Раиса Губанова

РОССИЯ И ВТО:
ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ АПК

 

К выходу номера в печать Государственная дума РФ планирует ратифицировать соглашение о вступлении России в ВТО. Напомним, что переговоры о членстве нашей страны в этой организации были длительными и изнурительными, продолжались почти 17 лет. И вот мы наконец-то получили «зеленый свет». Однако, несмотря на положительное решение вопроса, у представителей деловых кругов, аграрной общественности нет-нет да и возникнет мысль: зачем нам это надо?

По мнению ведущих экономистов страны, один из очевидных плюсов вступления в ВТО – политический, поскольку быть членом этого клуба как минимум почетно. Это добавляет очков престижу страны в глазах иностранных инвесторов и рейтинговых агентств и, возможно, приведет к увеличению инвестиций извне. Приятным бонусом может стать и отмена злополучной поправки Джексона - Вэника, введенной США еще во времена СССР и ограничивающей торговлю с российскими компаниями. Однако большинство представителей аграрной общественности воспринимают этот шаг как решение, грозящее многими рисками для отечественных сельскохозяйственных производителей. Отечественные инвесторы задают вопрос: зачем были вложены колоссальные деньги в то, что завтра, скорее всего, не выдержит конкуренции? Ожидать, что иностранные компании ринутся вкладывать деньги в российский АПК, скорее всего, не стоит.

И все-таки, может быть, не все так уж плохо? На этот и другие вопросы постарались ответить участники конференции «Вступление России в ВТО: преимущества и риски агропромышленного комплекса», состоявшейся в апреле в Международной промышленной академии. В ее работе приняли участие более 300 человек, в том числе руководители и ведущие специалисты органов управления АПК регионов, главы агропромышленных холдингов, сельскохозяйственных, перерабатывающих и пищевых предприятий, представители отраслевых союзов и ассоциаций, учебных, научных и аналитических учреждений, члены Совета Федерации и Государственной думы РФ, работники ведущих министерств и ведомств.

На обсуждение были представлены такие важные темы, как «Обязательства России в области сельского хозяйства и пищевой промышленности: внутренняя поддержка и доступ на рынок», «ВТО – вызовы, риски, надежды», «ВТО: цели, функции, правила и принципы деятельности», «Влияние последствий присоединения России к ВТО на перспективы развития российского свиноводства на период 2012-2020 гг.», «Адаптация Российской Федерации в ВТО», и многие другие.

Открывая заседание, заместитель министра сельского хозяйства РФ Олег Алдошин сообщил присутствовавшим, что за последние шесть лет в АПК России было привлечено свыше 1 трлн рублей частных инвестиций, совокупный объем господдержки за этот период составил более 563 млрд рублей. Комментируя опасения тех, кто заявляет об открытии российского рынка для импортного продовольствия после вступления нашей страны в ВТО, он заявил, что полного открытия рынка не произойдет. Замминистра уточнил: уровень таможенно-тарифной защиты по сельхозсырью и продовольствию снизится в среднем лишь на 2,5%, тогда как Украина, став членом ВТО, снизила этот показатель более чем в 2 раза.

В приветствии к участникам конференции председатель думского Комитета по аграрным вопросам Николай Панков отметил, что реализуемая государственная аграрная политика поддержки отечественного АПК позволила отрасли накопить необходимый запас прочности. Вступление в ВТО предоставит дополнительные возможности российскому агробизнесу и предпосылки для повышения качества товаров, а также обеспечит доступ к механизму разрешения споров ВТО.

Заместитель председателя аграрного комитета Надежда Школкина заметила, что сегодня на разных площадках обсуждается вопрос о принятии мер по развитию сельского хозяйства в условиях вступления России в ВТО, и мнения кардинально расходятся – от негативных до положительных. Не случайно главной задачей депутатов является принятие законодательных мер по поддержке отечественных сельхозтоваропроизводителей. Депутаты уже подготовили ряд законопроектов, которые направлены на официальный отзыв в Правительство РФ. Речь, в частности, идет о продлении срока действия налоговой ставки в размере 0% по налогу на прибыль для сельхозтоваропроизводителей. Предложено продлить льготы по освобождению от уплаты НДС при ввозе племенного скота, а также для сельхозтехники. Необходимо, считают депутаты, освободить фермеров от налога на доходы, получаемые в виде субсидий на развитие своего хозяйства.

От членов аграрного комитета прозвучало и такое предложение.   Средства, которые из федерального бюджета идут на возмещение части затрат селян на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, выплачивать кредитным организациям. При этом  сельхозтоваропроизводитель будет уплачивать кредитную ставку банкам только в размере, который не покрывается федеральным бюджетом.  Это позволит сократить затраты хозяйств при оформлении кредитов на 9-12 млрд рублей в год.

Одной из самых больных тем при вступлении в ВТО для сельского хозяйства, как отмечали выступающие, являются вопросы изменения тарифных ставок на ввоз в Россию мяса, молока и зерна. По документам «средняя температура по больнице» выглядит вполне приемлемо - импортная пошлина по сельскохозяйственным продуктам в среднем не будет превышать 10,8% (сейчас - 13,2%), однако на деле некоторым видам деятельности придется туговато.

