Отрасль декоративного питомниководства в России развивается вопреки обстоятельствам – без особенной господдержки, в условиях высоких ставок и неопределенного спроса. Ассоциация производителей посадочного материала (АППМ) берет на себя роль навигатора: налаживает диалог с государством, запускает образовательные инициативы и добивается включения отрасли в повестку государственных проектов. Мы поговорили с вице-президентом АППМ, руководителем компании «Цветочный город» Александром Безматерных о том, как выживают питомники, почему рынок похож на рулетку и каким должно быть системное развитие.
– С чего начиналась АППМ?
– Когда ассоциация только создавалась и нас было меньше 20 человек, задача стояла просто познакомиться, обменяться опытом, научиться друг у друга, в том числе у тех, кто работал еще в советские времена. Отрасль переживала период становления. В нее приходили люди из сельского хозяйства или вообще из других профессий, которые начинали с нуля на чистом энтузиазме строить питомники.
– Что произошло после получения необходимого опыта?
– Когда организация собрала достаточно квалифицированных и компетентных специалистов, мы задумались о том, чтобы сфомулировать стандарты отрасли. Выпустили первый каталог, сначала многолетников, потом других растений. По сути это уже функция центра отраслевой информации.
– Сколько организаций в АППМ сейчас? Как изменились ее функции?
– Сегодня в ассоциации почти 300 участников, причем в нее вошли все серьезные производители посадочного материала в стране. Добавилась функция коммуникации с органами государственной власти – Министерством строительства и ЖКХ, Министерством сельского хозяйства, профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации. Мы пытаемся решать сложные вопросы, связанные с коллизиями в законодательстве относительно работы с краснокнижными растениями, с редкими исчезающими видами. Ведем диалог по организации оплаты за защищенные сорта, по защите селекционных достижений. Участвуем в совете ботанических садов и налаживаем дружественные долгосрочные отношения с другими профессиональными объединениями. Замахнулись на то, чтобы помочь Минстрою уточнить рекомендованный перечень растений для различных климатических районов Российской Федерации. Мы думаем о будущем – о том, чтобы питомники развивались не только в Подмосковье и на юге, но и в Сибири, на Дальнем Востоке, на севере. Там также живут люди, и им тоже нужна комфортная городская среда.
– Были ли конкретные законодательные инициативы, принятые с вашим участием?
– На протяжении примерно десяти лет мы входили в рабочую группу, которая занималась обсуждением закона о семеноводстве. Не все наши предложения были учтены, но часть принята. Это достаточно инерционный процесс –механизмы принятия законов сложны и небыстры. Часто законодатели не до конца понимают специфику и глубину проблематики. Но это не повод опускать руки или уходить в сторону.
Я участвую в рабочей группе экспертного совета Минстроя, занимающейся развитием концепции водно-зеленого каркаса городов. Она создана специально для того, чтобы включить это понятие в градостроительную практику по всей стране. С прошлого года также вхожу в состав экспертного совета Минстроя по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды». Мы обсуждаем, как сделать, чтобы бюджетные средства расходовались эффективно, а на территориях высаживались качественные растения.
Пока остаются нерешенными многие важные вопросы, связанные с Красной книгой и защитой селекционных достижений, но мы понимаем, какие шаги нужно предпринять. Работа в этом направлении продолжается.
– Продвигаете ли вы какие-то образовательные программы? Есть ли организованное обучение?
– Уже несколько лет мы реализуем проект «Бизнес-школа АППМ». Это серия образовательных курсов, в рамках которых мы подбираем наиболее актуальные темы, интересующие наших участников, приглашаем компетентных преподавателей и организуем лекции по конкретным вопросам.
Кроме нашей ассоциации, в этой сфере активно работают и частные инициативы. Качество у них разное – от действительно профессиональных до проектов, близких к инфобизнесу поверхностного уровня. Тем не менее спрос на знания существует, а значит, будет и предложение.
