КАК ЗАВЕЗТИ В РОССИЮ СКОТ. Инструкция по применению

Евгения ШКУТ

Завоз нетелей – это особый круг вопросов животноводства, для решения которых нужны специалисты, способные оценить, каких животных завозить, откуда и в какой регион. Это требует не только определенных знаний, но и опыта – чтобы успешно обойти подводные камни, связанные, например, с климатом региона покупателя, кормовой базой, оснащенностью хозяйства техническими ресурсами и т.п. Все эти особенности необходимо учитывать при проведении анализа, какой скот предпочтительней завозить, как обеспечить его эффективную акклиматизацию и адаптацию к местным условиям и как добиться быстрой окупаемости и получения прибыли. Поэтому, прежде чем приступить к поиску партнеров в этом непростом деле, желательно изучить некоторые моменты, которые помогут сделать правильный выбор.

Выбор породы скота
Для начала необходимо определить, скот какой породы завезти. В мире сейчас начитывается около 300 наиболее широко распространенных пород КРС, а всего их более 1080.
Например, из пород молочного скота по общности происхождения выделяют четыре основные группы. Это породы черно-пестрого скота (ведут свое происхождение от животных голландской породы, которых разводят почти во всех странах Европы, Северной и Центральной Америки, в Австралии, Японии и России), породы скота красной масти (происходят от англерской и красной датской пород), черно-пестрая порода (образовалась в результате скрещивания местного скота с черно-пестрым скотом голландского происхождения) и голштинская порода (голштино-фризы, или черно-пестрый скот США и Канады).
Мировая и отечественная практика молочного скотоводства показывает, что лучшей и наиболее продуктивной является голштинская порода, которая хорошо сочетается с черно-пестрой, что широко используется в селекционных программах. При разведении голштинской породы выявлено много рекордисток по удою и количеству молочного жира за лактацию и пожизненной продуктивности. Так, наивысший пожизненный удой получен в 1985 году в США в штате Калифорния – от коровы голштинской породы, прожившей 19,5 года, за 5535 дней всех лактаций надоено 211 212 кг молока при выходе молочного жира 6343 кг, ее средний суточный удой за все годы использования составил 38 кг молока! 
Наталья Короткова, зооинженер-технолог ООО «Иглус», технологически управляющей компании для ОАО «Щапово-агротехно»: «Сейчас самая популярная и распространенная в России – голштино-фризская порода, но достаточно большой популярностью пользуются и животные симментальской и швицкой породы. Случается, что, выбирая породу скота, владельцы ферм хотят приобрести голштинов, но опасаются их закупать, так как это достаточно капризная порода, она требует хорошего к себе отношения и кормов высокого уровня. Поэтому выбирают симментальских коров, так как считается, что они более неприхотливые. Однако это не совсем так – даже если животное абсолютно здорово, но его рацион составлен не совсем верно, то симменталы начинают набирать вес и сокращать количество молока, то же касается и условий содержания – животному должно быть комфортно».

