Кто победит?

О том, какие носители информации наиболее популярны в наши дни, выразил свое мнение директор известного аграрного сайта

В гостях у журнала «РА» – директор сайта agroru.com Александр Харитонов. Мы давно знакомы, дружим и сотрудничаем. Но у каждого своя работа, кажущаяся более важной, чем у коллеги. Например, мне часто встречаются работники других сайтов, удивленные тем, что до сих пор живы печатные СМИ, которым они предсказывали неминуемую гибель с возникновением Интернета. А те, кто читает или выпускает, как мы, глянцевые журналы (от имени газетчиков не берусь говорить), не понимают, зачем перегружать себя информацией, непрерывно сидя в Сети. Хотя существует множество людей, оптимально совмещающих и то и другое. Для меня Интернет ассоциируется с работой, я все время как будто слышу тиканье часов или биение пульса времени, когда посещаю чей-то сайт. А глянец – отдых и наслаждение, способность окунуться в застывшее на фотографиях время, так же как в картинах музеев; словно попадаешь в созданный кем-то особенный мир, который пахнет типографской краской и шелестит, как листья на ветру, и кажется, ты – вне времени и в каком-то особенном пространстве, где тебе радостно и уютно.

Мне и другие журналы нравятся поэтому. Немалое значение имеет, что они шелестят. Живые.

Возможно, полемика с Александром поможет нашим читателям понять, насколько велика конкуренция в современном мире среди носителей информации прошлого, настоящего и будущего, кто в ней выигрывает и как долго они просуществуют в едином медиапространстве.

- Александр, где вы родились, какое у вас образование, чем вы занимались поле окончания учебного заведения. И долго ли вы шли к тому, чтобы сотворить собственный сайт? Что повлияло на такое решение?

- Родился в Москве. Так вышло, что я, наверное, одним из первых детей страны увидел ПК. Мама работала в ГИВЦ Минторга СССР, и там были установлены первые персональные компьютеры советского производства «Искра». Это были очень современные по тем временам машины с монохромным экраном, символы и графика на котором выводились одним цветом – зеленым. В 1989 году я оказался у мамы на работе, мне дали поиграть в самую первую компьютерную игру в моей жизни, и это произвело на меня незабываемое впечатление. Наверное, это повлияло и на дальнейшую работу, так как, несмотря на многие мои специальности, самое продолжительное время я занимался и занимаюсь информационными и компьютерными технологиями.

- -Когда и зачем вы создали сайт?

- История сайта долгая. Идея создания появилась в 1998 году, чуть раньше мы вместе с моим другом Алексеем организовали собственную веб-студию и занимались созданием сайтов. Алексей тогда оканчивал учебу в Тимирязевской сельхозакадемии, и мы решили посмотреть, какие веб-ресурсы есть по этой теме в Интернете. Оказалось, что существовало всего несколько сайтов, кажется, агромаркет.ру, агрорус.ру. Это были довольно популярные тогда доски объявлений, но с очень примитивными возможностями. Вот тогда и родилась идея сделать большой сайт, посвященный агропромышленному комплексу, где пользователи могли бы найти необходимую информацию. Мы придумали бизнес-модель продажи различных услуг нашего онлайн-ресурса. Созданием программных механизмов сайта в основном занимался я, поскольку в то время у меня уже был большой опыт разработки сложных программных продуктов. Первое название сайта, кстати, было «Агропортал», мы придумали его и зарегистрировали соответствующий домен. Он и сейчас работает.

И только впоследствии сайт стал называться «АГРОРУ.ком», это было связано с выходом на международный рынок, к которому мы готовимся.

Дата открытия сайта для первых посетителей, можно сказать день рождения «АГРОРУ.ком» – 18 сентября 2001 года. До этого мы больше года занимались подготовительной работой.

- Для кого он предназначен?

- «АГРОРУ.ком» в том виде, в котором он есть сейчас, предназначен для тех, кто занимается аграрным бизнесом, и в первую очередь – торговлей сельхозпродукцией, оборудованием, техникой. Это не просто сайт, это торговая система, где можно быстро продать или купить нужные товары агропромышленного комплекса.

- За счет чего существует ресурс, является ли прибыльным? Много ли можно заработать, имея сайт, нужно ли этому учиться или все приходит с опытом?

- У нас сложная история, наверное, как у любого инновационного бизнеса. В процессе развития сайт сменил три доменных имени, что, конечно, серьезно повлияло на такие важнейшие показатели интернет-проекта, как посещаемость, лояльность аудитории. Приходилось вкладывать серьезные средства и силы в продвижение нового имени. Но, несмотря ни на что, сайт развивается, и по итогам последних нескольких лет у нас хорошие показатели роста.

Что касается финансовой части, мы используем несколько бизнес-моделей, каждая из которых развивается самостоятельно. Мы предоставляем рекламные услуги, различные веб-сервисы и планируем заняться таким направлением, как интернет-торговля. Самое важное для интернет-бизнеса – это правильно выбранная модель монетизации. У большинства проектов начала 2000-х, когда бизнес только формировался, она отсутствовала или была ошибочна. И мы не исключение. В то время Интернет только формировался, аграрная аудитория вообще получила возможность доступа в Сеть только в последние несколько лет. Все эти факторы оказывали влияние на развитие, многие исходные предположения приходилось пересматривать уже в процессе.

Прежде чем удалось найти свою нишу, в которой мы можем эффективно работать, мы перепробовали множество разных направлений. Это очень серьезный финансовый риск.

