Так уж случилось, что любой связанный с птицеводством специалист знает или как минимум слышал о болезни Гамборо, она же инфекционная бурсальная болезнь. Это одна из трех вирусных инфекций, против которых вакцинируют промышленную птицу – бройлеров, несушек, родительские стада. Фактически вирус болезни Гамборо распространен повсеместно и способен вызвать до 100% гибели поголовья в незащищенном стаде.
Вирус чрезвычайно устойчив в окружающей среде, что сильно осложняет как профилактику, так и оздоровление предприятия после контакта с инфекцией. Возбудитель способен сохранять жизнеспособность в воде/корме/помете более полутора месяцев и до 4 месяцев может находиться в корпусе, где была зафиксирована вспышка инфекции. Он легко переносится с пометом, воздухом (на короткие дистанции), людьми, птицей и транспортом. Риск заражения в 15 раз выше в радиусе 7 км и в течение 10 дней с момента вспышки заболевания. Риск повторной инфекции в 6 раз выше в случае вспышки в предыдущем стаде и остается повышенным не менее 8 месяцев.
Из-за устойчивости и распространенности вируса мы постоянно встречаемся с субклинической формой заболевания, при которой не наблюдается выраженных симптомов, но имеется атрофия бурсы (один из основных иммунных органов птицы) и, как следствие, подавление иммунной системы. Птица с угнетенным иммунитетом не способна полноценно расти (появление большого количества дистрофичных особей в стаде) и крайне чувствительна к вторичным бактериальным инфекциям (волны колибактериоза).
Картина субклинического течения инфекции достаточно смазанная и суммарно наносит вреда не меньше, чем яркая вспышка заболевания, так как может остаться незамеченной. Или же данная картина воспринимается специалистами птицефабрики как нормальная из-за особенностей профилактики заболевания.
В чем особенности создания защиты против болезни Гамборо?
Первичная профилактика инфекции начинается с родительского стада – с введения инактивированной вакцины для создания максимально высоких и однородных уровней материнских антител (МАТ), которые защищают птицу в первые недели жизни. Но МАТ постепенно распадаются в крови птицы, и для защиты поголовья необходимо дополнительно вводить вакцины. Вводим живую вакцину, например бройлерному стаду, как правило, двукратно из-за разнородности материнских АТ против болезни Гамборо (причин разнородности достаточно много). И тут кроется первая особенность – материнские АТ защищают не только от полевого, но и от вакцинного вируса!
Иногда благое желание вакцинировать птицу чуть раньше приводит к обратному эффекту, так как материнские антитела инактивируют вакцинный вирус. Именно поэтому мы вынуждены лабораторно определять уровни МАТ и рассчитывать возраст вакцинации птицы. Процедура определения уровней МАТ и расчета возраста широко известна и достаточно отработана. Отбираем 20–25 образцов сывороток крови в 1–10-дневном возрасте, проводим лабораторное исследование, результаты вносим в специализированную формулу Девентера (в свободном доступе на сайте www.gumboro.com), получаем ориентиры по возрасту вакцинации.
Вторая особенность – для подобного расчета нужно знать, какой уровень материнских АТ способна преодолеть та вакцина, которая использована для защиты. Но подобную информацию предоставляют не все производители вакцин, что вносит толику хаоса в ряды специалистов предприятий.
Нередко используется другой способ профилактики заболевания – применение вакцин, которые преодолевают очень высокие уровни материнских АТ (данные вакцины называют горячими). С одной стороны, горячие вакцины справляются с защитой против полевого вируса, с другой – они сами по себе небезопасны для птицы, так как вызывают атрофию бурсы и картину, характерную для субклинической формы болезни Гамборо. Соответственно, мы имеем схожие потери в экономике производства. Тот самый случай, при котором массовые атрофии бурс у птицы воспринимаются специалистами буднично и не мотивируют изменять ситуацию.
По размеру и состоянию бурсы мы оцениваем возможное влияние инфекции, а также иммунный статус птицы. В норме бурса должна быть как заработная плата – чем больше, тем лучше. Ведущие ветеринарные компании предлагают использовать измерительные линейки (бурсометры), что удобно и позволяет вести мониторинг состояния одного из основных иммунных органов птицы, опираясь на фактические цифры, а не на визуальную субъективную оценку. Также для оценки можно ориентироваться на соотношение размера бурсы к селезенке. Примерно с 3-недельного возраста бурса должна быть чуть больше селезенки. На практике после 4-недельного возраста мы видим, что бурса по размерам ниже нормы, что связано или с влиянием или полевого вируса, и/или горячей вакцины против Гамборо. Примеры плохого и хорошего состояния бурс отчетливо видны на фото 1.
Фото 1. Состояние бурс (слева – бурсы атрофированы, справа – в хорошем состоянии)
Дополнительные трудности возникают по причине плохого доведения живых вакцин против болезни Гамборо до птицы. Простота метода выпойки крайне обманчива, так как ее эффективность сильно зависит от качества самой воды (температура, pH, наличие примесей) и ряда подготовительных мероприятий. Например, времени потребления вакцинного раствора, промывки и завоздушивания линий поения, слива остатков воды, периода выдержки птицы без воды, необходимости поднимать птицу для поения в момент выпаивания вакцины и др..
Что может предложить современная ветеринария для защиты против болезни Гамборо, кроме традиционных живых вакцин?
