Ведущие эксперты, руководители отраслевых союзов и ассоциаций разобрали отрасль «по кусочкам» на выставке АГРОС-2025 в рамках форума мясных аналитиков «Мясная отрасль российского АПК: основные тренды, перспективы развития». Они обсудили текущее состояние мясного рынка, подвели итоги 2024 года и представили свои прогнозы. Форум прошел под эгидой Национального союза птицеводов, модератором выступил его генеральный директор Сергей Лахтюхов.
В начале дискуссии руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин выразил свое отношение к появляющимся в СМИ сообщениям о росте потребления говядины и падении спроса на свинину и мясо птицы.
По оценке эксперта, ресурсы для производства мяса в России увеличились. Потребители переходят с одних видов белка на другие.
«Россияне по-прежнему едят очень много говядины – 14 кг на человека в год. В мире этот показатель ниже – 8,7–8,9 кг, а в Китае – только 7 кг», – отметил Сергей Юшин.
При этом динамика роста спроса на говядину ускорилась, в отличие от прошлых лет, когда потребление снижалось. Причина – сокращение уровня безработицы в России (2,3%) и рост доходов части населения.
«Миллионы людей, которые прежде ничего не получали, вышли на работу, и их доходы существенно выросли. Те, кто раньше питался говядиной в местах не столь отдаленных, сегодня участвуют в экономике, и далеко не все они, в том числе по религиозным причинам, едят свинину. Это приводит к росту на 10% в год», – объяснил Сергей Юшин.
По словам эксперта, один год не закладывает тенденцию как таковую. Если экономика изменится в худшую сторону – процесс сразу пойдет в другую сторону.
Несмотря на рост потребления, говорить о развитии отрасли в текущих экономических реалиях довольно сложно.
«Не может производство говядины развиваться, когда коммерческие банки предлагают оборотные кредиты под 29–30%. Поэтому Россия продолжит терять поголовье КРС – к 2030 году до 15 миллионов голов (включая молочный и мясной скот). В мясном скотоводстве в лучшем случае будет стагнация, в молочном – снижение. В результате Россия вынужденно увеличит импорт как из близлежащих стран, так и из дальнего зарубежья», – отметил Сергей Юшин.
Президент Мясного союза России Мушег Мамиконян считает, что для развития отрасли необходимо ориентироваться на желания потребителей, которые можно отслеживать через заказы на маркетплейсах. По мнению эксперта, людям сегодня неинтересно приготовление пищи, они не хотят возиться с сырыми продуктами.
«Это значит, что мы должны производить свинину и птицу, которую можно хранить без холодильника, и чтобы она продавалась не килограммами, а штуками. Если говорить о птице, то это могут быть кусочки жареного цыпленка табака, которые не требуют соблюдения температурного режима и имеют срок хранения не менее года», – заявил Мушег Мамиконян.
Генеральный директор Национального Союза свиноводов Юрий Ковавлев напомнил, что еще в 2018 году главным риском свиноводческой отрасли было названо перенасыщение.
«К 2018 году производство свинины в России росло на 5–10% ежегодно, но при этом были возможности эти объемы реализовать, в первую очередь – за счет вытеснения импорта. К 2019–2020 годам начался рост внутреннего потребления. И стало понятно, что наращивать выпуск на 5–10% очень рискованно, поскольку такие объемы могут обвалить рынок. Для производителей сложилась очень опасная ситуация, поскольку вся отрасль построена на кредитах», – отметил Юрий Ковалев.
Но кризис, связанный с коронавирусом, и рост доходов части населения после 2022 года дополнительно увеличили потребление, тем самым спасая рынок от обрушения.
«За последние 10 лет потребление мяса в России выросло более чем на 13% и в этом году достигло 83 кг на человека, а потребление свинины – на 33%, то есть темпы почти в три раза выше», – пояснил Юрий Ковалев.
Главная причина этого – огромный прирост производства по сравнению с другими видами мяса и кратно меньший рост цен. В результате свинина становится все более доступной для населения.
Проблема экспорта в отрасли во многом решается за счет постепенного открытия для России китайского рынка.
«Средний годовой импорт свинины в Китае – 2,5 миллиона тонн, и я надеюсь, мы сможем «добыть» 8–10% этого рынка», – заявил эксперт.
Еще один потенциальный рынок для российской свинины – это Филиппины, которые импортируют 500 тысяч тонн.
Генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов отметил, что в импорте китайской птицы доля России составила 14%, а если считать отдельно индейку, то показатель близок к 100%.
«Но, когда мы говорим про дальнейшее развитие конкретной отрасли, нужно понимать, что будет прирастать не только сегмент животного белка. Потребление свинины, молочной продукции тоже увеличится, ведь люди не могут питаться только мясом», – пояснил эксперт.
Руководитель Центра отраслевой экспертизы АО «Россельхозбанк» Андрей Дальнов отметил, что срок жизни мяса на полке очень важен для выравнивания потребления между регионами, потому что отдаленные населенные пункты не имеют доступа к свежему продукту.
По словам Мушега Мамиконяна, для того чтобы повысить срок годности мяса, нужно привести нормативы к реальности.
«Если у американского мяса при заморозке срок хранения два года, значит, мы тоже должны так сделать», – заявил он.
По словам эксперта, возможности экспорта напрямую связаны с валютным курсом. Если рубль будет слабеть, шансы на успешный экспорт увеличатся.
Сергей Лахтюхов связал спрос на готовую еду в магазинах с ростом городского населения и его омоложением. Но при этом нельзя забывать о селянах, для которых приготовление пищи – один из способов занять свободное время.
«Мы не говорим людям – не готовьте. Мы даем возможность тем, кто не готовит, получить качественную услугу», – возразил Мушег Мамиконян.
С этим утверждением согласен и Сергей Юшин: «Современное поколение инвестирует в качество своей жизни. А качество – это, в первую очередь, свободное время. Люди хотят тратить его на досуг, а не на разделывание курицы».
Также эксперт отметил, что, согласно данным переписи населения, разница между количеством тех, кому сегодня 30–40 лет, и тех, кому 20–30 лет, – 8 миллионов человек.
«И этот провал будет влиять не только на потребление, но и на возможности что-то производить», – уверен Сергей Юшин.
«Если заглянуть в далекое будущее, то с предприятия, где ведется забой, сырое мясо не должно выходить. Его необходимо полностью перерабатывать в готовые блюда. Это не только сократит время на приготовление, но и увеличит возможности для экспорта», – заявил Мушег Мамиконян.
Сергей Юшин, продолжая разговор о будущем, напомнил об ажиотаже вокруг растительного мяса. Эксперт уверен, что человечество не перейдет на такие суррогаты, потому что они не дают тех нутриентов, за которые ценится обычное мясо.
«Через 25 лет нас будет 9,5 миллиарда человек, из них 7 миллиардов из стран, где сегодня люди очень бедные (Африка, Юго-Восточная Азия), которые сейчас потребляют мяса в 2,5 раза меньше, чем россияне. Они питаются растительной пищей не потому, что она им нравится, а потому, что у них нет денег на животный белок. Поэтому человек останется хищником и будет есть мясо. А значит, его количество должно увеличиваться. Сегодня мы производим 370 млн тонн, а нужно будет на 100 млн больше», – заявил Сергей Юшин.
Мероприятия, подобные прошедшему на площадке выставки АГРОС, всегда интересны для участников отрасли. Эксперты, давая прогнозы, учитывают не только очевидные экономические факторы, но и множество разных аспектов: демографических, урбанистических и даже психологических. Помноженная на большой практический опыт, качественная аналитика может принести ощутимую пользу российским животноводам.