Выбор страны-экспортера
Определившись с породой, следует выбрать страну-поставщика. Голштинский скот, к примеру, удобнее всего завезти из Европы. Однако здесь тоже немало нюансов.
Наталья Короткова: «В последние годы Россия закупала в Европе огромное количество КРС. Поэтому сейчас часто получается так, что покупатель просто не может найти в Европе скот того уровня, который ему необходим. Еще одна проблема состоит в том, что в Россию сначала запрещался ввоз животных, вакцинированных от blue tongue, а сейчас действуют некоторые ограничения. Откровенно говоря, у меня есть подозрение, что это некое «коммерческое» заболевание, поскольку обнаружили его совсем недавно, но сразу же была разработана вакцина против него. Но факт остается фактом – из-за того что животных во Франции и Германии вакцинировали от этого заболевания, круг европейских стран, из которых можно было ввозить скот, сузился. Уменьшилось его количество, а следовательно, и качество, поэтому многие покупатели переориентировались на Канаду и США».
Но с американским скотом дело обстоит тоже не так просто. В 2008 году из-за рубежа была завезена 51 000 нетелей. При этом из США за последний год, после того как были возобновлены поставки КРС, завезено всего 5000 голов молочного стада.
Данила Суслов, директор ООО «Глобторг»: «В течение длительного периода скот из США в Россию практически не поставлялся. Это был конец 1990-х, когда во всем мире началась эпидемия коровьего бешенства. 10 лет США отсутствовали на нашем рынке, хотя и раньше поставляли немного».
Наталья Короткова: «Когда выбирают, завозить скот из Европы или из Америки, есть еще один нюанс. Стоимость скота на этих двух континентах в последнее время сравнялась. Но из Европы мы завозим заведомо чистых по лейкозу животных, в Америке же относятся к этому заболеванию несколько свободнее и не считают его каким-то критическим. Поэтому при завозе скота из США или Канады есть вероятность, что небольшой процент стада будет поражен лейкозом. По российскому законодательству такое животное подлежит забою». Не стоит также забывать, что скот голштино-фризской породы можно купить и в России. У нас в стране немало племенных заводов, где разводится эта порода, и лидирующие позиции здесь занимает Ленинградская область.
Леонид Саплицкий, генеральный директор ЗАО «Племзавод «Рабитицы»: «Наше хозяйство одно из первых в СССР в 1972 году начало приливать кровь голштинов. Сейчас общее поголовье составляет порядка 2673, в том числе 1015 – молочные коровы, продуктивность которых за 2008 год составила 10 102 кг».
На сегодняшний день это хозяйство лидирует по надоям в России.

Выбор компании-поставщика
Далее выбирается схема завоза нетелей. Это может быть договор купли-продажи либо лизинг.
Приобретение скота по лизингу не требует от лизингополучателя немедленного вложения средств. Животные оплачивается в рассрочку из средств, полученных в результате использования в производственном процессе. Лизинговые платежи в полном объеме относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя (постановление Правительства РФ от 20.11.95 № 1133, закон «О лизинге», п. 6 ст. 28, п. 3 ст. 29) и, соответственно, снижают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Единственной и крупнейшей компаний, которая завозит скот по этой схеме, является «Росагролизинг». С 2002 по 2009 год в хозяйства страны ею поставлено свыше 340 000 голов высокопродуктивного племенного скота, введены в эксплуатацию животноводческие комплексы на 370 000 скотомест.
Очень много компаний работает по договорам купли-продажи. Исходя из вышеизложенного, лучше выбирать поставщика, у которого заключены договора с племобъединениями США, Канады, Европы. И, конечно же, здесь самый главный критерий – репутация поставщика. Чаще всего те, кто планирует завезти скот, руководствуются рекомендацией тех, кто уже прошел через это.
Наталья Короткова: «Существует стандартная форма договора купли-продажи, который заключается с компанией-поставщиком. Там четко прописываются условия оплаты, условия и сроки доставки, страна, из которой будет завезен скот, условия постановки на карантин, условия страхования, а также критерии, по которым будет отбираться скот».

