Ольга Рябых
В 2021 году автопробег Всероссийского движения «Дорогу молоку!», несмотря на ограничения, связанные с пандемией, состоялся в девятый раз. Со 2 по 5 августа участники мероприятия преодолели 1570 км от Санкт-Петербурга до Череповца, посетили молочные фермы и заводы, продегустировали их продукцию и обменялись профессиональным опытом. Среди них был журнал Perfect Agriculture.
За время существования маршруты автопробега охватили порядка 100 молочно-товарных ферм и молокоперерабатывающих заводов на территории более 30 регионов России. Нынешнее событие, организованное Центром изучения молочного рынка, проходило под девизом «Душа Русского Севера» по территории Северного и Северо-Западного регионов.
День первый: из Санкт-Петербурга в Карелию
Автопробег стартовал со сбора участников в составе 37 экипажей на базе ресторана «Молоко» под Северной столицей. Здесь их приветствовал председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области Олег Малащенко.
Он отметил, что во время пандемии производство молока в Северо-Западном регионе не только не сократилось, но даже выросло на 2,8%. В том числе благодаря реализации инвестиционных проектов: общий объем вложений в сельское хозяйство в 2020 году составил порядка 40 млрд рублей, а производство молока превысило 650 тысяч тонн.
Рост молочного производства в Северо-Западном регионе, который сегодня занимает второе место по надоям, отметил чиновник, связан в первую очередь с увеличением продуктивности поголовья. Так, 10 предприятий с животными голштинской породы преодолели планку надоев в 11 тысяч литров молока на корову, а четверка лидеров – в 15 тысяч.
«Ленинградская область активно поддерживает молочную отрасль, и мы уже добились больших успехов. Есть хороший потенциал, который дает возможность двигаться вперед, даже в этот засушливый год», – подчеркнул Олег Малащенко, добавив, что в регионе продолжается кормозаготовка.
«В 2020 году было заготовлено порядка 445 тысяч тонн кормов. Аграрии активно пошли в зерновые, хотя в Ленобласти ранее такая потребность отсутствовала», – отметил чиновник.
Директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко, характеризуя регионы, по которым пролегает маршрут автопробега, констатировал, что сегодня Ленинградская область уверенно входит в топ-7 крупнейших производителей молока и молочной продукции в стране. Однако Санкт-Петербург все еще испытывает дефицит сырого молока, закупая его в соседних регионах, в том числе Карелии и Вологде. При этом общее поголовье в Ленинградской, Вологодской областях и Республике Карелия составляет 156 тысяч коров – как в Краснодарском крае. На квадратный километр в Карелии приходится 0,4 головы, в Ленобласти – 0,68.
ВРЕЗ:
Санкт-Петербург все еще испытывает дефицит сырого молока, закупая его в соседних регионах, в том числе Карелии и Вологде. При этом общее поголовье в Ленинградской, Вологодской областях и Республике Карелия составляет 156 тысяч коров – как в Краснодарском крае. На квадратный километр в Карелии приходится 0,4 головы, в Ленобласти – 0,68.
По завершении официального открытия автопробега его участники направились в Карелию. Первой остановкой на их пути стало фермерское хозяйство Виктории Попковой «Подворье Портовое», где живут коровы породы монбельярд и 150 дойных коз. Молоко последних (3–4 тонны в месяц) перерабатывают самостоятельно, а также реализуют местным крафтовым сыроварням. Многие гости отметили, что расположение, обустроенность фермы, ее внешний вид и условия содержания животных весьма благоприятны для развития экотуризма.
На племзаводе «Первомайский» холдинга «Пискаревский молочный завод» участников автопробега ожидало сразу несколько сюрпризов: шоу техники JCB, используемой в хозяйстве, иувлекательная экскурсия. Из 2200 коров голштинской породы 1000 – молочное стадо. В 2020 году племзавод достиг надоев в 10 тысяч 34 литра на фуражную голову. Оценивая качество этой продукции во время дегустации, гости единодушно отметили ее приятный и мягкий вкус.
А еще им рассказали об уникальном для региона экологическом проекте EcoAgros по переработке навоза на биотопливо, в котором участвуют Россия, Финляндия и ЕС. По словам представителей «Первомайского», его реализация на предприятии позволяет получать качественное удобрение для растениеводства и минимизировать негативное влияние ферм на окружающую среду.
«Приозерский молочный завод» – следующая остановка автопробега. В ходе экскурсии его участники узнали, что завод работает с 1961 года и его продукция хорошо знакома местным жителям. Однако, чтобы удержаться на плаву в эпоху экономических перемен, предприятие прошло сложный путь от производства весовой продукции к работе с небольшими емкостями.
В рамках автопробега состоялась встреча его участников с министром сельского хозяйства, заместителем главы Правительства Республики Карелия Владимиром Лабиновым.
«При объеме производства 360 тонн молока в сутки и действующих на территории региона восьми молочных предприятиях Карелия выгодно отличается именно организацией воспроизводства в молочном животноводстве. Убежден, что экономика отрасли определяется работой с продуктивным долголетием коровы. И несмотря на малую долю пахотных земель – 98,5% территории региона занимают горы и лес, у нас есть предприятия, успешно использующие свои возможности. Например, племзавод «Ильинское», – пояснил руководитель аграрного сектора Карелии.