Мы также думаем о системной подготовке специалистов. В прошлом году подписали соглашение с Аграрно-технологическим институтом Российского университета дружбы народов об учреждении совместной магистратуры по направлению «Декоративное питомниководство». Это первая подобная программа в стране. Ранее все сводилось к общему направлению «Агрономия», и о декоративном питомниководстве как об отдельной отрасли не задумывались. Мы надеемся, что новая магистратура станет основой для подготовки квалифицированных кадров – с полноценным дипломом государственного образца и глубокими профильными знаниями.
– Вы сотрудничаете с Минсельхозом?
– Да, Минсельхоз знаком с нашей позицией. Благодаря этому декоративные растения были выведены из-под многих ограничений, которые ранее распространялись на сельхозпроизводителей. Мы также взаимодействуем по вопросам фитосанитарного контроля и карантина.
Сегодня ищем новые направления экспорта – рассматриваем возможности сотрудничества с Китаем, Монголией, Турцией и рядом других стран. Надеемся, что Минсельхоз поддержит нас в этом, в том числе через установление межгосударственных карантинных соглашений.
– Существуют ли государственные механизмы поддержки и защиты питомников? Какие из них наиболее востребованы?
– Прямых механизмов поддержки питомников сегодня нет. В Минсельхозе нам прямо сказали, что приоритет государственной политики – продовольственная безопасность, и декоративные растения в этот список не входят. Тем не менее питомники успешно пользуются общими мерами поддержки: программами развития малого бизнеса, а также проектами по развитию сельской инфраструктуры. Мы активно взаимодействуем через «Опору России» – участвуем во встречах с Контрольно-экспертным управлением, представителями Федеральной налоговой службы и другими органами.
– Получается, питомники существуют за счет собственных средств?
– Да, питомники выжили и развились исключительно за счет собственных инвестиций. Нет эффективных питомников, созданных на деньги государства. Сейчас ситуация усложнилась: ключевая ставка высокая, и вкладываться в долгосрочные проекты рискованно. Но питомники, которые уже имеют инфраструктуру и оборудование, надеюсь, успешно переживут трудные времена.
– В целом как экономическая и политическая ситуация влияет на отрасль?
– Ни один серьезный питомник не закрылся, несмотря на высокие ставки и ограниченный доступ к финансированию. Но есть и обратная сторона: спрос сегодня превышает предложение. Те, у кого есть качественный товар, получили конкурентное преимущество. Однако такие рыночные «качели» не от хорошей жизни. В долгосрочной перспективе это не обеспечит устойчивого развития – отрасли необходим поступательный, системный рост.
– Какие основные вопросы стоят перед питомниководством сейчас? Что нужно, чтобы импортозамещение работало?
– Нам нужно четко понимать правила игры со стороны государства – какие объемы финансирования предусмотрены по проектам «Формирование комфортной городской среды», развития малых и исторических городов, туристической инфраструктуры. Питомникам крайне важно видеть прогноз спроса хотя бы на 10–15 лет вперед, чтобы уже сегодня закладывать нужный ассортимент растений. Это ключевая задача.
Мы надеемся, что ассоциация сможет наладить устойчивое взаимодействие с государственными структурами. Пока же это напоминает игру в казино: сажаешь растения, но не знаешь, будет ли на них спрос. Программа «Комфортной среды» продлена президентом до 2030 года, но сколько средств реально дойдет до закупки растений – непонятно.
Ситуация в отрасли в каком-то смысле повторяет путь автопрома: долгое время питомниководство было ориентировано на поставщиков из Голландии и Германии, а теперь их рядом нет, и приходится экстренно перестраиваться.
– Как вы видите отрасль в ближайшие 5–10 лет?
– Все зависит от макроэкономической ситуации. Если удастся установить ключевую ставку на уровне 5% годовых и станут доступны инвестиции – отрасль получит стимул для развития. Сегодня у нас есть диалог с государством, и это уже позитивный сигнал. Что касается внешнеполитических факторов – предсказать, как будет развиваться международная политическая и экономическая обстановка, невозможно. Но для устойчивого роста отрасли нам в любом случае необходимы дешевые длинные деньги. Без этого серьезные инвестиционные проекты запускать крайне сложно.