Россия в целях защиты отечественного рынка мяса, на первый взгляд, сумела сохранить тарифные квоты на говядину, свинину и мясо птицы. Однако для свинины внутри установленной квоты пошлина будет обнулена (сейчас она составляет 15%). При этом с 25 до 15% снижается пошлина на ввоз мясопродуктов. Пошлина же на ввоз живых свиней упадет с 40 до 5%, что грозит массовым импортом иностранных животных в Россию с целью дальнейшего убоя уже на месте и продажи мяса.

Заметно снижаются ставки на молочную продукцию - с 19,8 до 14,9%, злаки - с 15,1 до 10%, масличные культуры и растительные масла - с 9 до 7,1%.

Несмотря на то что с 2006 г. производство свинины в России стало активно развиваться, открытие рынка иностранным компаниям в объемах, оговоренных ВТО, может негативно отразиться на положении в отрасли. По словам гендиректора Национального союза свиноводов Юрия Ковалева, у иностранных компаний появляется возможность ввозить больше свиней в живом весе по конкурентоспособным ценам, что может сделать работу отечественных предприятий неэффективной. К тому же на отрасль еще больнее будут давить кредиты. Он отметил, что из инвестированных в отрасль 250 млрд рублей 160 млрд – субсидированные восьмилетние кредиты. В ЕС в структуре себестоимости процентная ставка по кредитам составляет максимум 1%, у нас – до 10%. Средняя себестоимость производства свинины - 50 рублей на 1 кг, процент за кредит – от 4 до 5 рублей за 1 кг. Но еще нужно иметь прибыль, чтобы возвращать субсидированные кредиты.

К вышесказанному следует добавить, что в момент присоединения к ВТО российский АПК потеряет и ряд косвенных мер поддержки, таких как льготные цены на газ, на перевозку сельхозпродукции, минеральные удобрения. На это обратил внимание участников конференции президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. По его мнению, расхожий тезис о большом запасе агрегированных мер поддержки сельского хозяйства несостоятелен. По подсчетам РЗС, на сегодняшний день они составляют 4,8 млрд долларов консолидированных поступлений федерального и региональных бюджетов. И это без учета указанных льгот, которые теряет аграрный сектор России в момент присоединения. Речь идет о косвенных мерах поддержки, которые идут не напрямую из бюджета, а через различные соглашения. Так, по соглашению между Российской ассоциацией производителей удобрений и Агропромсоюзом растениеводы получили возможность приобретать минеральные удобрения примерно на 15% дешевле рыночной стоимости. В текущем году данный документ заканчивает свое действие, и уже с 1 января 2013 г. растениеводы должны будут покупать эту продукцию на внутреннем рынке по мировым ценам. А мировая цена при внутреннем потреблении включает в себя дополнительные 18% НДС, который возвращается к поставщику только при экспорте. По подсчетам Злочевского, все агрегированные меры, которые имеются на текущий момент, как раз и составляют установленную условиями ВТО предельную цифру 9 млрд долларов. «Как только мы присоединимся, - предупредил Злочевский, - нам тут же начнут обсчитывать эти косвенные меры поддержки, которые сейчас, в общем-то, никто не удосуживается обсчитать. Это то, что мы теряем. Дальше придется с этим жить. Вопрос в том, как?»

При ответе на него президент Российского зернового союза предложил брать пример с Китая. По его словам, неудовлетворительные условия присоединения этой страны к ВТО не оказали на Китай особого негативного воздействия. «Китайцы поступают, как очень мудрые люди и переговорщики. Никто с ними ничего сделать не может. Их рыночное влияние таково, что они перевешивают все условия присоединения своим институтом рыночного влияния. Вот чего нам следует добиваться. Наша метода должна быть абсолютно китайской. Пути назад нет, мы уже вляпались в ВТО, и нам придется с этим жить».

Многие проблемы аграрного сектора страны носят внутренний характер, считают в Минэкономразвития, и не связаны с ВТО. «Наш анализ, - заявил заместитель начальника отдела департамента торговых переговоров Виктор Батанин, - показывает, что условия, на которых Россия готова присоединиться к ВТО, достаточно мягкие. Никто не отрицает, что потенциальные угрозы сохраняются, но и не нужно преувеличивать масштаб этих угроз. Когда Россия завершит понижение ввозных пошлин в соответствии со своими обязательствами, уровень защиты российского рынка уменьшится несильно». Переговорщики, добавил Батанин, выполняли правительственные директивы, которые были утверждены на международном уровне после консультаций с бизнесом.

Несмотря на все доводы аграрной общественности за и против, вряд ли что-то может помешать вступлению России в ВТО. Необходимо добавить, что странам, вступающим в эту организацию, дается переходный период для того, чтобы и государственная власть, и бизнес-сообщество научились эффективно работать в новых условиях.

Россия, по мнению экспертов, являясь крупнейшей экономикой мира, все еще уступает развитым странам по производительности труда, по энергоэффективности. Основные фонды нуждаются в обновлении. Открытие рынков и увеличение конкуренции подстегнет модернизацию нашей экономики. Присоединение к ВТО должно способствовать привлечению отечественных и иностранных инвестиций, без которых построение новой модели российской экономики невозможно. Для этого в нашем государстве должен быть не только благоприятный, но и экономически привлекательный инвестиционный климат. На самом деле ВТО – это инструмент, и от грамотного использования этого инструмента зависит эффект для нашей национальной экономики.

 Что же касается Таможенного союза, который создан Россией, Белоруссией и Казахстаном, как и Евразийский союз, он создавался на принципах Всемирной торговой организации. Это означает, что на евразийском пространстве нет рисков для больших интеграционных проектов, которые для России являются приоритетными.