Отбор скота
После того как выбрана и определена схемы работы и подписаны необходимые документы, начинается самый ответственный этап – отбор необходимого количества поголовья. С этой целью в страну, в которой планируется закупать скот, направляется группа экспертов.
Наталья Короткова: «В зависимости от количества животных на отбор едет разное количество людей. При любом отборе всегда присутствуют представитель продавца, фермер и обязательно ветврач, относящийся к государственной ветслужбе. Оптимально, если едет сотрудник станции того района, где находится ферма».
Кроме того, при отборе обязательно присутствуют представители племобъединений страны, где закупается скот, – ассоциаций, занимающихся сбором и регистрацией в племенных книгах информации о КРС определенной породы. В США, например, одной из таких структур является Holstein Association USA (Американская ассоциация голштинской породы) – самая крупная в мире некоммерческая организация, объединяющая около 30 000 человек, которые интересуются разведением, выращиванием и доением КРС голштинской породы. Ассоциация ведет учет всех зарегистрированных животных этой породы в США, в ее информационной системе содержатся родословные и информация об отличительных признаках, владельцах и продуктивности более 22 млн животных голштинской породы.
Алексей Китаин, региональный торговый представитель в странах СНГ венгерской компании Hunland Trade Kft (одна из крупнейших европейских компаний по торговле племенным голштино-фризским скотом, объем ее продаж в СНГ в 2008 году составил 6000 голов): «В России вообще отсутствует система племенного учета и учета продуктивности отдельных пород племенного скота в рамках соответствующих ассоциаций, равно как и сами ассоциации. Те правила учета, которые действуют во всем мире, в России не действуют. В других странах, где есть существенная популяция племенного скота конкретной породы, существуют ассоциации, осуществляющие всю работу по организации и контролю».
На выбор обычно предоставляется больше голов скота, чем фермер планирует закупить.
Наталья Короткова: «Первая поставка в «Щапово-агротехно» состояла из 500 нетелей. Этих животных собрали из 300 хозяйств Германии. Один владелец продает, например, одну нетель, другой – три, при этом не факт, что каждая из них нас устроит. Если мы покупаем 300 голов, нам должны представить как минимум на 10% больше. Чаще всего приходится объезжать все хозяйства. Однако бывает и так, что продавец сам собирает животных с ферм, привозит их на карантин, и там уже можно выбрать, подходит нетель или нет. На животных дают племенные сертификаты, а при желании можно запросить и более подробную информацию. Когда едешь на отбор, договора на руках может и не быть, но лучше его иметь, потому что в приложении к нему прописано, какие животные и с какими параметрами должны быть отобраны. Например, бывает ситуация, что при отборе стоит замечательное животное, но которое впервые было осеменено в 25 месяцев. При этом в приложении четко прописано, что возраст при плодотворном осеменении должен быть не более 18 месяцев. Возможно, это связано с какими-то проблемами, поэтому, даже если животное внешне выглядит очень хорошо, можно сослаться на этот пункт договора».

Карантин
После отбора животных ставят на карантинную ферму, где они находятся 21 день. В течение этого времени проводятся различные ветеринарные мероприятия, в том числе анализы крови (на бруцеллез, лейкоз, паратуберкулез, а также на «синий язык», или blue tongue), вагинальные смывы. Осуществляется обработка против паразитов, выполняется вакцинация против инфекционного ринотрахеита. Также делается двукратная обработка против лептоспироза. Одновременно ведется контроль состояния здоровья животных, поедаемости кормов. Все меры направлены на то, чтобы завезти в Россию беспроблемный, здоровый скот.
Наталья Короткова: «Вместе с животными, отобранными для «Щапово-агротехно», на протяжении всего карантина находился главный ветврач Подольского района. Этот момент был очень важным, поскольку под его контролем животные проходили все профилактические проверки, прививки, которые приняты не только в РФ, но и в той стране, где они проходят карантин. Проживание и питание ветврача обычно оплачивает продавец. Этот пункт, наряду с остальными, прописывается в договоре. В случае если все животные здоровы, карантин длится 21 день. Если же при исследовании обнаруживается какое-либо заболевание, то начинается повторное исследование, и карантин будет длиться дольше».

