Земельные
вопросы без ответа
Вячеслав
Рябинин
Согласно официальной статистике, Россия по площади пашни на душу населения
- 0,85 гектара - входит в первую пятерку стран планеты и в 30 раз превосходит среднемировой
уровень. Однако по показателям эффективности землепользования мы еще отстаем и нерационально
используем это национальное богатство. Одними из причин такой ситуации являются
вопрос неурегулированности земельных отношений и медленный
переход земли в руки ответственных и эффективных пользователей. Так как, несмотря
на наличие законодательной базы, вопрос оформления земли в собственность и ее использование
содержит много белых пятен. На заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной
политике сенаторы, представители Министерства сельского хозяйства и приглашенные
эксперты попытались прийти к компромиссу, но сделать это так и не удалось. Была
лишь достигнута договоренность о создании рабочей группы по поправкам в действующий
закон об обороте земель. «РА» представляет репортаж с заседания комитета.
Выступавший
первым заместитель
министра сельского хозяйства Александр Петриков
представил оптимистический взгляд на ситуацию . Чиновник заявил, что еще в 2010
г. президентом был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные
акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельхозназначения». Закон предполагает решение комплекса вопросов,
связанных с регулированием земельных отношений, и направлен на возможность выделения
земельных долей почти что 10 млн граждан и формирования
земельных участков на площади более 85 млн гектаров. Также
предполагается обеспечение залоговой базы для привлечения срочных кредитов в отрасли,
вовлечения неиспользуемых земель в сельхозоборот, повышения
эффективности использования сельхозземель.
При
этом закон устанавливает, что если до 1 июля 2012 г. участники долевой собственности
не решат вопросы по оформлению земельных участков в счет земельных долей на основе
утвержденного проекта межевания, то такая обязанность перейдет к органам местного
самоуправления. «Таким образом, ставится задача до 1 июля 2013 года завершить оформление
земельных участков в счет земельных долей. Оборот земельных долей будет заменен
оборотом земельных участков. Это принципиальная постановка, и достижение этой цели
позволит во многом исправить те недостатки в земельных преобразованиях, которые
у нас возникли в 1990-е годы в связи с приватизацией земель колхозов и совхозов»,
- пояснил заместитель министра.
Но
оптимизм чиновника разделили далеко не все.
Заместитель директора департамента недвижимости Министерства
экономического развития Михаил Бочаров отметил, что сейчас в законе о землеустройстве
мы имеем четыре-пять содержательных статей. Но при этом они самого общего характера
и не дают ответа на поставленные вопросы. Поэтому нужно придать большее значение
землеустроительному процессу, чтобы заинтересовать собственника и органы власти
в обеспечении землеустроительными документами всех сельских территорий.
«Самое
важное, нужно придать нормам закона о землеустройстве, носящим описательный характер,
о том, что землеустройство проводится и состоит из таких-то документов, конкретное
юридическое содержание. Кто его вправе проводить? За чей счет? Какие юридические
последствия будут иметь? Какое право имеет собственник участвовать и даже блокировать
решения государства? До какой степени мы защищаем общественные интересы, до какой
степени мы защищаем частные интересы? Какой предмет для неотложного вмешательства
государства?» - возмущался чиновник.
Генеральный директор АО «Ручьи» Александр
Трофимов обозначил проблему со стороны собственника. «С одной стороны, у нас не
хватает земли. А с другой - мы видим, что растет бурьян, приходим на эти земли,
а там оказываются собственники непонятные, незарегистрированные, но, тем не менее,
держатели этих паев. И получается так, что вроде есть хозяева, с другой стороны,
никто не собирается на этой земле работать, налоги не платятся, и создается такая
тупиковая ситуация», - возмущался эксперт, отмечая, что принятый закон, о котором
шла речь, не разрешает всех проблем еще и потому, что процедура оформления прописана
непонятно.
Александр
Петриков на упреки в неэффективности закона реагировал спокойно. «Я считаю, что главное на современном этапе
- это не отсутствие каких-либо законов. Мы говорили о перспективах совершенствования,
в частности, закона о землеустройстве и других, но главное - это незнание законов.
И отсюда неграмотная правоприменительная практика. Никто у нас принятые законы не
исполняет», - отвечал чиновник.
Еще
одну болезненную тему отрасли поднял заместитель председателя профильного комитета
Андрей Чернышев.
«А кто у нас в государстве вообще земельными
вопросами занимается? Есть у нас единый орган, земельная служба, которая отвечает
за землю? Есть у нас орган или все земельные вопросы растащены по министерствам и никто ни за что не
отвечает?» - вопрошал сенатор.
Очень
скоро стало понятно, что такого органа нет, а по мнению некоторых экспертов, он
и не нужен.
«Вопросы
использования земли многократны. Там есть интересы, связанные с охраной природы,
там есть интересы, связанные с территориальным развитием, там есть и вопросы оборота
и оформления прав. Вы правы в том, что недостаточно четко распределена компетенция.
Не страшно, что это не один орган, но страшно то, что не всегда ясна компетенция
органов, как вот, например, в законе о землеустройстве: здесь пересекающаяся компетенция
трех или даже - с учетом Росреестра, который в нашем подчинении
находится, четырех органов», - отмечал Михаил Бочаров.
В
то же время, по мнению эксперта, проблема с распределением земли имеется, так как
государственные земли, а это в большей степени лесной фонд, находятся в управлении
субъектов, хотя и числятся собственностью Российской Федерации. Все полномочия по
распоряжению этими землями, их оформлению несут органы исполнительной власти субъектов.
Другая значительная часть земель находится в ведении Минсельхоза, потому что они
представляют собой земли сельхозназначения.
«Но
я, честно говоря, не понимаю, как единая служба сможет что-то здесь изменить. Одна
служба, две службы… Они исполняют наши законы, которые вносят сумятицу и непонимание.
Может быть, сосредоточение в руках одной службы повлекло бы изменение этих законов,
я не знаю, но это не всегда так», - пояснял Михаил Бочаров.
В
ответ на это член Совета Федерации и президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов России Владимир Плотников
напомнил собравшимся, что в России уже было министерство по земле. «Ранее был государственный
комитет, потом было федеральное управление, потом была федеральная служба. Сейчас
ничего не осталось, отсюда и проблемы. Оборота цивилизованного нет, землю оформить
невозможно. Взятки, коррупция на каждом шагу», - заявил сенатор и предложил все
полномочия по решению земельных вопросов передать в министерство сельского хозяйства
РФ.
Подводя итоги заседания,
председатель Комитета
по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Горбунов заявил, что необходимо предложить
проект или закон, в котором будут четко и окончательно сформулированы все положения
землепользования.
Александр Петриков в ответ
на предложения сенатора предложил поработать и внести поправки в уже имеющийся закон,
создав для этого рабочую группу.
Геннадий Горбунов в заключение
объявил, что первый этап обсуждения закончился, пообещав через какое-то время опять
вернуться к этому вопросу.