В первую очередь, речь идет об иммунокомплексных и рекомбинантных вакцинах. Оба вида препаратов вводятся инъекцией в яйцо (in ovo) или цыплятам в инкубатории.
Кратко о данных продуктах:
Иммунокомплексная вакцина – это живой вирус болезни Гамборо в комплексе с защитными иммуноглобулинами, которые защищают вакцинный вирус от материнских АТ. Принцип защиты основан на выходе живого вакцинного вируса Гамборо из комплекса защитных иммуноглобулинов в момент снижения материнских АТ, и далее иммунная система реагирует на живой вакцинный вирус выработкой защиты против инфекции.
Производители иммунокомплексных вакцин уверяют, что при использовании продукта нет необходимости контролировать уровни материнских АТ и рассчитывать возраст вакцинации, что достаточно удобно. При этом традиционно у части ветеринарных специалистов остаются сомнения в безопасности иммунокомплексных продуктов для птицы (ее иммунной системы), а также в преимуществах данного вида профилактики болезни Гамборо в сравнении с использованием живых вакцин.
Рекомбинантная вакцина – это носитель (как правило, вируса болезни Марека), который содержит в себе компоненты генома вируса Гамборо (или других вирусов, например части вируса болезни Ньюкасла или инфекционного ларинготрахеита). Защита основана на циркуляции в птице носителя с прикрепленными к нему участками гена другого вируса, что обеспечивает защиту как от болезни Марека (носитель), так и от другого вируса (участки гена вакцинного вируса Гамборо). В рекомбинантной вакцине нет живого вируса Гамборо, что делает ее максимально безопасной для птицы. Защита вырабатывается к 4-й неделе жизни птицы (21–28 дней), что может быть критичным, так как потенциально полевой вирус может заразить стадо раньше.
Производители рекомбинантных вакцин совершенствуют свои продукты, и уже сейчас на ветеринарном рынке доступен продукт 3 в 1: в одной вакцине три компонента – Марек-вирус (носитель) + компонент Гамборо + компонент болезни Ньюкасла. При этом производитель уверяет, что хорошо вакцинированное поголовье имеет уровень защиты против болезни Гамборо около 90% уже к 14-дневному возрасту. В отличие от более ранних вакцин новое поколение рекомбинантных продуктов стимулирует более раннюю защиту, а наличие нескольких компонентов против заболеваний делает вакцину достаточно привлекательной в современных программах вакцинации птицы.
Традиционно возникают сомнения у ветеринарных специалистов: оба вида вакцин эффективны в защите против болезни Гамборо, и основные вопросы связаны с влиянием на птицу иммунокомплексных и рекомбинантных продуктов в рамках той или иной стратегии вакцинации. В случае контакта незащищенного или слабозащищенного стада с полевым вирусом болезни Гамборо мы не получим полноценного иммунного ответа от проводимых вакцинаций против других заболеваний (например инфекционного бронхита, болезни Ньюкасла), как следствие, повышаются риски заражения другими вирусными заболеваниями. Именно поэтому выбор ветеринарных специалистов предприятий определяется оценкой угроз или рисков, бюджетом и получаемым производственным результатом.
В сентябре 2020 года (Poultry Science 99:4351-4359) опубликовано исследование влияния иммунокомплексной и рекомбинантной вакцин на бройлерную птицу после проведения вакцинации против инфекционного бронхита. В рамках опыта вакцинировали группы SPF-цыплят разными препаратами против болезни Гамборо, далее против инфекционного бронхита, включая контрольную группу. Оценивалось не только состояние бурс (соотношение веса бурсы к массе тела – B:BW), но и способность птицы вырабатывать защиту против инфекционного бронхита (оценка уровней АТ). По данным исследователей (Caterina Lupini at all), соотношение веса бурсы к массе тела было выше или лучше при использовании рекомбинантной вакцины (Марек (носитель) + Гамборо + Ньюкасл), чем при использовании иммунокомплексной вакцины («Винтерфильд 2512» + иммуноглобулины). Результат опыта отображен на графике 1.
График 1
В рамках данного опыта оценка уровней АТ после вакцинации против инфекционного бронхита показала, что при использовании рекомбинантного продукта птица смогла выработать более высокие уровни АТ (результаты отображены в графике 2), чем при использовании иммунокомплексного продукта.
График 2
При относительно схожей эффективности описываемых вакцинных продуктов и учитывая опубликованные результаты исследований, можно сделать вывод, что рекомбинантные вакцины в меньшей степени влияют на бурсы птиц и позволяют вырабатывать ей более высокие уровни защитных АТ на другие вакцинируемые инфекции.
На практике высокую эффективность в защите против болезни Гамборо бройлеров показала комбинация рекомбинантной вакцины Марек + НБ + Гамборо совместно с живой вакциной (выпойка в 15–16-дневном возрасте). Дополнительное использование безопасной живой вакцины (не горячей) в 15–16-дневном возрасте позволяет минимизировать возможные риски в случае пропусков цыплят во время инъекции рекомбинантной вакцины.
Именно использование рекомбинантных вакцинных продуктов является наиболее современным направлением в профилактике как болезни Гамборо, так ряда других инфекционных заболеваний (болезнь Ньюкасла, инфекционный ларинготрахеит).
За конcультацией по вакцинации птицы обращайтесь к экспертам «Каргилл» или свяжитесь с нами по телефону +7 (495) 213-34-12 либо по электронной почте provimi_moscow@cargill.com www.cargill.com | www.provimi.ru