Петр Чекмарев: «Поддержка экспорта – это хорошо, но нужно уделить больше внимания конкретному сельхозпроизводителю»
Опубликовано: октябрь 2019

«Средства, направленные на развитие АПК, идут также и на стимулирование других отраслей экономики»

В апреле 2019 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание Комитета по развитию агропромышленного комплекса, на котором было объявлено, что бывший руководитель департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза Петр Чекмарев назначен председателем Комитета ТПП на общественных началах. В интервью нашему журналу он рассказал о работе комитета и о том, какие цели ставит себе на новом посту.

– Петр Александрович, вы возглавляете Комитет по развитию агропромышленного комплекса уже почти полгода. Какой вы видите его роль и степень влияния на то, что сегодня происходит в сельском хозяйстве?

– Торгово-промышленная палата РФ – одно из старейших объединений, которое обеспечивает взаимодействие между бизнесом и государством. У ТПП 180 представительств на территории РФ и за рубежом. Это одна из самых больших подобных структур, если не самая большая. Последние годы идет активное развитие агропромышленного комплекса в нашей стране. Он входит в число самых быстрорастущих секторов экономики. Растет объем производства продукции для внутреннего потребления и для отправки на экспорт. Естественно, что роль и значение Комитета по развитию агропромышленного комплекса в таких условиях возрастает. Комитет рассматривает взаимодействие между бизнесом и государством, научными учреждениями, находит точки роста, выявляет проблемные места и готовит предложения. Особо хочу отметить, что при формировании предложений, резолюции берется во внимание мнение и бизнеса, и государственных структур, и территориальных палат ТПП РФ. Поэтому принимаемые решения являются сбалансированными и учитывают интересы всех участников. И влияние комитета будет только усиливаться. 

– Как строится работа комитета, насколько часто проходят заседания?

– Сначала определяется актуальная тема для проведения заседания и выработки решений. Затем определяется состав экспертов по данной тематике. Экспертами выступают представители бизнеса, ассоциаций, научных институтов, самой ТПП, государственных органов власти. Затем обозначается конечная цель, чего именно мы хотим достичь в результате нашего заседания. Проводится большая работа по сбору и анализу предложений от экспертов. Только после этого определяются спикеры и темы их выступлений. Заседание представляет собой мозговой штурм по данной теме. Мы стараемся организовать максимально продуктивную работу. Потом все предложения обобщаются, и готовится итоговая резолюция, где прописываются конкретные действия, которые необходимо предпринять для решения той или иной задачи. Контролем за их реализацией занимается Торгово-промышленная палата. Заседания проводятся один раз в 2–3 месяца, а если требуется, то и чаще.

– Выдвигает ли комитет собственные законодательные инициативы? Что с ними происходит дальше?

– В случае необходимости законодательного изменения комитет готовит такие предложения и направляет в профильные министерства и ведомства, комитеты Государственной Думы Совета Федерации. Торгово-промышленная палата наделена правом законодательной инициативы. Поэтому на направленное нами предложение обязаны ответить. И дальше оно либо принимается в работу, либо дорабатывается. 

– Ранее вы работали в Минсельхозе. Как сегодня строится сотрудничество комитета с этим ведомством? Изменилась ли оно после вашего прихода в ТПП?

– С Министерством сельского хозяйства комитет постоянно взаимодействует. Представители комитета входят в рабочие группы, которые созданы Минсельхозом, а его представители, в свою очередь, всегда участвуют в мероприятиях, проводимых комитетом. Идет постоянный обмен мнениями по конкретным текущим вопросам. Думаю, что работа стала более интенсивной. Расширился круг вопросов, которые мы обсуждаем с министерством.

– Ставите ли вы себе какие-то цели на посту председателя комитета? Удалось ли уже реализовать некоторые из них?

– Основная цель – это максимально использовать потенциал комитета для развития агропромышленного комплекса РФ. Речь идет о том, чтобы комитет смог объединить разные точки зрения бизнеса, научных учреждений, государственной власти, ассоциации. Сформировать единые подходы для того, чтобы российский АПК развивался интенсивно, поднималась производительность труда, росли объемы производства и улучшалось качество продукции. Результатом работы комитета должны стать новые предприятия и направления производства продукции, в том числе в сегментах малого и среднего бизнеса. В этом плане есть уже первые результаты, пока небольшие, но зато конкретные. Это и поддержка определенных предприятий, и проведение экспертизы законодательства.

– Одно из первых заседаний комитета было посвящено цифровизации. Почему эта тема является такой важной?

– Тема цифровизации сегодня у всех на устах. Но каждый ее понимает по-своему. Нет единого подхода к определению того, что такое цифровизация. Понятие включает в себя автоматизацию, сбор и анализ данных, роботизацию, оцифровку производственных процессов и т.д. Агропромышленный комплекс является очень крупным заказчиком этих технологий. Уже сейчас применяются многие элементы цифровизации: беспилотные летательные аппараты, системы анализа почвы, посевов, метеостанции. В переработке с/х продукции технологии автоматизации и роботизации стали нормой. На заседании комитета один из мясопереработчиков рассказал о своем примере внедрения технологий, которые позволяют производить колбасу без контакта человека с мясом. Все автоматизировано. Человек следит только за работой оборудования. Также цифровизация широко шагнула в современные тепличные комплексы, свиноводство, птицеводство. Ожидается взрывной рост применения цифровых технологий. 

