Павел Конев, директор по IT компании-экспортера холдинга «Доставка морем»
В России зерно еще не стало полноценным биржевым товаром. Доля товарной биржи и электронных площадок по купле-продаже зерна не превышает 2% в общем объеме реализации зерновых.
Я бы выделил две основные причины такого положения дел:
- Сделка по купле-продаже зерна — это не просто перемещение товара из точки А в точку Б. Учитывается множество параллельных процессов, связанных с такими аспектами, как:
- контроль качества товара;
- сопроводительные документы из разных инстанций;
- проверка контрагента на добропорядочность в части уплаты НДС и исполнения условий договора на непрозрачном рынке;
- организация логистики, учитывающей погодные условия в пункт выгрузки фермера и загруженность порта или элеватора в пункте приемки товара.
- У фермерских хозяйств была традиционно высокая рентабельность от выращивания урожая. Им проще передать этот сложный процесс купли-продажи зерна знакомому посреднику, который сделает предоплату и возьмет на себя всю дальнейшую операционку. Заработок у посредника на организации сделки не такой большой, в пределах 3-5% от стоимости товара, что на порядок меньше рентабельности самого фермерского хозяйства.
Я думаю, ситуация будет постепенно меняться. Мы видим, что высокая рентабельность фермерской деятельности приводит к увеличению инвестиций в отрасль, росту предложения и относительному снижению уровня цен при стабильном спросе. Более того, оказывает давление возросшая себестоимость сева. Это способствует поиску более эффективных инструментов реализации урожая, поэтому тема будет актуальна в новом сезоне.
В любом случае вне зависимости от того, кто реализует зерно — фермер или посредник — есть задача минимизировать операционные расходы на совершение этой сделки. Основная статья расходов — логистика. Вокруг нее строятся сопутствующие процессы, к которым с прошлого года добавилась обязательная регистрация всех перемещений товара в государственной системе учета ФГИС «Зерно», обеспечивающей прозрачность движения сельхозпродукции от фермера до конечного потребителя и создающей еще один бизнес-процесс в цепочке.
Как можно оптимизировать расходы на логистику и сопутствующие документы?
- Сконцентрировать спрос на транспортные услуги на одной площадке для получения более выгодных цен от исполнителей;
- Минимизировать ручной труд по организации всех бизнес-процессов.
С первой задачей успешно справляются несколько цифровых проектов по организации перевозок под потребности зернового рынка: SmartSeeds, PortTranzit, Vezzer.no.
Среди них я выделил бы SmartSeeds, поскольку концентрация спроса на этой площадке обеспечивается размещением заказов от крупнейшего экспортера зерновых, являющегося одним из владельцев площадки. По данным проекта, доля онлайн-заказов агрологистики на рынке приблизилась к 15%, что является существенным достижением и хорошей отправной точкой для дальнейшего роста.
Со второй задачей справиться несколько труднее, потому что для этого необходимо собрать всех исполнителей (транспортников, контрактников, бухгалтеров) в единый цифровой контур. В 2023 году для этого есть все необходимые инструменты по отдельности: системы ЭДО, возможность оформления электронных товарно-транспортных накладных. Кроме того, появилась возможность интеграции ФГИС «Зерно» с 1С и другими учетными системами. Исходными данными для оформления документов служит реестр отгрузки — данные по машинам и весу загруженного в них товара.
Дальше — замкнутый круг. Реестр отгрузки от фермера оформляется в лучшем случае в экселе, а очень часто и на бумаге. Нет возможности передать эти данные в электронном виде сотрудникам, работающим за компьютером и привыкшим к цифровым решениям:
- контрактникам для оформления операции перемещения (СДИЗ) в системе ФГИС «Зерно»;
- бухгалтерии для оформления товарно-транспортных накладных.
Следующий аспект, затрудняющий процесс — водители. Есть возможность оформления электронных ТТН, однако они должны быть подписаны водителями. Получается, что у каждого должен быть собственный смартфон. К тому же, сотрудник должен уметь не просто подписывать накладные в приложении, но показывать QR–код как подтверждение наличия электронной ТТН. Для текущих реалий агрологистики этот процесс достаточно проблематичен.
Приемка товара у конечных покупателей более-менее автоматизирована. На крупных точках, в портах и элеваторах есть электронные очереди, где они и необходимы.
Таким образом, текущая ситуация на рынке зерновых способствует поиску наиболее оптимальных решений, в том числе в вопросе реализации собранного урожая. Цифровые площадки по организации логистики зерна показывают хорошую динамику и будут развиваться дальше, отвечая потребностям повышения эффективности перевозок.
Следующим этапом цифровизации должен стать документооборот по сделке, в который вовлечены разные участники и системы. Часть из них работает «в полях», не имея доступа к стационарным компьютерам и программным решениям. Учет особенностей каждой роли в процессе и их объединение в единый цифровой контур является важной задачей на ближайший сезон.
Наш холдинг «Доставка морем» (ранее Daylesford Merchant) занимается экспортом сельхозпродукции на протяжении 6 лет. Мы также входим в топ-20 экспортеров зерна, являясь одними из лидеров по экспорту продуктов глубокой переработки. В своей деятельности фокусируемся на трех важных направлениях:
- сервисная модель работы, выстраивание длительных отношений с нашими клиентами и поставщиками за счет создания удобных инструментов взаимодействия;
- инвестиции в IT-решения. Мы сильно продвинулись в автоматизации собственных внутренних процессов и делимся экспертизой с нашими бизнес-партнерами;
- умные финансы и создание финансовых продуктов, адаптированных под нужды отрасли.
Цифровизация логистики по закупке товара на внутреннем рынке является одним из направлений нашей деятельности. Для эффективной работы с нашими поставщиками мы разработали приложение «Силк Агро», в рамках которого фермеры и посредники могут:
- узнать актуальные рыночные цены на свою продукцию, выбрать наиболее выгодные условия с учетом текущей стоимости транспортировки и расстояний до пунктов приемки конечных покупателей;
- ускорить процесс оформления и исполнения сделки, подписать документы в приложении. Контролировать процесс, получая онлайн-статусы по прохождению сделки, оплатам и отгрузкам, оперативно реагируя на возникающие запросы;
- передать нам задачу организации логистики от места хранения товара до наших складов.
Упрощение документооборота по логистике для нас и наших поставщиков также является приоритетной задачей в новом сезоне. Мы уже интегрировали работу ФГИС «Зерно» с нашей учетной системой 1С. Теперь занимаемся поиском наиболее простых и эффективных решений, которые позволят устранить описанные выше проблемные места в текущих процессах взаимодействия с контрагентами, чтобы сделать бизнес не только наш, но и наших партнеров более технологичным и прибыльным.