Опубликовано: 27 ноября 2025 года
Д. М. Хомяков, профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия удерживает уникальные позиции на мировом рынке минеральных удобрений, занимая 18% от общего объема, несмотря на введенные неправомерные ограничения и пошлины. В 2024 году наши производители отгрузили на внешние рынки более 42 млн т (в физическом весе). Позитивная динамика сохраняется и в текущем году: за первое полугодие экспорт увеличился на 8%, достигнув 22,7 млн тонн. Стало ясно, что рынки стран АТР, ШОС и БРИКС являются приоритетными для нашей страны. Это подтверждает тот факт, что 76% всего экспорта направляется в такие страны, как Бразилия, КНР, Индия и на другие дружественные рынки.
В современных условиях регионализации и фрагментации на глобальном рынке минеральных удобрений особую актуальность приобретает вопрос интеграции российских производителей с компаниями стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Этот процесс открывает широкие возможности для развития отрасли и укрепления экономических связей между странами-участницами. Такое взаимодействие позволит оптимизировать производственные процессы и снизить издержки на всех этапах создания и реализации продукции. Важным аспектом интеграции станет гармонизация нормативно-правовой базы. Введение единых стандартов качества и требований к производству удобрений будет способствовать упрощению процедур сертификации и регистрации продукции, что, в свою очередь, откроет новые возможности для расширения рынков сбыта и увеличения объемов взаимной торговли, а также обеспечения продовольственной безопасности всего региона.
Национальные производители совместно с Минсельхозом России учитывают интересы российского АПК и внутреннего рынка — это безусловный стратегический приоритет. На текущий период обеспечение удобрениями российских агропроизводителей составило 94%, российские аграрии приобрели более 4,9 млн т удобрений всех видов в действующем веществе (д.в.). При этом на внутреннем рынке официально цены сейчас зафиксированы на уровне 2022 года, однако фиксация предельных цен не мешает удобрениям дорожать, так далеко не все производители достигли на данный момент предела установленных цен. Каковы аргументы национальных производителей по индексации внутренних цен?
На рынке существует ряд ситуационных вызовов, решения по которым должны быть приняты незамедлительно. Так из-за сокращения объёмов переработки нефти и газа, а также существенного роста цен на серу, российским производителям пришлось импортировать данный продукт, необходимую для производства фосфорных удобрений из-за рубежа и это при том, что РФ традиционно являлась одним из крупнейших мировых производителей и экспортеров серы. Как долго сохранится данный тренд и может ли помочь в сложившейся ситуации взаимодействие с партнерами из ЕАЭС?
Логистические вызовы становятся одним из ключевых факторов развития отрасли минеральных удобрений в России. К 2030 году отрасль может столкнуться с серьезным дефицитом портовых мощностей для отгрузки продукции. Для решения этих вопросов необходимы: строительство новых терминалов, развитие перевалочных мощностей портов Балтийского моря, использование Северного морского пути, расширение потенциала Арктического бассейна. Кроме того, недостаточная пропускная способность железных дорог, неразвитость железнодорожной инфраструктуры, конкуренция за перевалочные мощности с другими важными грузами негативно отражается на перевозке минеральных удобрений. Какой комплекс мер необходимо реализовать РЖД для бесперебойной логистики высокодоходных грузов?
В рамках дискуссии, касающейся редких элементов (РЭ) и редкоземельных металлов (РЗМ) неоднократно поднимался вопрос о важности использования техногенных отходов производства минеральных удобрений, в том числе совместно с Союзным государством (Республика Беларусь). Апатитовые и фосфоритные руды содержат значительное количество стратегически важных РЗ и РЗМ, которые могут быть эффективно извлечены при использовании современных технологий переработки, которые имеются у производителей фосфорных и сложных удобрений. Это не только будет способствовать достижению быстрых результатов по созданию государственных запасов и фондов редких и редкоземельных металлов, но и минимизирует экологическую нагрузку.
Эти и многие другие вопросы обсуждались на Семнадцатой Евразийской конференции «Минеральные удобрения 2025», прошедшей 26.11.2025 на площадке группы CREON.
Нужно подчеркнуть, что в 2025 году в России существенно скорректирована и дополнена действующая нормативная правовая база, регулирующая оборот агрохимических средств.
С 31.01.2025 на Минсельхоз России возложено регулирование обращения (за исключением производства) минеральных удобрений (Постановление Правительства РФ от 23.01.2025 № 20 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450»). Реализация указанных полномочий будет осуществляться посредством выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в указанной сфере.
Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ (ред. от 31.07.2025) «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2026, далее ФЗ-109) определил, что агрохимикаты — удобрения (минеральные, органические, органо-минеральные, микробиологические), химические мелиоранты, предназначенные для питания растений и регулирования плодородия земель (почв). Не признаются агрохимикатами торф, отходы животноводства и растениеводства, побочные продукты животноводства, ил, осадки сточных вод, используемые для производства органических и органо-минеральных удобрений, смешанные минеральные удобрения.
Обязательным условием для обращения на территории РФ пестицидов и агрохимикатов, включая их производство, ввоз, вывоз, хранение, транспортировку, реализацию и применение, является их государственная регистрация (далее – ГР).
ГР – регистрация продуктов, на основании которой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, дает разрешения на производство, применение, реализацию, транспортировку, хранение, уничтожение, рекламу, ввоз в РФ и вывоз из неё этих средств.
Она предусматривает проведение длительных многолетних агрохимических испытаний, разработку регламентов применения, оценку биологической эффективности, получение положительных заключений государственной экологической, санитарно-эпидемиологической экспертиз и экспертизы регламентов применения агрохимикатов, включение продукции в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ.
Требования к форме и порядку утверждения рекомендаций о транспортировке, применении, хранении пестицидов и агрохимикатов, об их обезвреживании, утилизации, уничтожении, захоронении, а также к тарной этикетке устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области их безопасного обращения.
Процедуры, необходимые для государственной регистрации, в равной степени и объеме распространялись до 2025 года как на пестициды и агрохимикаты, которые предназначены для реализации на внутреннем рынке в целях применения на территории страны, так и на продукцию, реализуемую на экспорт.
Результаты регистрационных испытаний и экспертиз могут свидетельствовать о безопасном и эффективном применении пестицида или агрохимиката только на территории РФ. Не исключено, что за время, затрачиваемое на испытания и получение упомянутых экспертиз, зарубежные рынки могут занять иностранные конкуренты.
Было решено, что ГР пестицидов и агрохимикатов, предназначенных для экспорта, устанавливает излишнюю административную нагрузку на изготовителей. Для экспортируемых (вывозимых) средств, не предназначенных для применения на территории РФ это требование было отменено.
Разделом 15 «Требования к пестицидам и агрохимикатам» Решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» предусмотрено, что уполномоченным органом каждого государства — члена ЕАЭС самостоятельно ведется государственный каталог (реестр) разрешенных к применению на суверенной территории пестицидов и агрохимикатов в соответствии с законодательством этого государства. Таким образом, общего каталога (реестра) пестицидов и агрохимикатов стран ЕАЭС в настоящее время не предусмотрено. При этом экспорт (ввоз) пестицидов и агрохимикатов в государства — члены ЕАЭС возможен только при наличии регистрации пестицида и агрохимиката с внесением в государственный каталог (реестр) соответствующей страны. Обращение пестицидов и агрохимикатов, не имеющих регистрацию, запрещено во всех государствах-членах ЕАЭС.
Следовательно, отмена ГР в отношении вывозимых из РФ пестицидов и агрохимикатов не приведет к несоблюдению требования к их обращению на таможенной территории государств-членов ЕАЭС. При ввозе агрохимических средств будет осуществляться их регистрация в соответствии с национальным законодательством соответствующих государств.
Согласно пункту «в» статьи 6 Правил создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов (далее – ФГИСПА, она же ФГИС «Сатурн»), утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05. 2022 № 828 «О Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов», в ней содержится, предусмотренная частью третьей статьи 15.2 ФЗ-109, документированная информация о партии пестицидов и агрохимикатов. В связи с этим предусматривается включение информации о производстве и вывозе с территории РФ таких пестицидов и агрохимикатов в ФГИСПА.
