими потенциалом, хотя и с немалыми рисками. Поэтому многие иностранные производители заняли выжидательную позицию, переориентировав часть своих активов на более стабильные рынки.
- Как DLG выстаивает отношения с крымскими предприятиями, одно из которых присутствует на AgroFarm-2015 в качестве экспонента?
- Мы не отдаем предпочтений компаниям по территориальному принципу – для нас неважно, в каком уголке нашей планеты они осуществляют производственную деятельность. Мы представляем площадку для получения информации и обмена опытом в отрасли всем желающим.
- Сотрудники нашего издания много раз посещали европейские выставки. И мы заметили, что некоторые из них, наиболее крупные, проходят не так часто: EuroTier и Agritechnika – раз в 2 года; VIV Europe – раз в 4 года; VICTAM – раз в 3 года; SIMA – раз в 2 года и т. д. Но в России аграрных выставок намного больше и проходят они чаще. В одной лишь Москве с января по май ежегодно проводятся три-четыре животноводческие выставки. Посетителей на них гораздо меньше, чем на европейских. По вашему мнению, можно ли повысить их эффективность, объединив все «под одной крышей» в одно время, особенно в условиях экономического и политического кризиса? Принимала ли ваша организация попытки осуществления такого решения совместно с российскими коллегами?
- Я думаю, рано или поздно будет происходить консолидация рынка.
Мы три года подряд организовывали AgroFarm в одно время с выставкой «Зерно-Комбикорма-Ветеринария», считая, что это удобнее для аграриев и экспонентов, которые приезжают со всех уголков России. Это был первый шаг для объединения выставочных площадок и консолидации, и мы надеемся, что такой опыт не пропадет даром. Пока же на ВДНХ мало современно оборудованных выставочных площадей, поэтому несколько выставок одновременно здесь просто не поместится.
В будущем, я думаю, это возможно.
 - Осенью этого года DLG будет проводить крупнейшую выставку в Европе – Agritechnika-2015. Что вы можете сказать о рынке сельхозтехники в современных условиях? Ожидается ли уменьшение выставочных площадей и количества экспонентов? Какие рынки подвергаются наименьшим испытаниям в условиях кризиса – оборудования или сельхозтехники?
- Если сравнивать производителей и продавцов оборудования для животноводства и сельхозтехники, то первые – в более выигрышном положении. На российском рынке мало местной конкуренции среди производителей животноводческого оборудования. Например, не производится доильное оборудование хорошего качества и в достаточном количестве, а также оборудование для кормления и содержания животных. На выставке присутствует 80% импортного оборудования.
Спрос на него стал выше еще и из-за эмбарго, так как государство обратило внимание на производство отечественной животноводческой продукции. Что касается техники, в России сильно лобби отечественной сельскохозяйственной техники. Благодаря этому правительством РФ водятся пошлины на ввоз иностранной сельхозтехники, а банки осуществляют кредитную политику, более лояльную к отечественным производителям. Все это влияет на иностранных поставщиков сельхозтехники, которые уже длительное время ориентированы на российский рынок. Поэтому на Agritechnika-2015 мы ожидаем небольшой спад – до 15-20% сокращения выставочных площадей и количества экспонентов.
При этом некоторые компании начали переориентироваться на новые рынки – африканский, среднеазиатский, индийский, китайский, которые испытывают подъем.

- Ольга, большое спасибо за интервью! И за то, что вы как представитель DLG активно помогаете российским аграриям в их нелегком бизнесе. Напоследок хочу задать еще два вопроса по предстоящей выставке Agritechnika-2015, которая состоится в ноябре этого года в Ганновере.
Сколько экспонентов вы ожидаете?
Будет ли участвовать со стендом, как и два года назад, российская делегация?
- О своем участии уже заявили около 2500 экспонентов. Это немного больше, чем в прошлом году, но меньше, чем мы ожидали по окончании Agritechnika-2013. Россияне во главе с «Росагромашем» уже забронировали собственный стенд и планируют привезти технику.
Мы все надеемся на лучшее! Один из наших коллег сказал: «Современную ситуацию я рассматриваю как цунами. Оно все разрушает, но быстро проходит». К счастью, мы работаем с вами в отрасли, без которой прожить невозможно.

Беседу вела Ольга Рябых


         
Perfectagro.ru © 2010  Все права защищены.
           
Журналы Контакты Реклама