Кто, как и какими силами может осуществлять инновационное развитие АПК
Опубликовано:

Опубликовано: 10 декабря  2025 года

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Егор Борисов провел в конце ноября текущего года круглый стол на тему «Наука и образование для нужд агропромышленного комплекса: проблемы и перспективы».

Сенатор отметил, что современный агропромышленный комплекс является одной из самых высокотехнологичных отраслей экономики. Для его развития необходимо техническое и технологическое обновление производства, а также эффективная система подготовки специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками.

Вопросы повышения кадрового потенциала АПК находятся в актуальной повестке профильного Комитета Совета Федерации. «Сейчас в стране выстраивается комплексная система подготовки специалистов от школы до работодателя: в регионах реализуются проекты в сфере кадрового обеспечения сельского хозяйства, создаются образовательно-производственные кластеры. Необходимо формирование престижной для молодежи и конкурентоспособной системы аграрного образования», — подчеркнул Егор Борисов.

Парламентарий проинформировал, что на протяжении многих лет в стране наблюдается неуклонная тенденция к снижению численности работников, занятых в сельском хозяйстве. Дефицит квалифицированных специалистов за последние годы стал одной из ключевых проблем АПК, идёт отток молодых кадров.

Егор Борисов отметил, что отрасль становится все более технологичной, нужны, прежде всего, специалисты высшей категории. «Требуется системная подготовка научных кадров в области генетических технологий и селекции, сельскохозяйственного машиностроения, робототехники, органического сельского хозяйства, биотехнологий и технологий «умного земледелия».

Необходимо создать модель взаимодействия аграрных образовательных и научных учреждений, бизнеса и государства, включающую усиление инноваций в научно-исследовательской деятельности, развитие прямых связей с организациями АПК и обеспечение прямого диалога студентов, работодателей и региональной власти. «Надо расширить использование цифровых технологий, позволяющих моделировать реальные производственные ситуации. В актуальной повестке — развитие целевого обучения в вузах», – сказал он. «Сегодня уже выстраивается новая модель аграрного образования «от школы до работы». Во многих регионах уже функционируют профильные агротехнологические классы, где учащиеся могут познакомиться с самыми современными направлениями сельскохозяйственной деятельности».

Федеральный проект «Профессионалитет» предусматривает создание образовательных производственных кластеров, при этом обновляется учебная база, а предприятия и работодателя в тесном контакте с колледжами и техникумами готовят своих будущих сотрудников. «Наша задача — улучшение имиджа и повышение престижности аграрных профессий и специальностей».

Сенатор отметил, что остается актуальным вопрос финансирования аграрного образования. «Невозможно подготовить квалифицированного специалиста без надлежащей практической подготовки. Должны функционировать учебные хозяйства, нужна серьезная современная техника, не только у работодателя, где проходит практику студент, но и в каждом вузе. Мы должны последовательно реализовать задачу по обновлению подходов к подготовке кадров».

Участники «круглого стола»  в процессе дискуссий и обсуждения данной темы  отмечали ряд ее аспектов.

Несомненно АПК  является одним из ключевых секторов экономики, уровень развития которого в значительной степени определяет состояние экономического потенциала стираны и ее конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках.

Для этого необходимо техническое и технологическое обновление производства, обеспечивающее увеличение производительности труда и снижение текущих издержек, а также подготовка специалистов в сфере сельского хозяйства, обладающих специальными знаниями и навыками.

Повышение эффективности производства в сфере разработки и внедрения отечественных инновационных технологий и достижений, их конкурентоспособности на основе взаимодействия государства, науки и бизнеса, направлены на решение задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 20).

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии

сельского хозяйства» определяет развитие науки и инновационной деятельности в сфере АПК, совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для сельского хозяйства в числе основных направлений государственной аграрной политики.

В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и

регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждена постановлением Правительства РФ  от 14 июля 2012 года № 717, реализуется Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы. Она утверждена постановлением Правительства РФ от 25 августа 2017 года № 996 и  направленная на обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, научно-технологического обеспечения развития сельского хозяйства, снижение технологических рисков в продовольственной сфере, содержащая комплекс мер по созданию и внедрение до 2031 года конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки.

Среди наиболее острых проблем аграрной науки можно выделить: дефицит научных кадров, устаревшую материально-техническую базу для

исследований, недостаточное финансирование научных исследований и проблемы коммерциализации их результатов, низкую интеграцию между фундаментальной, прикладной наукой и аграрным производством. 

Субъекты РФ проинформировали, что наряду с рабочими профессиями ощутима потребность в квалифицированных специалистах — агрономах, ветврачах, зоотехниках, инженерах и техниках всех специальностей. В регионах реализуются различные проекты в сфере кадрового обеспечения АПК, создаются образовательно-производственные кластеры.