День второй: немного радужной форели
Посещение крупнейших молочных хозяйств республики – племзаводов «Мегрега» и «Ильинское», собственно, и стало двумя главными пунктами программы второго дня автопробега. Ведь эти предприятия – флагманы молочного животноводства региона.
По данным Центра изучения молочного рынка, «Ильинское» произвело в 2020 году 11 тысяч тонн молока. Основная порода в хозяйстве – айрширы, ежесуточные надои – 30 тонн.
«Сегодня «Ильинское» – это три производственные площадки и 1550 дойных коров. Вскоре к хозяйству, где уже работают 200 сотрудников, присоединится агрофирма «Тукса», будем расширяться», – пояснила Антонина Жеребцова, руководитель предприятия.
Безусловным лидером с показателем в 13 тысяч тонн молока в год остается племзавод «Мегрега». В настоящее время здесь 3500 голов КРС, из них 1500 – фуражное стадо. Средний надой за прошлый год составил 9 тонн молока на корову. В составе хозяйства три площадки, одна выделена под молодняк.
Немного отвлечься от молочной тематики участникам автопробега удалось в рыбоводческомхозяйстве «Приладожское». Гордость карельской земли – радужная форель, приготовленная в качестве вкуснейшего угощения, и радушие хозяев – у многих пробудили забытые гастрономические и ностальгические воспоминания… Возможно, это и есть одна из причин того, что пандемия 2020 года, по словам сотрудников предприятия, нисколько не помешала развитию местного туризма: выручка увеличилась вдвое.
День третий: с завода – на лоно природы
Участников автопробега ждали на заводе «Славмо», где выпускают полный ассортимент молочной продукции, кроме сухого молока и сливок, а также морсы, газированные напитки и минеральную воду.
Сегодня предприятие находится в активном поиске новых рынков сбыта. Помимо Карелии, такими рынками для «Славмо» могли бы стать Московская и Ленинградская области, ведь молоко от карельских буренок отличного качества и продукция из него не залеживается на прилавках. Нынешний объем переработки – 70 тонн в сутки – планируется увеличить до 120 тонн. Самые востребованные у населения – традиционные молочные продукты (молоко, сметана, кефир, творог), превосходный вкус и аромат которых участники автопробега могли оценить лично.
После подробной экскурсии по заводу экипажи выдвинулись на отдых к заповеднику «Кивач» – жемчужине карельской природы, где до сих пор ведутся научные работы по изучению природы края.
Тем временем капитаны команд готовились к конкурсу. Им предстояло провести экскурсии по Беломоро-Балтийскому каналу, рубежу обороны, который когда-то проходил в этих краях, и Осударевой дороге. Некоторые рядовые участники активно включились в процесс, благодаря чему этот отрезок пути получился не только живописным, но и развлекательно-познавательным.
День четвертый: тайна вологодского масла
Заключительный этап выдался особенно богатым на культурные мероприятия. Довольны остались даже те участники автопробега, которые не считали себя любителями военной техники экскурсией на боевую субмарину, и поклонники старинной архитектуры – у них было время прогуляться по территории Кирилло-Белозерского монастыря и даже взобраться на крепостные стены.
Визит на сыроварню «Липин Бор» по согласованию с руководством предприятия решили отменить из-за сложной эпидемиологической ситуации. Все отнеслись с пониманием, ведь любое пищевое производство – это не только история вкусов, рецептур и технологий, но истрогие правила безопасности для сотрудников и посетителей.
Последним пунктом автопробега стал город Череповец Вологодской области.
В 2020 году здесь произведено 586 тысяч тонн сырого молока – на 5% больше, чем в 2019 году, и на 42% больше, чем в 2013 году. Рост очевиден, но потенциал животноводства использован всего на 28,7% – например, в 1987 году надои здесь составляли более 2 млн тонн молока.
На встрече с участниками автопробега в доме-музее Верещагиных заместитель губернатора Вологодской области Михаил Глазков подтвердил, что традиции молочного животноводства в крае хранят и развивают: в 2020 году область впервые за 57 лет побила рекорд по надоям и стала14-й в топ-15 по валовому производству молока, на 18% превысив среднероссийский показатель.
В блестящих перспективах Вологодчины как одного из лидеров молочного животноводства России нет сомнений и у Михаила Мищенко.
Сотрудники дома-музея Верещагиных рассказали много интересного не только об известном художнике Василии Верещагине, но и о его брате. Как считается, именно Николай Верещагин стоял у истоков местного сыроделия и маслоделия. В том числе разработал рецептуру знаменитого вологодского масла, благодаря которому о непревзойденном качестве российских молочных продуктов узнали далеко за пределами России.
ВРЕЗ:
Как считается, именно Николай Верещагин стоял у истоков местного сыроделия и маслоделия. В том числе разработал рецептуру знаменитого вологодского масла, благодаря которому о непревзойденном качестве российских молочных продуктов узнали далеко за пределами России.
«По объемам переработки и производства молока Вологодская область почти достигла уровня Санкт-Петербурга. У нас есть сыроделы, поставщики сырья, оборудования. Моя мечта – объездить Вологодскую, Ярославскую и Костромскую области. Уверен, что мы здесь не в последний раз», – подвел итоги завершившегося мероприятия директор Института изучения молочного рынка.
В следующем году автопробег «Дорогу молоку!» по традиции состоится летом и вновь станет точкой притяжения для профессионалов молочной отрасли со всей страны.
От нашего издания мы выражаем особую благодарность компании Dairy News за участие в автопробеге!