Больше чем еда


В Москве обсудили, как сделать рынок фермерских продуктов более эффективным

Арсений Шевченко

В конце апреля в московском конгресс-отеле «Марко Поло» прошел I съезд по развитию рынка экологически чистых фермерских продуктов. За 5 часов более 150 участников конференции обсудили самые насущные проблемы мелкого сельхозпроизводителя: как наладить экопроизводство, кому продать урожай и ждать ли поддержки от государства. За тем, как рос энтузиазм участников относительно будущего фермерских хозяйств, наблюдал корреспондент «PA».

«Мы любим громкие слова и поэтому не стали называть все это конференцией или совещанием, так как это неинтересно и скучно, а решили сделать съездом», – заявил, открывая мероприятие, основатель проекта LavkaLavka Борис Акимов.
В свое время именно LavkaLavka была первопроходцем в области продажи фермерских продуктов в Москве. «В 2009 году, когда мы только начинали наш проект, все крутили пальцем у виска и говорили, что у нас ничего не получится: бизнес из этого не вырастет, максимум, чего можно достичь, – это развлечение для самих себя», – вспоминал г-н Акимов.
Сегодня понятно, что эти люди были неправы, но для дальнейшего развития, по мнению основателя LavkaLavka, нужна реализация нескольких целей: найти тех, кто реально что-то делает для развития рынка экопродуктов, и объединить их: фермеров, рестораторов, продавцов, логистов, чиновников, экосертификаторов и прочих.

«Есть пример для подражания – гастрономическая революция в Скандинавии в начале XXI века, – рассказывает Борис Акимов. – Еще в конце прошлого века никто не знал, что такое скандинавская кухня. На ум приходили какие-нибудь фрикадельки и селедка. Но в начале 2000-х годов порядка 10 человек, от поваров до телеведущих, сказали: мы хотим, чтобы люди ели местные продукты, поэтому будем готовить из них и про них рассказывать».

В итоге эти люди сделали так, что лучший ресторан мира – Noma в Копенгагене – и еще не один десяток ресторанов, входящих в сотню лучших в мире, – это скандинавские рестораны. В некоторые из них нужно записываться за 4-5 месяцев. При этом они понимали, что ни государство, ни другие  общественные организации  их не  поддержат, и  что они должны  идти наперекор сложившейся системе. И фермеров и продуктов было мало, и их надо было искать.

«Наша цель – чтобы в России ели местные фермерские продукты», – завершил свое выступление Борис Акимов.

О том, каково иметь свое хозяйство, рассказал фермер Александр Бродовский, который уже 10 лет владеет 1200 га земли в Тульской области.
Сегодняшний интерес к фермерству и земле он сравнил с интересом дворян времен Екатерины Второй, которые, получив освобождение от службы, с энтузиазмом, но без навыков ринулись строить поместья и хозяйства.
Президент холдинга «ПИР» Иван Меркулов расставил все точки над i в теме сотрудничества фермера и ресторатора.
«На сегодняшний день на 10,5 миллионов человек, проживающих в Москве, приходится порядка 2,5 тыс. предприятий питания открытого типа, то есть почти 44 посадочных места на 1000 жителей. Эти цифры говорят о том, что рынок невероятно большой и очень хорошо организованный», – отметил г-н Меркулов.
При этом на рынке есть ряд компаний,  связанных с продуктами питания. Более 65% продуктов, с которыми работают рестораны в Москве, – импортные. Также большинство из них не работает с поставщиками напрямую, в частности с фермерами, так как их предложение не структурировано.
«На рынке существует порядка 50 фуд-сервис-компаний, которые обеспечивают рестораны, но из-за пробок на предприятия питания может приезжать только две машины в день. Энтузиастов мало, бизнес жесткий, а фермерский продукт не всегда является дешевым», – обрисовал картину президент «ПИРа».
Нет ничего удивительного, что доля фермерской продукции – всего 3% в общем объеме реализуемого продовольствия. Учитывая, что в мировых мегаполисах доля «фермерской» еды составляет в среднем 25%, задача Москвы – довести ее хотя бы до 10%.
В завершение Иван Меркулов предложил один из способов решения этой проблемы – составление списка компаний, которым было бы интересно поработать с фермерскими продуктами.

После выступлений фермера, агронома и закупщика к микрофону вышел гость из Киева Дмитрий Борисов. Продукты в его ресторан поставляются с принадлежащей ему фермы – в Москве такого практически нет. Дима (он просит называть себя именно так) знает, как совмещать фермерство и ресторанный бизнес. Он также отметил, что в России у рынка экологически чистых продуктов потенциал гораздо больше, чем на Украине, где спрос на экопродукты (да и на продукты вообще) «закрывают» точечная торговля и большое количество сельскохозяйственных рынков.

Об  эффективности бизнеса, организованным Борисом Акимовым,   можно будет судить уже в ближайшее время. Остается надеяться, что спрос на «фермерскую» еду не останется просто сезонной модой. Ведь в выигрыше от этого окажутся не только фермеры и рестораторы, но и простые горожане, которые смогут получить доступ к качественным продуктам.


           
Perfectagro.ru © 2010  Все права защищены.
           
Журналы Контакты Реклама