В мире насчитывают более четырех тысяч сортов картофеля. Его разделяют по плотности мякоти клубня (например, салатный с минимальным содержанием крахмала, специальный картофель для производства чипсов, сорта для жарки во фритюре или приготовления пюре и запеканок), а также по цвету кожуры – желтый (Гала, Симфония, Импала), красный (Ред Скарлет, Ароза, Баллароза), белый (Тирас, Минерва и Леди Клер).
Приобретая картофель в магазине, покупатель обращает внимание не только на его сорт. Важными критериями выбора здесь являются внешний вид, размер, отсутствие повреждений, упаковка. Поэтому путь, который должны преодолеть выкопанные клубни, чтобы стать привлекательным продуктом – картофелем в «парадном мундире» на полке в супермаркете, – весьма тернист.
После прохождения всех «SPA-процедур» на производстве, где картофель моют и даже полируют, до фасовки доходит только качественные и откалиброванные по размеру клубни. В среднем по рынку такой картофель реализуется в два-три раза дороже, чем немытый, доля его продаж в России неуклонно растет и уже составляет не менее 25 %.
Самым популярным способом подготовки картофеля к продаже является сухая доработка, т.е. очистка от земли и продажа в немытом виде. Технологическая линия по сухой доработке картофеля представляет собой единую цепочку машин, предназначенных для приемки, очистки от земли и сортировки.
Во что фасовать продукт? Какая упаковка будет востребована и на какой можно заработать больше? Это наиболее частые вопросы, которые задают компании, планирующие открытие новых производств по доработке и фасовке картофеля. При этом производитель всегда хочет снизить риски от вложений в специальную упаковку, которая может принести большую прибыль, но при изменении спроса на рынке рискует обернуться убытками.
Для картофеля характерен очень большой разброс цен, который зависит от того, как продукт расфасован, мытый ли он, к какому сорту относится. Безусловно, весовой немытый товар стоит дешевле, но, по статистике, выбирая между ценой и качеством, покупатель охотнее приобретет уже вымытый и красиво упакованный картофель, пусть и немного дороже. Магазинам тоже выгоднее и удобнее продавать овощи фасованными – это в разы сокращает процент порчи товара. А на витринах упаковка выглядит более эстетично и помогает поддерживать общую выкладку.
Упакованные клубни дают о себе больше информации через этикетку производителя, которая воспринимается покупателем как знак качества. Покупка же весового картофеля напоминает «кота в мешке», ведь никогда нельзя быть уверенным, что в магазине вы приобретете именно тот продукт, который хотели бы купить.
Упаковка картофеля бывает самая разнообразная. В зависимости от ситуации вы можете выбрать сетку-домик, сетку-мешок, сетку-бандероль, матерчатые мешки, бумажные пакеты.
Сетка-домик – наиболее востребованный в сетевых магазинах вид упаковки. Она сохраняет устойчивую форму, а пленка позволяет привлекательно представить графическую и текстовую информацию о продукте и его производителе. Вес товара в такой упаковке от колеблется от 0,5 до 3 кг.
Упаковка в сетку-мешок наиболее распространена в России: она не предъявляет строгих требований к внешнему виду продукта и является универсальной для оптового и розничного сбыта. Информацию о товаре можно найти на прошивной ленте. Весовой диапазон картофеля в данной упаковке составляет от 2,5 до 25 кг.
Сетка-бандероль пользуется спросом при реализации в розничных сетевых магазинах. Раздельные составляющие упаковочного материала позволяют формировать упаковку в экономичном режиме (пленка припаивается только поверх упаковки и на дне), что помогает сократить затраты на расходные материалы. Вес товара – от 0,5 до 3 кг.
Современная общемировая тенденция к заботе об окружающей среде и рост интереса к экологически чистой продукции способствуют тому, что крупные отечественные сельхозпроизводители начинают эксперименты по использованию биоразлагаемой или перерабатываемой упаковки. В обозримом будущем картофель может продаваться в таре из картофельного крахмала, но на сегодняшний день эти технологии пока доступны только для ограниченного числа производителей ввиду высокой стоимости. К тому же потребитель пока не привык переплачивать за экологически чистую упаковку.
Тенденция повышения интереса все же есть, в частности, итальянский концерн Sorma Group, официальным партнером которого является компания «Интерагро», выпускает широкую линейку упаковочных материалов, которые, во-первых, изготовлены из высококачественного переработанного пластика, а во-вторых, без труда разделяются на составляющие – бумагу и пластик – и могут быть легко отсортированы на переработку. Кроме того, эти упаковочные решения универсальны и подходят для работы в различных условиях и с продуктом из разных категорий.