Программа-максимум

В Госдуме обсудили, как повысить конкуренцию с помощью законодательства

Ольга Рябых

В конце 2012 г. комитет по аграрным вопросам Государственной думы РФ совместно с комитетом по бюджету и налогам провел парламентские слушания на тему «О законодательном обеспечении повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции». Тема была выбрана не случайно, ведь в период осенней сессии депутаты рассмотрели несколько законопроектов, непосредственно связанных с развитием сельского хозяйства, также в 2012 г. была принята государственная программа «Развитие сельского хозяйства на 2013-2020 годы». Представители ведомств, учреждений, министерств, сельхозпредприятий в ходе слушаний пытались предложить свои рецепты успеха, зачастую уходя от законодательных вопросов к проблемам сельского хозяйства в целом. Корреспондент «PA» попробовал представить все точки зрения, прозвучавшие на заседании.

 

Выступавший в начале слушаний депутат Госдумы Иван Мельников наполнил коллегам о контексте, в котором происходит обсуждение изменений в законодательстве. С одной стороны, принята государственная программа «Развитие сельского хозяйства на 2013-2020 годы», с другой – России является полноправным членом ВТО.

«В программе развития сформулированы следующие основные цели: обеспечить продовольственную безопасность Российской Федерации; повысить конкурентоспособность отечественной сельхозпродукции на внутреннем и внешнем рынках. На реализацию программы в федеральном бюджете предусмотрено около 1,5 трлн рублей, и еще примерно 777,5 млрд рублей выделяют регионы, – рассказывал депутат. – Работа по повышению конкурентоспособности сельхозпродукции должна быть нацелена на долгосрочную перспективу, ведь меры, которые нам необходимо заложить в законопроекты, касаются каждого гражданина страны».

Председатель комитета Государственной думы по аграрным вопросам Николай Панков отметил, что одной программой развития меры по поддержке сельхозпроизводителя не ограничиваются. «По оценкам Министерства финансов Российской Федерации, продление налоговых льгот для сельхозпроизводителей позволит в 2013-2015 годах сэкономить им порядка 75 млрд рублей. Эти средства останутся непосредственно у наших сельхозпроизводителей. Также во вступившем в силу законе приводится и бессрочная нулевая ставка налога на прибыль для сельхозпроизводителей», – отметил парламентарий.

В то же время предложенных мер явно недостаточно. В планах комитета – целый ряд законодательных инициатив: о передаче местным властям права устанавливать сроки переводов сельскохозяйственных рынков в капитальное строение и изменения в закон «О банкротстве», при котором сельхозпредприятия будут выставлять на торги для погашения задолженности весь производственный комплекс, а не дробя его на ликвидный и неликвидный товар. Кроме того, в условиях, когда износ техники у российских предприятий сегодня составляет до 80%, одна из задач законодателей, по мнению депутата, – удешевить покупку техники и ускорить обновление технической базы агропромышленного производства.

В заключение председатель комитета поделился размышлениями о развитии агропромышленного комплекса: «Необходимо устранить диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию промышленности, потребляемую в сельском хозяйстве, а также бороться с высокой закредитованностью сельхозпредприятий и сельхозпроизводителей и недостаточной технологической и технической вооруженностью».

 

Председатель комитета Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский акцентировал внимание на другой важной особенности сегодняшней агрореальности – вступлении России в ВТО: «В правительстве РФ разработан план адаптации по условиям вступления России в ВТО и создана рабочая группа, которая обсуждает большой список вопросов. Вот перечень некоторых из них: внедрение национальной системы оценки качества мяса; законопроект «О ветеринарии»; поддержка производителей сельскохозяйственной и специальной техники; разработка программы мелиорации; проведение исследований по пищевой безопасности; использованию кормов и добавок в животноводстве. Также парламентарии рассмотрели условия, которые помогут расширить доступ на рынок Евросоюза российских сельхозтоваропроизводителей».

В то же время, по словам депутата, по договоренностям с ВТО Россия может оказывать поддержку сельскому хозяйству в размере 9 млрд долларов на сегодняшний день. Но поддержка остается лишь на уровне 5 млрд, и этот резерв необходимо использовать.

Выступление статс-секретаря, заместителя министра сельского хозяйства Александра Петрикова в целом прозвучало оптимистично, хоть и содержало не очень приятную статистическую информацию: «Недавно продовольственная организация ООН опубликовала новые данные по уровню производительности труда в сельском хозяйстве. В России на одного занятого в данной отрасли сумма добавленной стоимости в 2009 году составила 3030 долларов. Это, конечно, больше, чем в мире в среднем (средняя сумма – 998 долларов). Но в Белоруссии она составляет 5180 долларов, в Европейском союзе – 17 900, а в Соединенных Штатах Америки – 49 500. Конечно, если мы оставим такое соотношение и далее, то будем подвержены большим рискам», – сказал чиновник.

Для преодоления отсталости, по мнению замминистра, необходимо технологически модернизировать сельское хозяйство, главный инструмент для которой – это государственная программа. «Прежде всего, в ней заложен постепенный переход от прямого субсидирования производства к поддержке доходности отрасли. Во-вторых, четко выделены стратегические приоритеты. В отличие от действующей программы будет уделяться внимание мерам не только стимулирования производства продукции и сырья, но и конечного продукта. И вся система мер выстроена по так называемым продовольственным цепочкам: от производств, от поля до прилавка по основным продуктам сельского хозяйства», – объяснил г-н Петриков.