Правила перевозки скота
После карантина следует процедура заполнения необходимых ветеринарных и транспортных документов, животные грузятся в скотовозы и направляются в пункт назначения.
Владимир Марабян, учредитель компании «Пальмира Стар»: «За несколько дней до отправки животных переводят на корма, которые они будут получать во время транспортировки. При этом категорически запрещается перевозить самок на поздней стадии беременности и тех, от кого получен приплод в течение 48 часов перед отправкой. Не транспортируются также новорожденные животные с незажившей пуповиной».
Наталья Короткова: «Стельные коровы переносят перевозку хорошо. Но чем больше времени они до отела находятся в стране, которая явилась конечном пунктом назначения, тем лучше они потом адаптируются, лучше телятся и больше молока в дальнейшем дают».
Владимир Марабян: «Перевозка КРС предусматривает, что для животных на время транспортировки их к пункту назначения будут созданы особые условия. Особенно важно при перевозке КРС сохранить здоровье животных и обеспечить их безопасность. Для этого необходимо соблюдать принципы гуманного отношения к животным, зафиксированные в международных правовых актах».
Главные из них – «Санитарный кодекс наземных животных» Международного эпизоотического бюро (МЭБ) Всемирной организации здравоохранения животных, «Европейская конвенция о защите животных при международных перевозках» и другие документы, направленные на защиту животных и охрану окружающей среды. Перевозка КРС и других животных автотранспортом на территории России регулируется Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Минавтотрансом РСФСР, законом РФ «О ветеринарии» и другими действующими нормативно-правовыми актами в области ветеринарии. Согласно этим документам, автотранспорт, предназначенный для перевозки скота, должен отвечать ветеринарно-санитарным требованиям и требованиям обеспечения безопасности на дорогах.
Для перевозки коров, свиней, овец и других животных требуются сопроводительные документы, оформленные в соответствии с приказом Минсельхоза РФ «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов». Ветеринарные свидетельства необходимы не только для перевозки коров и другого крупного скота, но и на корма, предназначенные для них в пути следования.
Для импорта, экспорта или транзита животных через территорию Российской Федерации необходимо письменное разрешение главного государственного ветеринарного инспектора РФ, оформленное на основании запроса от органа управления ветеринарии субъекта РФ и под контролем специалистов Россельхознадзора.
Николай Власов, заместитель руководителя Россельхознадзора, главный ветеринарный врач России: «Ветслужба страны-экспортера и российская ветслужба вначале договариваются о требованиях безопасности при привозке скота. Они отражаются в ветеринарном сертификате, а если необходимо, то и в дополнительном меморандуме. Эта работа практически со всеми поставщиками из-за рубежа у нас сделана. Затем тот, кто ввозит животных, делает запрос в ветеринарную службу субъекта РФ, куда осуществляется ввоз, а главный госветэксперт обращается к нам за разрешением. С этим разрешением заключается контракт либо в рамках уже заключенных контрактов осуществляется перевозка. На границе мы проверим сопроводительные документы, мечение этого скота, ряд других документов. До этого предприятие-поставщик должно быть аттестовано непосредственно нами или мы делегируем это полномочие ветслужбам тех стран, которые хорошо работают и которым мы доверяем. Если речь идет о племенных животных, то в страну, из которой скот будет импортироваться, должен выехать ветеринарный врач России».

Способы перевозки скота
Перевозка скота возможна автотранспортом, воздушным транспортом, а также по морю и по железной дороге.

Автоперевозки
Юрий Иванов, доктор с.-х. наук: «При любом транспортном плане, как при перевозке самолетом, так и при перевозке кораблем, всегда присутствуют скотовозы. Они привозят, они отвозят, они забирают. И даже путешествие в Читу, а это 12 000 км, животные переносят нормально».
Алексей Китаин: «Доставка автотранспортом от экспортной карантинной базы прямо до фермы российского получателя – это наиболее простой и самый оптимальный вид доставки. Мы используем в данном случае только собственный автотранспорт, машины у нас самые современные. Во время пути проходит смена водителей, и транспортировка идет практически круглосуточно. Сейчас в нашем автопарке 29 автомобилей, из них 25 машин-скотовозов».
Данила Суслов: «В целом животные переносят перевозку нормально, когда созданы благоприятные условия – если достаточно пищи, если выдерживается их норма концентрации на квадратный метр и, самое главное, если достаточно воды. Животных возят сейчас и самолетами, и паромами, но проще всего – это нормальный грузовик, тогда сохранность животных лучше. Стоимость перевозки автотранспортом составляет 300–350 евро за голову».
Юрий Иванов: «Современные грузовики оборудованы и поилками, и системами вентиляции, и даже датчиками температуры, которые позволяют отслеживать температуру в течение перевозки. Стальное дно таких грузовиков сделано в форме корыта и покрыто толстым слоем подстилки, что позволяет животным оставаться чистыми на протяжении всего пути. Кроме того, современные скотовозы оборудованы системами GPS, которые позволяют контролирующим органам, которые находятся в Брюсселе, отслеживать передвижение животных».
Алексей Китаин: «В каждой машине везутся корма и вода. Машины оборудованы поилками на каждом ярусе, на всех остановках на каждый ярус подается сено. Однако, несмотря на это, потеря веса животных при их транспортировке на 3000–4000 км может составить 40–50 кг на голову».
К сожалению, КРС на подобном автотранспорте перевозится в основном по Европе. В России для этих целей очень часто используются транспортные средства, для скота абсолютно не предназначенные…
Николай Власов: «Животные должны перевозиться спецавтотранспортом. К сожалению, в нашей стране их часто возят в непонятных самодельных ящиках. Такого быть не должно. Мы же не можем гарантировать, что животное не заразилось чем-либо перед началом транспортировки, поэтому в любом случае скотовоз должен быть таким, чтобы заболевание не смогло распространиться за его пределы».
Лишь немногие российские компании владеют современными скотовозами. Среди них – компании «Пальмира Стар», «Глобторг», а также международная группа компаний AsstrA, которая использует только специализированный подвижной состав ведущих европейских производителей Cuppers и Pezzaioli, строго следуя правилам законодательства ЕС о перевозке животных.
Данила Суслов: «Думаю, что в России скотовозов такого уровня – не более 30–50 штук. И, как правило, они при мясокомбинатах. Наша компания владеет грузовиками Pezzaioli. Машины одноэтажные, металлические с крышей, оснащены открывающимися окнами. Поилки сделаны в начале и в конце грузовика. Иностранные фирмы-производители имеют четкие квоты по продаже на каждую страну – и даже если мы захотим купить 200 скотовозов, они не продадут нам такое количество. Есть, конечно, вариант купить б/у прицепы, но даже они стоят не меньше 100 000 евро, тогда как новые стоят около 200 000».