Министерство сельского хозяйства разработало ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» на 2019–2024 годы. Думаю, это даст дополнительный импульс для цифровизации АПК. Но этот проект нужно наполнять конкретными действиями, и мы такие предложения вносим. Особенно актуально это становится с развитием экспорта продукции АПК. Контроль качества, снижение себестоимости, отслеживание происхождения продукции – все эти задачи можно решить с помощью цифровых технологий. Все это побудило наш комитет взять эту тему в работу.

– Мешает ли что-либо развитию цифровой экономики в России?

– Развитие идет. Но есть возможности для придания этому процессу большей динамики и качества. Участники заседания комитета по теме цифровизации отметили несколько факторов, тормозящих развитие: нет источников финансового стимулирования предприятий для внедрения цифровых систем; недостаточное количество современных отечественных высокоавтоматизированных машин и оборудования; не подготовлена инфраструктура для повсеместного внедрения технологий (в первую очередь, нет повсеместного доступа в Интернет); дефицит высококвалифицированных кадров в АПК.

– Как вы в целом оцениваете сегодняшнее состояние агропромышленного комплекса?

– Российское сельское хозяйство делает шаги вперед, но все еще отстает от мирового по темпам развития. Есть все условия для повышения сбора зерна до 200 млн тонн в год, а также увеличения продуктивности масличных культур, овощей, фруктов и др. Необходимо развивать глубокую переработку и производство готовой продукции. Большой потенциал заложен в повышении производительности труда. Подготовка кадров должна измениться с учетом мировых тенденций. Нам нужны прорывы в биотехнологиях, генетике, селекции, модернизации машинно-тракторного парка, хранении продукции, переработке.

– Довольны ли вы сегодняшними мерами господдержки?

– Необходимо расширить программы стимулирования льноводства, коноплеводства, производства органической продукции, мяса. Поддерживать не только производство, но и глубокую переработку, создание инфраструктуры для хранения, транспортировки. Следует усилить поддержку малого и среднего бизнеса в АПК. Поддержка экспорта – это хорошо, но нужно больше уделить внимания конкретному сельхозпроизводителю.

Агропромышленный комплекс обладает огромным мультипликативным эффектом, т.к. является заказчиком и поставщиком для большого перечня отраслей экономики страны. Это фармацевтическая, химическая промышленность, машиностроение, строительство, торговля, услуги. Поэтому средства, направленные на развитие АПК, идут также и на стимулирование других отраслей. Считаю, необходимо увеличить поддержку предприятий в направлениях внедрения передовых технологий, модернизации парка техники, внесения удобрений, перехода на более экологически чистые технологии производства. 

– Каким вы видите российское сельское хозяйство через 10–20 лет?

– Хотелось бы через этот промежуток времени видеть сельское хозяйство России высокоэффективным, высокотехнологичным и более экологичным. Технологии должны играть ключевую роль. Поэтому необходимо готовить высококвалифицированные кадры: механизаторов, животноводов, технологов, ну и, конечно, управленцев – организаторов, слово «менеджер» мне не нравится. 

– В выступлениях высшего руководства страны в этом году чаще звучит термин «экспортоориентированность» вместо устаревшего уже «импортозамещения»…

– Это правильно, так как в целом рынок страны насыщен основными видами продуктов.

– Какие отрасли сельского хозяйства выходят на первый план по экспорту? 

– Без развития экспорта невозможно дальнейшее развитие всего АПК. Сейчас главные направления по экспорту – это пшеница, растительное масло, рыба и рыбопродукты. Есть федеральный проект «Экспорт продукции АПК», согласно которому экспорт продукции к 2024 году должен достичь $45 млрд. Предполагается создание экспортно ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранение торговых барьеров (тарифных и нетарифных) для обеспечения доступа продукции АПК на целевые рынки и создания системы ее продвижения и позиционирования. 

Необходимо развивать глубокую переработку, производство органической продукции, расширять ассортимент. Одно из направлений – это более агрессивный выход с продукцией животноводства: свининой, мясом птицы, яйцом куриным и др. Вместо экспорта зерна мы должны перейти на экспорт мяса, ведь один из способов глубокой переработки зерна – через желудок животного. Что может быть глубже такой переработки?

Животным также требуются комбикорма. Развитие комбикормовой промышленности, производство незаменимых аминокислот, премиксов и других добавок – это целая индустрия глубокой переработки зернового сырья в сбалансированный корм и получение мяса. Это огромная тема для работы. Кроме того, у нас 70 млн га пастбищ, которые необходимо задействовать, то есть превратить травяную растительность в молоко, мясо крупного рогатого скота, баранину, конину. Все это даст мощный потенциал для экспорта. 

Наши самые крупные покупатели сейчас – Египет, Китай, Турция, Корея. Необходимо расширять географию поставок. Индия, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия – это перспективные рынки для нашей страны. Наша продукция на мировых рынках имеет определенные преимущества – она ближе к органической и без генно-модифицированных организмов. И этим, безусловно, нужно пользоваться.

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее