Опубликовано: 02 декабря 2025 года
Д.М. Хомяков, профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В.Ломоносова
В США периодически возобновляется кампания по «сдерживанию» экспорта российской сельхозпродукции и минеральных удобрений. Напомню, что Законопроект «Нет российской сельхозпродукции» (H.R. 4768, No Russian Agriculture Act) был 12.01.2024 единогласно принят Палатой представителей. Он обязывает Министерство финансов США (United States Department of the Treasury) через представителей страны в международных финансовых институтах «голосом и влиянием» поддерживать инвестиции в проекты: направленные на сокращение зависимости отдельных стран от товаров российского сельскохозяйственного сектора, особенно удобрений и зерна; обеспечивающие устойчивость мирового рынка зерна; стимулирующие частные инвестиции в проекты развития аграрного сектора.
Это касается не только потребления российской продукции в США, но и в других странах! «Мир не может полагаться на Россию или других противников ни коим образом, но особенно в том, чтобы получить необходимое нам продовольствие. Этот закон уменьшает нашу зависимость от российских агропроизводителей и возвращает фокус на поддержку американских фермеров», — заявил тогда один из соавторов законопроекта, конгрессмен Зак Нанн, представивший документ еще в июле 2023 года вместе с коллегой, конгрессвуман Максин Уотерс.
Для некоторых проектов с российским участием министр финансов может сделать исключение – если это способствует национальным интересам США, но предварительно он должен проинформировать об этом конгресс. Они также могут быть отменены через 30 дней после того, как президент доложит конгрессу, что это необходимо для защиты национальных интересов США.
Срок действия требований рассчитан на пять лет с момента, когда документ получит статус закона. Его должен рассмотреть Сенат, затем его предстоит подписать Президенту. (Пока эти юридические процедуры не осуществились.)
Негативное влияние на российский экспорт агропродукции и удобрений могут оказывать не только формальное содержание различных документов, а их публично высказанные основополагающие идеи. Нарастающее давление, скорее всего, приведет к увеличению запрашиваемых дисконтов на продукцию из РФ и/или к задержки платежей за товар. Пока эти продукты не попали под прямые санкции, но ситуация явно не улучшается.
Правительство РФ своевременно принимает все антикризисные меры. К ним, в частности, можно отнести установленный в период с 02.11.2025 до 31.12.2025 включительно временный запрет на вывоз из РФ серы жидкой, гранулированной и комовой. Коды ТН ВЭД ЕАЭС 2503 00 100 0 и 2503 00 900 0 (Постановление Правительства РФ от 01.11.2025 № 1730 «О введении временного запрета на вывоз отдельных видов серы из Российской Федерации»). Это позволит стабилизировать отгрузки сырья на внутренний рынок и цены, для сохранения объемов производства минеральных удобрений. Не все производители фосфорной кислоты и сложных удобрений на ее основе могут перерабатывать комовую или гранулированную серу.
Россия — один из крупнейших мировых производителей и экспортеров серы. Экспорт серы из России в 2024 году, по нашим оценкам, сократился без малого в четыре раза – до примерно 1,0 млн тонн. По данным Росстата в 2024 году в стране было выпущено 5 588 тыс. тонн этого химического сырья. Основной объем производят газоперерабатывающие (ГПЗ) и нефтеперегонные (НПЗ) заводы. Астраханский ГПЗ обеспечивает более 60% российского рынка. За девять месяцев 2025 года выпуск технической газовой серы составил 86,1% от объемов аналогичного периода 2024 года (таблица 1). Годовое потребление серы в России достигает 5,0 млн тонн, во втором полугодии 2025 года стоимость серы на внутреннем рынке стала резко увеличиваться.
В сложившихся условиях российские компании, в связи с нехваткой предложения, частично перешли к закупкам серы за рубежом. Сокращение российских поставок вызвало глобальный дефицит предложения и привело так же к росту цен серы на рынке ЕС в последние несколько месяцев на 50-70%. Мировой рынок серы вынужденно перестраивается, прогнозировать его структуру в долгосрочной перспективе сложно.
