Раиса Губанова

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЕДИНОГО СЕЛЬХОЗНАЛОГА

Стоит ли поменять данный налоговый режим? Об этом шла речь на одном из последних заседаний круглого стола Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, где состоялся серьезный, деловой разговор о совершенствовании налогового законодательства АПК. В  здании на Охотном ряду собрались представители ведущих министерств и ведомств, отраслевых союзов и ассоциаций, научных институтов, фермеры, руководители сельхозпредприятий.

Напомним нашим читателям, что единый сельскохозяйственный налог (ЕСНХ) был установлен для аграриев в 2004 г. Заменив уплату налогов на прибыль, на добавленную стоимость и на имущество организаций, он позволял сельхозпроизводителям и позволяет до сих пор снизить налоговую нагрузку, упростить ведение бухгалтерского и финансового учета. Достоинством ЕСНХ является добровольность использования данного режима, а также возможность перехода на упрощенную систему налогообложения.

Прошло 10 лет, и за это время произошло существенное сближение между общим и специальным режимом налогообложения аграриев. Правительством было принято решение о бессрочном установлении нулевой ставки по налогу на прибыль, сближены размеры уплаты страховых взносов. К примеру, если до 2011 г. те, кто находился на ЕСХН, платили в пенсионный фонд 10,3%, а в общей системе – 20,2%, то потом эти показатели сравнялись, и с 2013 г. уже все платят 27,1%. За последние годы изменились и правила ведения бухгалтерского учета. Короче говоря, налоговые льготы для плательщиков единого сельхозналога сведены к минимуму. К тому же в условиях членства России в ВТО и Таможенном союзе на первый план стали выходить уже вопросы повышения конкурентоспособности на рынке отечественной сельхозпродукции, в первую очередь за счет снижения ее себестоимости; и ЕСНХ, по мнению экспертов, перестал отвечать изменившимся условиям хозяйствования.

Все более настойчиво со стороны отдельных участников рынка, отраслевых союзов и ассоциаций звучит предложение исключить налог на добавленную стоимость (НДС) из числа налогов, от которых сегодня освобождены плательщики ЕСНХ. Именно эта тема и находилась в центре внимания круглого стола. Приверженцы исключения НДС из единого сельхозналога попытались доказать преимущество изменения этой системы налогообложения. По их мнению, повышение налоговой базы ЕСХН при уплате НДС приведет к пополнению доходной части местных бюджетов. При этом возрастет рентабельность сельхозпроизводителей, повысится эффективность производства, что является основой для финансового оздоровления экономики АПК.

Действительно, сельхозпредприятия, являющиеся плательщиками ЕСХН, освобождены от уплаты НДС в бюджет при реализации произведенной ими продукции, но вместе с тем они теряют право на возмещение входящего НДС. Со своей стороны, переработчики сельскохозяйственного сырья, которые платят НДС, теряют возможность возмещать не выделенный в стоимости сырья этот налог, что приводит к нерентабельности переработки закупаемой ими у плательщиков ЕСХН сельхозпродукции.

Нередко между плательщиком ЕСНХ и переработчиками появляются посредники-перекупщики, которые закупают у первых продукцию по цене на 2-3% дороже и реализуют ее переработчику, выделяя в ее стоимости НДС по ставке 10%, подлежащей возмещению из бюджета. В этом случае посредники берут себе в качестве платы за услугу часть денежной выручки сельхозпроизводителя.

По расчетам экспертов, сумма денежных средств, оседающих у посредников в 2012 г., составила в целом по России около 20 млрд рублей, что сопоставимо с объемом финансирования, предусмотренным государством на субсидирование растениеводства.

На заседании круглого стола был приведен и ряд других доказательств в пользу исключения налога на прибыль из ЕСХН. Защитники данного налогового режима ссылались на опыт других стран Таможенного союза – Беларуси и Казахстана, где плательщики единого сельскохозяйственного налога не освобождены от уплаты НДС, что, по их мнению, повышает конкурентные преимущества их продукции на российском рынке.

Стоит заметить, что не все присутствовавшие на заседании, были согласны исключить НДС из единого сельхозналога. Этой точки зрения придерживаются сельхозпроизводители в большинстве регионов страны. По расчетам специалистов Минсельхоза России, если все сельхозпроизводители будут платить НДС, то при его возмещении птицеводы, к примеру, окажутся в плюсе, а производители зерна – в минусе.

Участники заседания, взвесив все за и против, согласились, что одним из вариантов решения данного вопроса может быть принцип добровольности. Иначе говоря, сельхозпроизводитель сам должен решить, по какому пути ему идти. Поскольку субъекты Федерации разделяются в своих мнениях, то необходимо выделить два-три субъекта Федерации, где можно было бы применить подобную схему. Такая практика уже имеется: когда обсуждался налог на имущество, были определены пилотные субъекты – Нижегородская и Новгородская области, ряд других, в результате были сделаны определенные выводы и предложения. Вариантов много. По какому пути идти – подскажет время.

 


         
Perfectagro.ru © 2010  Все права защищены.
           
Журналы Контакты Реклама