Морские перевозки
Алексей Китаин: «Что касается морских перевозок, то основной флот кораблей сосредоточен в руках всего двух-трех компаний. Самая крупная из них – это бельгийская компания «Денс Оушн», эксплуатирующая основную часть всего специализированного флота. Корабли находятся в разном состоянии – есть лучше, есть хуже. При транспортировке скота важно, чтобы его сопровождали зоотехник и ветеринар, следящие за его состоянием. Второй важный момент – качество кормов, они должны быть правильно просчитаны, состоять как из грубых кормов, так и из концентрированного комбикорма. Животные должны получать питье вовремя и в достаточном количестве».
Стоимость перевозки составляет приблизительно $700 за голову, в зависимости от типа судна. К цене добавляется стоимость страхования и сопровождения. Потери скота возникают тогда, когда есть проблемы с загрузкой или с перевозкой. На состояние животных также влияют и стихийные факторы. Тут самое главное – обеспечить сохранность скота. Корабли приходят в основном в Новороссийский порт и в Усть-Луг (в районе Санкт-Петербурга).
При перевозке скота по морю необходимо обратить внимание на то, чтобы судно следовало в сопровождении зоотехника, чтобы скот грамотно кормили и поили. Идеальная загруженность судна – 80–90%, не больше, но меньше тоже нельзя, так как каждое место стоит больших денег.
Сейчас крупнейший в мире скотовоз – это судно Deneb Prima, которое было построено в 1980 году. Известный итальянский перевозчик скота Siba Ships недавно осуществил на нем одну из самых больших в мире перевозок партий скота. Deneb Prima погрузил в Таунсвилле (Квинсленд, Австралия) партию стоимостью 11,5 млн австралийских долларов назначением на Индонезию и Малайзию. На борт приняли 20 060 голов крупного рогатого скота и 2564 овец и коз. Интересно, что капитан этого корабля – женщина.

