В рамках международной сельскохозяйственной выставки «ЮГАГРО–2021» Syngenta провела пресс-конференцию, посвященную итогам 2021 года. Представители компании рассказали о стратегии в сфере средств защиты растений, цифровом сервисе Cropwise и проекте «Здоровая почва».
Несмотря на сложности, связанные с пандемией, Syngenta последовательнореализует свою стратегию в области СЗР, которая состоит из нескольких основных элементов. Первый – разработка и вывод на рынок инновационных химических средств защиты культур.
«В этом году наш портфель пополнили 12 продуктов, еще девять находятся в стадии регистрации и будут доступны российским сельхозпроизводителям в 2022 г. Таким образом, всего у нас 21 новый препарат за два года! Мы можем смело заявлять, что ни одна другая компания на российском рынке не выводит с такой скоростью новые продукты, как мы. Причем речь идет не только о формуляциях, но и о новых действующих веществах с инновационным механизмом», – заявил руководитель по коммуникациям Syngenta Антон Пушкарев.
Второй элемент стратегии – это разработка биологических продуктов на основе компонентов растительного происхождения.
В октябре 2020 г. Syngenta объявила о приобретении компании Valagro – ведущего мирового производителя биопрепаратов. Сейчас ее российский портфель включает 22 продукта, некоторые проходят регистрацию. Valagro продолжает функционировать в России и в мире как самостоятельное подразделение под тем же самым брендом, но уже в составе Syngenta.
Также у компании есть самостоятельные разработки. В марте этого года был зарегистрирован в России инокулянт для сои АТУВА®. Он содержит два адаптированных к российским почвам штамма бактерий, которые помогают культуре лучше усваивать азот в критические фазы развития. Выведено на рынок и комбинированное биологическое удобрение КВАНТИС® для снижения стрессов у растений от различных факторов и сохранения урожайности.
Третье направление стратегии Syngenta – это сервисы: агросопровождение в полях, лабораторные исследования, настройка техники, фитоэкспертиза семян. Сюда же входят страховые программы защиты от погодных и финансовых рисков и сервисы по цифровому земледелию, в частности Cropwise.
«Мы смотрим на полный цикл производства культуры и стараемся понять, как в условиях конкретной страны или, может, отдельного российского региона раскрыть по максимуму потенциал этого растения, чтобы обеспечить России продовольственную независимость, а фермеру – получить с гектара тот урожай, на который он рассчитывает», – пояснил директор по маркетингу СЗР в России–KAZBEC Syngenta Иван Коновец.
За пять лет компания Syngenta планирует вывести на российский рынок семь новых действующих веществ, в основном фунгицидов, а также гербициды и инсектициды.
«Наша задача – не копировать технологии, применяемые в Западной Европе, а создавать то, что работает в России. Не покупать действующие вещества в Китае, а разрабатывать что-то новое, позволяющее аграриям либо решить проблему, либо увеличить урожайность», – уточнил Иван Коновец.
Отдельная часть пресс-конференции была посвящена развитию цифровых технологий. Несколько лет назад Syngenta приобрела компанию Cropio, позже переименованную в CropwiseOperations. Сегодня это ведущая система управления агропроизводством, которая практически позволяет создать цифровой дневник хозяйства и выполнять полный спектр работ, начиная от планирования сезона, контроля различных операций и заканчивая уборкой урожая. Но это далеко не все. Cropwise – это крупнейшая система с точки зрения зоны покрытия в России.
«У нас более 19 млн га под сервисом, свыше 1200 клиентов, которые собирают огромное количество данных. За прошлый год пользователи добавили в систему полмиллиона фотографий, четверть миллиона различных проблем, нарушений, почти полмиллиона операций. Только за один год более 7 тысяч единиц техники подключено к системе и порядка 200 метеостанций загружено, для того чтобы получать информацию по погоде», – отметил директор по развитию цифровых технологий Syngenta Роман Мартынов.
Огромный объем данных в системе выводит компанию на качественно новый уровень сервиса – переход от информирования о ситуации в полях к выдаче готовых решений.
«Мы используем нейросети, анализ больших данных, что позволяет нам решать проблемы аграриев зачастую до того, как они возникнут в поле, и рекомендовать определенные действия для их предотвращения», – пояснил Роман Мартынов.
Помощь агроному оказывается по двум основным направлениям. Первое – это поддержка на этапе принятия управленческих решений. Практически 100% охват нейросетьюпосевных площадей дает возможность дистанционно определить вид и место произрастания культуры, ее урожайность на этом поле в текущем или в предыдущие сезоны и т.д. Второе направление – это интеллектуальные агрономические сервисы в помощь агрономам, которые ежедневно решают на местемножество вопросов, в том числе целесообразности применения СЗР.
«Используя алгоритмы, загруженные в систему прогнозирования заболеваний, различные математические и агрономические модели, Cropwise может рекомендовать, когда нужно применять тот или иной продукт, на каком поле, в какой дозировке», – подчеркнул Роман Мартынов.
Заключительный доклад конференции был посвящен проекту «Здоровая почва», инициированному компанией Syngenta во всем мире и сфокусированному на экологической составляющей: предотвращении риска смывов гербицидов, минимизации негативного влияния на окружающую среду. Но в России у него появилась другая специфика.
«Будем честными, наши сельскохозяйственные эксперты и агрономы еще не готовы к тому, чтобы 90% времени говорить об экологии. Поэтому мы немного расширили проект и сделали его более прикладным: сохранили экологическую повестку, но добавили составляющую, связанную с плодородием, которое обеспечивает устойчивое производство агрокультур», – поделилась руководитель проекта Елена Соколова.
В результате было создано уникальное научное сообщество с участием почвоведов, агрохимиков, земледельцев, растениеводов, фитопатологов, почвенных микробиологов. Они сформулировали определения здоровой почвы, которые существуют в мире. А когда стало понятно, что проекту нужно не только теоретическое исследование, но и практическое применение, появился отдельный стартап – «Проблемное поле».
«Суть его в том, что мы пытаемся решить проблемы наших учеников, которые приходят в школу здоровой почвы, и понять фундаментально, что происходит с полем. Почему, например, урожайность на 10–20% меньше, чем на других полях, при схожих погодных условиях, технологиях, гибридах и СЗР», – пояснила Елена Соколова.
На первом этапе проблемы в поле выявляются на основе наблюдений агронома: снижение урожайности, быстрое увядание растений и т.д. Далее следуют подробный анализ физических параметров участка, его сравнение с соседними, изучение системы внесения удобрений и т.д. Ученые разработали особую систему оценки, которая позволяет понять, что же случилось с полем, и только после этого предложить эффективное решение проблемы.
Стоит отметить, что в 2021 году стартапом было охвачено 14 регионов, расположенных практически во всех климатических зонах России. Более 40 хозяйств от Алтая до Новосибирской и Курской областей, а также Ярославля, Удмуртии, Ставрополья и Краснодарского края получили возможность в условиях своих полей оценить преимущества нового подхода к сохранению плодородия, а также другие передовые решения для повышения прибыльности растениеводства, предлагаемые компанией Syngenta.