Дальнейшее развитие аграрной науки должно осуществляться путем совершенствования системы управления и сети научно-исследовательских учреждений, углубления фундаментальных и приоритетных прикладных исследований для разработки конкурентоспособной научно-технической продукции, усиления инновационного процесса участия науки в освоении научных разработок в производстве, обеспечивающих эффективное развитие

АПК.

Сейчас необходимо ориентироваться на закрепление статуса востребованной, престижной для молодежи и конкурентоспособной образовательной системы: развитие многоуровневого непрерывного образования, внедрение цифровых технологий и биотехнологий, создание практико-ориентированных образовательных программ, усиление мер по государственной поддержке молодых специалистов, принятие мер по повышению эффективности размещения государственного заказа на подготовку кадров высшего образования, развитие международного сотрудничества.

Так, в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утверждена Указам Президента РФ от 28 февраля 2024 года № 145, отмечается, что в ближайшее десятилетие его приоритетами следует считать направления, позволяющие получить значимые научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоемкие технологии и обеспечивающие, например, переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания.

В текущем году началась реализация национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности». В его состав вошли пять федеральных проектов, направленных на развитие селекции и генетики, биотехнологий, производства ветеринарных препаратов, сельхозтехники и оборудования, а также кадровое обеспечение АПК (реализуется с 2025 года).

По информации Минсельхоза России, уже создано 600 агротехнологических классов, а к 2030 году их должно быть 18 тысяч.

Порядка 40% сельскохозяйственных предприятий внедрили в  производство искусственный интеллект и цифровые технологии.

В целях повышения эффективности взаимодействия науки и производства в сфере АПК, участники «круглого стола» посчитали целесообразным рекомендовать внесение изменений в статью 71.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации » в части расширения перечня заказчиков целевого обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах установленной квоты.

В части обеспечения научно-технического развития сельского хозяйства  нужно разработать дополнительные меры государственной поддержки для закрепления молодых специалистов на селе, таких как: расширение программ льготной сельской ипотеки, предоставление земельных участков под строительство жилья на особых условиях, предоставление выпускникам отсрочки от военной службы, введение налоговых льгот для предприятий АПК, которые трудоустраивают молодых специалистов и дополнительных льгот для молодых специалистов на селе.

Следует осуществлять и расширять возможности  сетевого взаимодействия между образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования аграрной направленности и общеобразовательными организациями, реализующими программы углубленного изучения аграрных предметов, связанных с сельским хозяйством, предполагающее обучение в профильных агротехнологических классах, с целью обеспечения сопровождения образовательного процесса, качественного профильного обучения, установления прочных партнерских взаимоотношений: обмен опытом, использование современных технологий, организация совместных проектов и практик, профессиональное развитие педагогов; разработки комплекса мер, необходимых для увеличения заработной платы научным работникам в сфере АПК в научных и образовательных организациях, подведомственных Минобрнауки России и Минсельхозу России, в целях закрепления в указанных организациях высококвалифицированных специалистов.

На очереди расширение мер, призванных стимулировать сотрудничество предприятий АПК с образовательными и научными организациями посредством учета данного критерия при предоставлении мер государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Следует рассмотреть возможность разработки и реализации дополнительных

мер, направленных на поддержку молодых ученых в сфере АПК, а также

предоставления субсидий для предприятий, активно привлекающих в штат

студентов аграрного профиля; рассмотреть возможность создания на базе аграрных вузов образовательных модулей по точному земледелию, агрогенетике и цифровым технологиям (БПЛА, ГИС/ДЗЗ) для подготовки специалистов, способных работать с современными инновационными решениями.

Большое значение имеют  программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерных и механизаторских кадров на базе вузов и ведущих предприятий АПК для обеспечения эффективной эксплуатации современного машинно-тракторного парка.

Назрел вопрос  о создании на базе малокомплектных образовательных учреждений в сельской местности школ аграрного профиля с соответствующей материально-технической базой, наличия программы ремонта и материально-технического обеспечения средних специальных учебных заведений (ссузов), в том числе в части их лабораторного оборудования.

Органы государственной власти субъектов РФ могут оказывать поддержку опытно-производственным хозяйствам как площадкам для апробации современных технологий и передачи лучших практик сельскохозяйственным товаропроизводителям через демонстрационные участки и обеспечение практической подготовки студентов в реальных производственных условиях; формировать заявки  на целевые места в аграрных вузах; разработать систему мер поддержки студентов и выпускников аграрных вузов и ссузов, которые по окончании обучения трудоустраиваются на предприятия АПК региона.

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее