Земельные вопросы без ответа

Вячеслав Рябинин

Согласно официальной статистике, Россия по площади пашни на душу населения - 0,85 гектара - входит в первую пятерку стран планеты и в 30 раз превосходит среднемировой уровень. Однако по показателям эффективности землепользования мы еще отстаем и нерационально используем это национальное богатство. Одними из причин такой ситуации являются вопрос неурегулированности земельных отношений и медленный переход земли в руки ответственных и эффективных пользователей. Так как, несмотря на наличие законодательной базы, вопрос оформления земли в собственность и ее использование содержит много белых пятен. На заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике сенаторы, представители Министерства сельского хозяйства и приглашенные эксперты попытались прийти к компромиссу, но сделать это так и не удалось. Была лишь достигнута договоренность о создании рабочей группы по поправкам в действующий закон об обороте земель. «РА» представляет репортаж с заседания комитета.

 

Выступавший первым заместитель министра сельского хозяйства Александр Петриков представил оптимистический взгляд на ситуацию . Чиновник заявил, что еще в 2010 г. президентом был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельхозназначения». Закон предполагает решение комплекса вопросов, связанных с регулированием земельных отношений, и направлен на возможность выделения земельных долей почти что 10 млн граждан и формирования земельных участков на площади более 85 млн гектаров. Также предполагается обеспечение залоговой базы для привлечения срочных кредитов в отрасли, вовлечения неиспользуемых земель в сельхозоборот, повышения эффективности использования сельхозземель.

При этом закон устанавливает, что если до 1 июля 2012 г. участники долевой собственности не решат вопросы по оформлению земельных участков в счет земельных долей на основе утвержденного проекта межевания, то такая обязанность перейдет к органам местного самоуправления. «Таким образом, ставится задача до 1 июля 2013 года завершить оформление земельных участков в счет земельных долей. Оборот земельных долей будет заменен оборотом земельных участков. Это принципиальная постановка, и достижение этой цели позволит во многом исправить те недостатки в земельных преобразованиях, которые у нас возникли в 1990-е годы в связи с приватизацией земель колхозов и совхозов», - пояснил заместитель министра.

Но оптимизм чиновника разделили далеко не все.

Заместитель директора департамента недвижимости Министерства экономического развития Михаил Бочаров отметил, что сейчас в законе о землеустройстве мы имеем четыре-пять содержательных статей. Но при этом они самого общего характера и не дают ответа на поставленные вопросы. Поэтому нужно придать большее значение землеустроительному процессу, чтобы заинтересовать собственника и органы власти в обеспечении землеустроительными документами всех сельских территорий.

«Самое важное, нужно придать нормам закона о землеустройстве, носящим описательный характер, о том, что землеустройство проводится и состоит из таких-то документов, конкретное юридическое содержание. Кто его вправе проводить? За чей счет? Какие юридические последствия будут иметь? Какое право имеет собственник участвовать и даже блокировать решения государства? До какой степени мы защищаем общественные интересы, до какой степени мы защищаем частные интересы? Какой предмет для неотложного вмешательства государства?» - возмущался чиновник.

Генеральный директор АО «Ручьи» Александр Трофимов обозначил проблему со стороны собственника. «С одной стороны, у нас не хватает земли. А с другой - мы видим, что растет бурьян, приходим на эти земли, а там оказываются собственники непонятные, незарегистрированные, но, тем не менее, держатели этих паев. И получается так, что вроде есть хозяева, с другой стороны, никто не собирается на этой земле работать, налоги не платятся, и создается такая тупиковая ситуация», - возмущался эксперт, отмечая, что принятый закон, о котором шла речь, не разрешает всех проблем еще и потому, что процедура оформления прописана непонятно.

Александр Петриков на упреки в неэффективности закона реагировал спокойно. «Я считаю, что главное на современном этапе - это не отсутствие каких-либо законов. Мы говорили о перспективах совершенствования, в частности, закона о землеустройстве и других, но главное - это незнание законов. И отсюда неграмотная правоприменительная практика. Никто у нас принятые законы не исполняет», - отвечал чиновник.

Еще одну болезненную тему отрасли поднял заместитель председателя профильного комитета Андрей Чернышев. «А кто у нас в государстве вообще земельными вопросами занимается? Есть у нас единый орган, земельная служба, которая отвечает за землю? Есть у нас орган или все земельные вопросы  растащены по министерствам и никто ни за что не отвечает?» - вопрошал сенатор.

Очень скоро стало понятно, что такого органа нет, а по мнению некоторых экспертов, он и не нужен.

«Вопросы использования земли многократны. Там есть интересы, связанные с охраной природы, там есть интересы, связанные с территориальным развитием, там есть и вопросы оборота и оформления прав. Вы правы в том, что недостаточно четко распределена компетенция. Не страшно, что это не один орган, но страшно то, что не всегда ясна компетенция органов, как вот, например, в законе о землеустройстве: здесь пересекающаяся компетенция трех или даже - с учетом Росреестра, который в нашем подчинении находится, четырех органов», - отмечал Михаил Бочаров.

В то же время, по мнению эксперта, проблема с распределением земли имеется, так как государственные земли, а это в большей степени лесной фонд, находятся в управлении субъектов, хотя и числятся собственностью Российской Федерации. Все полномочия по распоряжению этими землями, их оформлению несут органы исполнительной власти субъектов. Другая значительная часть земель находится в ведении Минсельхоза, потому что они представляют собой земли сельхозназначения.

«Но я, честно говоря, не понимаю, как единая служба сможет что-то здесь изменить. Одна служба, две службы… Они исполняют наши законы, которые вносят сумятицу и непонимание. Может быть, сосредоточение в руках одной службы повлекло бы изменение этих законов, я не знаю, но это не всегда так», - пояснял Михаил Бочаров.

В ответ на это член Совета Федерации и президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимир Плотников напомнил собравшимся, что в России уже было министерство по земле. «Ранее был государственный комитет, потом было федеральное управление, потом была федеральная служба. Сейчас ничего не осталось, отсюда и проблемы. Оборота цивилизованного нет, землю оформить невозможно. Взятки, коррупция на каждом шагу», - заявил сенатор и предложил все полномочия по решению земельных вопросов передать в министерство сельского хозяйства РФ.

 

Подводя итоги заседания, председатель Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Горбунов заявил, что необходимо предложить проект или закон, в котором будут четко и окончательно сформулированы все положения землепользования.

Александр Петриков в ответ на предложения сенатора предложил поработать и внести поправки в уже имеющийся закон, создав для этого рабочую группу.

Геннадий Горбунов в заключение объявил, что первый этап обсуждения закончился, пообещав через какое-то время опять вернуться к этому вопросу.