Таблица 1. Выпуск минеральных удобрений в РФ в 2024 году за период январь-сентябрь 2025 года в пересчете на 100 % питательных веществ (д.в.) и химических продуктов, участвующих в их производстве (по данным Росстата)
| Годы/Месяцы 2025 года | 2024 (в среднем за месяц) | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX |
| Удобрения минеральные,д.в. тыс. тонн | 28261 (2355) | 2606 | 2380 | 2642 | 2459 | 2630 | 2437 | 2426 | 2511 | 2491 |
| В том числе: | ||||||||||
| азотные | 12423 (1035) | 1159 | 1111 | 1216 | 1119 | 1130 | 958 | 954 | 1017 | 1069 |
| фосфорные | 4390 (366) | 401 | 349 | 388 | 371 | 474 | 446 | 426 | 454 | 392 |
| калийные | 11448 (954) | 1046 | 920 | 1039 | 969 | 1026 | 1034 | 1046 | 1039 | 1029 |
| Сера техническая газовая, тыс. тонн | 5588 (466) | 574 | 330 | 402 | 406 | 455 | 366 | 290 | 344 | 295 |
| Олеум, кислота серная, млн тонн | 15,9 (1,3) | 1,4 | 1,3 | 1,4 | 1,3 | 1,4 | 1,3 | 1,4 | 1,4 | 1,3 |
| Аммиак, млн тонн | 18,2 (1,5) | 1,7 | 1,5 | 1,7 | 1,6 | 1,7 | 1,4 | 1,4 | 1,5 | 1,5 |
Осенью текущего года обычно традиционно происходит корректировка цен на минеральные удобрения в сторону снижения. В основном это азотные удобрения. В то же время, существенную поддержку ценам на фосфорные и фосфорсодержащие комплексные агрохимикаты (MAP/DAP) оказывает уход китайских поставщиков с рынка и резкий рост цен на серу в мире. Серная кислота не зря называется «хлебом химической промышленности». Она, в том числе, является первичным продуктом для производства фосфорной кислоты и фосфорных удобрений. Котировки на серу в мире выросли более чем на 20% за октябрь-ноябрь и в 2,5 раза год к году из-за сокращения производства серы в ряде стран и активного спроса производителей удобрений и иной химической продукции в Китае. Экспорт серы в 2024–2025 годах сократила Россия. Так что, с ростом мировых цен на аммиак и серу — цены на минеральные удобрения вновь будут повышаться. Традиционно в России начало февраля – точка перелома тренда.
По данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) их экспорт из страны в 2025 году может достичь 45 млн тонн физического веса. Это на 7% выше показателя 2024 года. В январе-августе РФ увеличила экспорт минеральных удобрений на 8% к тому же периоду прошлого года — до 29,8 млн тонн. Годовой прогноз производства удобрений сохранен на уровне 65 млн тонн физического веса.
По его прогнозу ассоциации, до 2030 года выпуск продукции может вырасти до 80 млн тонн, экспорт — до 58 млн тонн физического веса. По текущим оценкам, достижение этих целей потребует инвестиций в развитие предприятий отрасли в объеме свыше 2 трлн рублей.
По данным платформы ООН Comtrade, РФ в 2024 году продала за рубеж удобрений на 13,4 млрд долл. США, заняв более 22% в мировом экспорте этой продукции. В 2023 году этот показатель составил 13,9 млрд долл. США. Снижение на 3,6% произошло на фоне уменьшения цен на сырье для производства удобрений. (В 2021 году Россия экспортировала азотных удобрений на 4,5 млрд долл. США, калийных – на 3,3 млрд, сложных (смешанных) – на 4,7 млрд долл. США.)
Вторым по стоимости экспорта в 2024 году остался Китай: его продажи сократились до 8,5 млрд. долл. с 9,7 млрд долл. США в 2023-м. При этом удельный вес страны в мировом экспорте составил около 14%. Канада с долей в 11% поставила за рубеж минеральных удобрений на сумму 6,7 млрд долл. США.
ЕС занимал в 2024 году 10,9% в мировом экспорте. Его продажи сократились год к году на 6,0% — до 6,6 млрд долл. В отличие от других крупнейших экспортеров ЕС остается нетто-импортером минеральных удобрений с разницей, достигшей 300 млн долл. США.
Экспорт агрохимической продукции Марокко осуществлялся в 57 стран мира и составил 5,2 млрд долл., против 5,45 млрд долл. США годом ранее. Справочно: США в 2024 году экспортировали минеральных удобрений на сумму — 5,17 млрд долл.; Саудовская Аравия – 5,0 млрд долл.; Египет — 2,2 млрд долл.; Израиль -1,5 млрд. долл. и Малайзия — 823,5 млн. долл. США.