Авиаперевозки
Алексей Китаин: «Перевозки скота самолетами в Россию ведутся через единственный аэропорт – Внуково. На борт можно брать от 160 до 180 голов. Авиаперевозка – дорогое удовольствие, около $2000 за голову. Здесь также есть два негативных момента, касающихся дальнейшей транспортировки скота из аэропорта до места окончательного назначения. Во-первых, отсутствие достаточного количества спецавтотранспорта в России и запрет на использование иностранного транспорта на территории РФ. Во-вторых – в России только один приспособленный для выгрузки скота аэропорт. Скот перевозится по воздуху в тех случаях, когда покупателю не особо важна его стоимость. Но этот вариант нельзя назвать наилучшим – самолет приземляется в Москве, в районе которой ферм очень мало, и это сводит к нулю все преимущества якобы скорой перевозки».
Потребность в перевозках воздухом небольшая. Как правило, авиационная перевозка используется для молодняка – он имеет небольшую массу, и можно загрузить большое количество животных. Но самый оптимальный вариант транспортировки из Европы – это транспортировка автомобилем «от и до».
Наталья Короткова: «Из Европы перевозить скот самолетом – это очень дорого. Автотранспортом животные едут всего 5 дней и приезжают в очень хорошем состоянии. Кроме того, чтобы подвезти животных к самолету, загрузить в самолет, прилететь, выгрузить их, свозить на таможню, а потом привезти в хозяйство, все равно необходимы скотовозы».
Данила Суслов: «Перевозка самолетом – это всегда стресс для животных, так как даже многие люди боятся летать. Плюс перепады давления».

Железнодорожные перевозки
Данила Суслов: «Железнодорожным транспортом скот уже давно не возят, поскольку это занимает много времени. Несмотря на то что это самый дешевый способ перевозки, в плане сохранности животных – он самый проблемный».
Перевозка скота по железной дороге регулируется «Правилами перевозки животных на железнодорожном транспорте».

Разгрузка
Владимир Марабян: «Погрузка и выгрузка животных производится в светлое время суток или при наличии достаточного освещения в темное время. При погрузке и выгрузке не допускаются побои животных – необходимо использовать хлопушки, кормовые приманки или электропогонялки. После выгрузки животных проводится очистка, промывка и дезинфекция кузова, включая его внутреннее оборудование и приспособления».
Данила Суслов: «При разгрузке скота открываются двери скотовоза, опускается трап, который является составной частью грузовика, животные по нему выходят. Потом на специальных пневмонасосах опускается второй этаж, де помещается около 30 голов. С кораблем ситуация гораздо сложнее. Чтобы разгрузить животных с корабля, необходима организация специального устройства. Во-первых, проблема в том, что есть минимальные временные нормы, которые дает компания на одну голову животных. Иногда это 48 часов, иногда 36 часов, а бывает даже 24 часа. Вторая трудность заключается в том, что, как мы уже говорили, везти животных дальше не на чем – нормальных скотовозов в нужном количестве в России нет. В связи с этим возникла необходимость в создании неких баз, которые находятся рядом с портом, где животные могут пребывать на время разгрузки. Для ускорения разгрузки нами была разработана следующая система: спускающихся по трапу животных разводят по разным отсекам, в которых помещается по 6–7 голов. После того как их посчитали и проверили, открываются двери, скот заходит в машину. Затем животных переводят в другую секцию. Это интересный механизм, который позволяет разгрузить достаточно большой корабль в минимальные сроки».

Прибытие скота на ферму
Наталья Короткова: «Когда скот прибывает в хозяйство, его обязательно встречает ветврач, который находился со скотом на протяжении карантина, а также представители компании-продавца и сотрудники фермы».
При поступлении скота осуществляется карантин на территории хозяйства-покупателя. Карантинированные животные курируются ветслужбами региона, в карантине проводятся ветеринарные мероприятия и наблюдения за скотом.
Николай Власов: «При поступлении в хозяйство животное также ставится на карантин, но этого слова не нужно пугаться, потому что если речь идет о закупке скота, то завезенные животные просто находятся на ферме, их изолируют от других животных, а ветеринарные врачи наблюдают за состоянием их здоровья – проводят исследования, ветеринарную обработку».

И вот, казалось бы, все сложности позади – животные правильно выбраны, куплены, а затем доставлены морем, по воздуху или автоскотовозами на ферму хозяйства-заказчика и благополучно прошли там карантин. Но не стоит забывать о том, что, по статистике, в нашей стране в первые полгода погибает до 40% ввезенных животных… Поэтому успешный завоз скота – это только полдела. Не менее важная проблема – сохранить этот скот.


           
Perfectagro.ru © 2010  Все права защищены.
           

 

Журналы Контакты Реклама