Организация и ведение указанной информационной системы регламентируется, в том числе, Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 828 (ред. от 18.05.2024) «О Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов» (вместе с «Правилами создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов»), а так же Приказом Россельхознадзора от 30.09.2022 № 1527 «Об утверждении Методических указаний по обеспечению функционирования Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов» (Зарегистрирован в Минюсте России 28.10.2022 № 70759)
Для отечественных производителей минеральных удобрений и другой агрохимической продукции возможность производства и вывоза на экспорт пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории страны, обязательна ГР не предусмотрена. Ее исключение позволит на два-три года раньше выводить свою продукцию на международные рынки, что в целом окажет положительное влияние на объемы экспорта химической отрасли (несырьевого) и внешнеэкономической деятельности.
Применение, реализация, обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения в РФ, а также тары из-под них будут производиться исключительно в стране-импортере и осуществляться в соответствии с национальным законодательством.
Цифровой контроль будет осуществляться посредством анализа сведений, указанных производителем в ФГИСПА, что является гарантией прозрачности оборота такой продукции, до момента пересечения таможенной границы. В системе в обязательном порядке будут указываться сведения об оформленной таможенной декларации и о разрешении таможенного органа на убытие продукции с территории РФ, а также дата вывоза.
Кроме того, оценка соблюдения требований к вывозу осуществляется уполномоченным Правительством РФ ФОИВов в случаях:
неразмещения в ФГИСПА по истечении срока (сроков) поставки (вывоза) информации о вывозе из РФ партии пестицидов и агрохимикатов;
отсутствия по истечении 10 дней со дня размещения указанным лицом в ФГИСПА информации о вывозе данных таможенных органов о вывозе из РФ и убытии с таможенной территории ЕАЭС партии пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории РФ.
Эти новации не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 28.08.2025 № 1304 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» вступило в действие 01.09.2025.
Им уточняется порядок обращения агрохимических средств на территории РФ, а также при осуществлении экспортно-импортных операций с ними.
Пестициды и агрохимикаты должны быть зарегистрированы в реестре пестицидов и агрохимикатов. При этом отменяется выдача свидетельств о ГР.
Установлено, что обращение пестицидов и агрохимикатов допускается при условии их ГР в реестре, применение, не прошедших ГР продуктов, запрещается.
Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов включает в себя:
— организацию регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов;
— организацию и проведение экспертизы регламентов применения пестицидов и агрохимикатов;
— организацию и проведение экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов;
— внесение сведений о пестициде или об агрохимикате в реестр.
Реестр содержит сведения о пестицидах и об агрохимикатах, о номерах ГР, а также о регламентах применения пестицидов и агрохимикатов.
Пестицид или агрохимикат считается зарегистрированным в реестре со дня внесения в него сведений о продукте и присвоения пестициду или агрохимикату номера ГР. Подтверждением является соответствующая запись в реестре.
Пестицид или агрохимикат исключается из реестра по решению Межведомственной комиссии по вопросам безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Приводится перечень оснований для такого исключения.
К предмету федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами отнесено соблюдение гражданами и юридическими лицами требований к их вывозу, не предназначенных для применения на территории РФ.
Определены случаи, в которых проводится оценка соблюдения лицом, которому принадлежит партия товара, требований к вывозу пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории РФ.
Расширяется перечень документированной информации, содержащейся в ФГИС «Сатурн».
Предоставление заключения (разрешительного документа) на ввоз пестицидов (образцов) подтверждается записью в реестре заключений (разрешительных документов) на ввоз пестицидов.
Пестициды или агрохимикаты, не предназначенные для применения на территории РФ, не требуют ГР в реестре и вывозятся изготовителем или юридическими лицами, входящими с ним в одну группу лиц.
Вышеупомянутые экспортеры обязаны обеспечить вывоз партии пестицидов или агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории РФ, в сроки и объеме, которые указаны в документе, на основании которого производятся и вывозятся партии таких пестицидов или агрохимикатов, и представить в ФГИС «Сатурн» информацию о вывозе партии таких пестицидов или агрохимикатов. В случае, если в сроки, установленные таким документом, партия не вывезена, изготовитель или юридические лица, входящие с ним в одну группу лиц, в течение 1 года по истечении срока вывоза обязаны вывезти партию (партии) либо использовать их для производства пестицидов и агрохимикатов.
Ранее выданные свидетельства о государственной регистрации пестицида или агрохимиката действуют до окончания срока их действия.
Выписка из реестра пестицидов и агрохимикатов приравнивается к свидетельству о ГР, предусмотренному актами, составляющими право ЕАЭС.