С 31.01.2025 на Минсельхоз России возложено регулирование обращения (за исключением производства) минеральных удобрений (Постановление Правительства РФ от 23.01.2025 № 20 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450»). Реализация указанных полномочий будет осуществляться посредством выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в указанной сфере.
Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ (ред. от 31.07.2025) «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2026) определил, что агрохимикаты — удобрения (минеральные, органические, органо-минеральные, микробиологические), химические мелиоранты, предназначенные для питания растений и регулирования плодородия земель (почв). Не признаются агрохимикатами торф, отходы животноводства и растениеводства, побочные продукты животноводства, ил, осадки сточных вод, используемые для производства органических и органо-минеральных удобрений, смешанные минеральные удобрения.
Обязательным условием для обращения на территории РФ пестицидов и агрохимикатов, включая их производство, ввоз, вывоз, хранение, транспортировку, реализацию и применение, является их государственная регистрация (ГР). Процедуры, необходимые для неё, в равной степени и объеме распространялись до 31.08.2025 года как на пестициды и агрохимикаты, которые предназначены для реализации на внутреннем рынке в целях применения на территории страны, так и на продукцию, реализуемую на экспорт.
Поскольку это обуславливало излишнюю административную нагрузку на изготовителей, для экспортируемых (вывозимых) средств, не предназначенных для применения на территории РФ, с 01.09.2025 это требование было отменено.
Для отечественных производителей минеральных удобрений и другой агрохимической продукции возможность производства и вывоза на экспорт пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории страны обязательная ГР стала теперь не предусмотрена. Ее исключение позволит на два-три года раньше выводить свою продукцию на международные рынки, что в целом окажет положительное влияние на объемы экспорта химической отрасли (несырьевого) и внешнеэкономической деятельности.
Применение, реализация, обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения в РФ, а также тары из-под них будут производиться исключительно в стране-импортере и осуществляться в соответствии с национальным законодательством.
По оценкам РАПУ наша страна на мировом рынке минеральных удобрений к 2030 году может занять долю 25% и выше.
Рынок минеральных удобрений и рынок продуктов питания представляют собой две тесно связанные подсистемы глобальной системы обеспечения продовольственной безопасности. Производства минеральных удобрений была и остается экспортно-ориентированной отраслью в России. Одновременно, выпуск агрохимических средств защищает и страхует национальную систему продовольственной безопасности от резкого роста цен, изменения логистических цепочек, протекционистских мер контрагентов и иных сбоев на глобальном рынке продуктов питания, сельскохозяйственных товаров и ресурсов.
Надо учитывать, что экспорт/импорт 1 кг минеральных удобрений, в пересчете на 100%-е содержание питательных веществ или действующих веществ (д.в.), содержащих азот, фосфор и калий в определенных пропорциях, условно можно приравнять к вывозу/ввозу 7 кг зерна или эквивалентной растениеводческой продукции в зерновых единицах (з.е.).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.10.2025 № 1610 «О введении временного количественного ограничения на вывоз отдельных видов удобрений», они будут продлены и станут действовать с 01.12.2025 по 31.05.2026 включительно.
Считается, что это решение позволит наладить бесперебойную работу сельхозтоваропроизводителей, производителей комбикормов и других потребителей, обеспечив достаточный уровень удобрений на внутреннем рынке. Общий объём экспортной квоты составит почти 18,7 млн тонн д.в.: для азотных удобрений – более 10,6 млн тонн д.в., для сложных – более 8,0 млн тонн д.в. Также утверждены правила распределения квот между участниками внешнеторговой деятельности.
Указ Президента РФ от 10.03.2025 № 141 «О внесении изменений в Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20», предусматривает поддержание стабильности мировых продовольственных рынков на многосторонней и двусторонней основе, в первую очередь путем сотрудничества с государствами, проводящими конструктивную политику в отношении РФ.
Закреплена необходимость расширение взаимодействия по вопросам продовольственной безопасности в рамках Союзного государства, ЕАЭС, СНГ, БРИКС и других межгосударственных объединений. В области внешнеэкономической политики требуется обеспечить достижение Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 25.09.2015.