Отвечу на ваш вопрос, можно ли заработать и надо ли учиться. Конечно. Заработать можно и надо учиться. Но нас некому было учить. Эта отрасль развивалась вместе с нами, и мы в том числе развивали ее. А теперь мы сами можем многому научить, рассказать и показать на живых примерах, отталкиваясь от своего практического опыта. Если бы в 1999 году у меня был учитель, многих ошибок удалось бы избежать.

- Есть ли у вас конкуренты и считаете ли вы таковыми бумажные издания? В чем преимущества сайта перед журналом и наоборот?

- Рынок становится все более конкурентным. За последние пять лет появилось много по-настоящему хороших отраслевых сайтов, которые имеют продуманную бизнес-модель, стабильную аудиторию. Это очень хорошо, так как конкуренция заставляет рынок развиваться. Следовательно, потребитель получит еще более качественные услуги и возможность выбирать.

Для нас бумажные издания не являются конкурентами по простой причине: они не имеют возможности предоставлять торговую информацию в режиме реального времени. Не могут дать возможность оперативно пообщаться с контрагентами или обсудить сделку. Информация в печатных изданиях устаревает еще до того, как они выходят из типографии. Газеты, журналы – это носители такой информации, которая не привязана ко времени (кроме аналитики и статистики). Большинство статей в журналах будет актуально и через 10 лет. Многим нравится листать прессу. Вопрос привычки. Но в торговле без Интернета уже не обойтись.

- Считаете ли вы, что со временем бумажные журналы и книги будут не нужны? И если да, то как это будет происходить и в какой срок? Ведь далеко не в каждом доме в России на данный момент есть Интернет.

- Думаю, это так же неизбежно, как модернизация транспорта: лошадей заменили машины, парусники - пароходы и т. д. Не быстро, но это произойдет. На мой взгляд, основной недостаток книг – то, что они занимают много места. Большую библиотеку можно сохранить в памяти современного планшета, читать, искать среди текста или изображений. Посмотрите на современных детей, как они относятся к книгам, к компьютерам, и представьте, что будет через 20 лет, когда они вырастут. Возьмут ли они книгу в руки?

- Есть ли специфика в продвижении аграрного сайта? Есть ли у вас задумки сделать сайты по другим отраслям?

- Особой специфики нет. Все так же, как и по другим направлениям. Когда в России появился Интернет, это совпало с полным разорением сельского хозяйства. Поэтому аудитория была очень небольшая и неплатежеспособная. Сейчас ситуация совершенно изменилась, срез аудитории сравнялся с другими сегментами рынка, а в чем-то даже превзошел. Задумки сделать сайты по другим отраслям, конечно, есть, но пока все они проходят стадию анализа. Масштаб интернет-бизнеса сейчас находится на таком уровне, что почти все уже создано. И нужно очень постараться, чтобы новый проект «выстрелил». Поэтому, прежде чем создавать новый проект, я долго изучаю перспективы и потенциал с точки зрения времени создания, перспектив развития, монетизации.

- Каким образом отбираются эксперты для вашего сайта? Читаете ли вы их обзоры? Соглашаетесь ли с выводами?

- Наши эксперты и вся команда «АГРОРУ.ком» – это люди, без которых бизнес не мог бы существовать. Каждый сотрудник вкладывает свои силы в развитие. Принцип у меня простой: надо доверять своему сердцу или интуиции. В нашем небольшом коллективе только те люди, которым комфортно и приятно работать друг с другом.

Я обязательно читаю все обзоры.

- Участвуете ли вы лично в их подготовке? И если да, то какие из них наиболее сложные?

Аналитика – очень интересное занятие. Ее у нас очень много, ведь данные собираются ежесекундно внутри нашей торговой системы. Самое сложное при подготовке аналитических обзоров – это найти качественную и проверенную информацию. Особенно для «закрытых» отраслей типа рыбной промышленности и некоторых других.

- Такие обзоры, регулярно публикуемые и в нашем издании, несомненно, помогают компаниям, участвующим в аграрном бизнесе. Можете ли вы, обобщая все, что в них сказано, вынести свои рекомендации о том, выгодно ли сейчас выходить на сельскохозяйственный рынок нашей страны новичкам? Или стоит немного подождать? Нужно ли обладать для начинания дела капиталом или достаточно светлой головы и целеустремленности?

- Если человек знает, какой результат он хочет получить, что для этого нужно делать, и готов это делать, такого человека ждет успех. Целеустремленность я бы поставил выше наличия капитала. Капитал – это инструмент.

- По вашему мнению, в каком направлении будет развиваться Интернет в ближайшее время? Недавно видела по ТВ (еще один наш с вами медиаконкурент), как в голову человеку вставляют датчики с Интернетом, а в армии к телу солдата подключают роботозированную систему, чтобы он стал в несколько раз сильнее и быстрее. И все показатели выводятся на дисплей, который вмонтирован в его железный костюм. И еще разные fantastish–технологии… То есть это уже не чистое созерцание мира на дисплее, а превращение в полуроботов. Вы за такие технологии?

- Подобные технологии помогают инвалидам видеть, слышать, двигать механической рукой и жить полноценно. А разве вы против этого?

Не могу сказать, что мне бы понравилось видеть на улице людей-киборгов, но это уже реальность. Придется привыкать.

- Каким вы представляете мир через 100, 500, 1000 лет? Где о нас прочтут информацию потомки: в книгах, Интернете или на совсем других носителях, которые еще не придумало человечество?

- Надеюсь дожить до начала колонизации планет. Это будет действительно интересно. По некоторым данным, может оказаться, что самым надежным носителем информации так и останутся книги.

Беседу вела Ольга Рябых