Важный аспект программы – выделение приоритетных отраслей сельского хозяйства. Прежде всего, это молочное и мясное скотоводство. Предусмотрена поддержка и по производству молока. «В приоритетном порядке в сельском хозяйстве будет поддерживаться малый и средний бизнес, потому что мы понимаем, что модернизация ведет к сокращению занятых на селе, нельзя допустить больших масштабов сельской безработицы. Отсюда программы по начинающим фермерам, по семейным животноводческим фермам и по оформлению земель фермеров в собственность. Мы поддерживаем инициативу депутатов по продлению статуса юридического лица до 2021 года с разработкой поправок в Гражданский кодекс, чтобы уже узаконить юридический статус крестьянских фермерских хозяйств», – отметил замминистра.

Президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин оптимизма на счет вступления России в ВТО не разделил. «Возникают достаточно существенные вызовы. Прежде всего, в свиноводстве, которое испытывает достаточно острую конкуренцию со стороны иностранных производителей. Это сказывается при ввозе живых свиней и продуктов переработки животноводства, поступление которой в большом количестве на наш рынок снижает потребление отечественной продукции», – сказал эксперт.

Недостаточным, по мнению специалиста, остается и уровень господдержки. «Мы ожидаем увеличение уровня государственной поддержки, потому что нам придется в более жестких условиях конкурировать с иностранными производителями. Речь идет, конечно, о тех пресловутых 9 млрд долларов. То есть до уровня, согласованного с партнерами по ВТО. В действительности в 2013 году мы получили фактически общую сумму субсидий на уровне 15,2 млрд рублей, что намного ниже, чем мы за последние годы привыкли, даже без новых условий и без жесткой конкуренции», – отметил г-н Скурихин.

С критикой выступила и председатель профсоюзов работников АПК Наталья Агапова, заметив, что конкурентоспособность отрасли не может рассматриваться в отрыве от кадрового обеспечения. «Сегодня роль кадров обусловлена тем, что у нас в сельском хозяйстве руководителей и специалистов с высшим образованием 43%, со средним – порядка 44%. Все остальные – практики. Из выпускников 2011 года 1,4% молодых специалистов пришли в отрасль. В стране 59 аграрных вузов, на первый курс принимают где-то 100 тысяч студентов ежегодно, из них 70% – это те, кто проживает в сельской местности. Из них на бюджетной основе учится почти 30 тысяч человек. Но после обучения трудоустроены всего около 60% выпускников, а непосредственно в организации АПК приходит лишь 38%», – сказала эксперт.

Председатель комитета Алтайского краевого Законодательного собрания по аграрной политике Сергей Серов попытался вернуть дискуссию, ушедшую в сторону, к вопросам обсуждения законодательства, затронув вопрос агрострахования: «Наша страна в этом году пострадала от засухи, и оказалось, что всего 24% площадей из 5,5 млн га пашни было застраховано. Почему? На сельскохозяйственном рынке на сегодняшний день работает семь страховых компаний. Кто их контролирует, откуда они взялись – неизвестно. Поэтому крестьяне, имея печальный опыт прошлого года, неохотно пользуются услугами страховщиков», – отметил Серов.

Само страховое возмещение, по мнению законодателя, также необходимо скорректировать и выплачивать при гибели 20, а не 30% урожая, как это происходит в настоящее время, а также предусмотреть возможность страхования отдельных участков посевных площадей сельскохозяйственных культур.

Экс-министр сельского хозяйства и продовольствия РСФСР и депутат Госдумы Геннадий Кулик вернулся к теме обсуждения госпрограммы: «Государственная программа развития до 2020 года выполнена быть не может! Мы в последние годы вкладывали на замену техники порядка 17 млрд рублей. Но этого явно недостаточно! В 2012 году мы выделили 2 млрд, и то не для покупки техники аграриям, а на покрытие ими убытков. Выбытие техники в стране на 40-50% превышает ее покупку. То есть мы катимся вниз, в никуда!»

С точки зрения депутата, программа подготовлена без учета приоритетных направлений.

«Нам необходимо на 3 года получить от государства как минимум 52 млрд рублей для того, чтобы мы покупали техники хотя бы столько, сколько списываем. Техническое перевооружение – основа конкурентоспособного животноводства и растениеводства, а также смежных с ними отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности», – пояснил депутат.

Александр Петриков критику своего оппонента не разделил. «По основным целевым показателям государственная программа «Развитие сельского хозяйства на 2013-2020 годы» соизмерима с выделяемыми ресурсами», – отметил чиновник.

Полное выполнение программы находится в большой зависимости от софинансирования регионов по всем мероприятиям. «Регионы сегодня стали немного увеличивать свой вклад в общий аграрный бюджет, но пока в незначительном объеме», – уточнил замминистра.

За время, отведенное на парламентские слушания, высказались многие приглашенные спикеры. Наверное, не только у корреспондента «РА» сложилось ощущение, что «диагноз поставлен – требуется лечение». Никого из парламентариев нельзя было упрекнуть в отсутствии патриотических чувств, непонимания проблем отрасли, нежелания их решать. Главный санитарный врач Геннадий Онищенко и вовсе призвал бороться с ВТО, защищая интересы России. Невольно возникает вопрос: почему наша страна, имея столько умных и деловых людей в правительстве, Государственной думе, Совете Федераций и других организациях, не может вывести отрасль сельского хозяйства в мировые лидеры? Сколько еще должно пройти парламентских слушаний, круглых столов, заседаний, собраний, совещаний, чтобы наша Россия-матушка могла прокормить не только себя, но и остальной мир? Сейчас же все наоборот, как и 20 лет назад…

К выходу этого номера из печати в Государственной думе РФ должны пройти следующие парламентские слушания по обсуждению механизмов реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».