Как сохранить и приумножить прибыль
Опубликовано:

В октябре в башне «Федерация» на территории МДЦ «Москва-Сити» состоялся бизнес-завтрак компании IDS, посвященный актуальным вопросам молочной отрасли. Эксперты проанализировали основные тенденции индустрии и обсудили перспективные направления деятельности. 

Открыл мероприятие Артём Березуцкий, коммерческий директор компании TDNT Engineering – лидера в сфере модернизации и реновации всего спектра оборудования для пищевой промышленности, поставщик технологического оборудования собственного производства.

По словам Артёма Березуцкого, сегодня мировой рынок ультрапастеризации молока (UHT) демонстрирует рост в 5,34%. Он особенно заметен в Северной Америке, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, и тому есть объективные причины. 

«Прежде всего, это страны с жарким климатом, которые отличаются по типу потребления от северных стран Европы и России. А чем теплее, тем сложнее организация холодной цепочки поставок молока», – сообщил Артём Березуцкий.

В России доля рынка UHT-молока (белое молоко) по разным оценкам составляет от 20 до 25%. Растет он очень медленно, примерно на 1% в год. Часть этого прироста – реализация излишков молока через дискаунтеры, в первую очередь во время акционных продаж. 

Рост потребления молочной продукции в России, по данным Национального союза производителей молока «Союзмолоко», составил 6% в прошлом году и 5,5% в первой половине текущего. Дальнейшему развитию отрасли мешает высокая ставка ЦБ. 

«При таком росте потребления необходимо наращивать мощности, и не только с точки зрения переработки, но и для производства сырого молока, которого не хватает», – подчеркнул Артём Березуцкий.

Он назвал еще один актуальный тренд – разрыв общей продуктовой инфляции и инфляции цен на молочные продукты. За последние два года, по данным, которые предоставило «Союзмолоко», он достиг 12% при запланированных 1–2%. 

«О чем это говорит? О том, что сети не дают переработчикам повысить цены, и поэтому они не успевают за продуктовой инфляцией, в результате зарабатывают меньше. Увеличить цены на классические молочные продукты в торговых сетях крайне сложно, потому что ретейлеры борются за низкую цену на молоко, кефир, хлеб и прочие базовые продукты. Это тоже проблема нашей отрасли. Ведь при строительстве новых объектов необходимо знать, как быстро окупятся инвестиции», – заявил Артём Березуцкий.

Как отметил эксперт, торговые сети охотно берут UHT-продукты на реализацию, потому что для них не требуется дорогостоящая холодная цепочка поставок. Следуя этому тренду, компания TDNT Engineering сегодня воплощает проект в Сибири по производству термизированного кефирного напитка. 

«Этот продукт хорошо себя показал на рынке Казахстана. Иначе говоря, это кефир (хотя и не может так называться) с четырехмесячным сроком годности. Техническая специфика проста: благодаря термизации при асептическом розливе без доступа кислорода культура просто засыпает. Пока упаковка не вскрыта и кислород не начал взаимодействовать с продуктом, он сохраняет все свои свойства», – пояснил Артём Березуцкий.

Он напомнил, что потребление молочных продуктов растет и в ресторанно-гостиничном бизнесе, причем в разных видах. Сегменту HoReCa необходимы стерильные линии, и они всегда пользуются спросом. Одна из точек роста в этом секторе – большие упаковки для крупных объемов HoReCa. Это, в первую очередь, молочные коктейли и мороженое в пятилитровых боксах, а также кремы с заменителем жира для изготовления кондитерских изделий. 

Лидирует среди направлений TDNT Engineering поставка оборудования для производства UHT-сливок. Средний рост категории – более 8% в год. 

«По последним запускам 80% линий, которые нами поставлены, идут с категориями «молоко» и «сливки». Причем сливки до 33% жирности. Это тот продукт, который дает  развитие», –Артём Березуцкий.

Сегодня TDNT Engineering предлагает технологическое оборудование для молока и молочных продуктов собственного производства: пастеризаторы и ультрапастеризаторы, станции безразборной мойки, асептические танки и  различные модули. Также компания успешно занимается комплексной реновацией и модернизацией упаковочных линий Тетра Пак, включая работы по конвертации формата упаковки. 

Директор по развитию бизнеса IDS Ирина Иванова в своем выступлении рассказала, с чем столкнулись молочные предприятия в 2024 году и как им удалось остаться прибыльными.

«За полгода на молочной полке инфляция в торговых сетях составила 10%. Никто не знал заранее, что она будет такой, что цены на продукты пойдут вверх, и это стало настоящим шоком», – заявила эксперт, связав причину такого положения дел с весенними заморозками и потерей части урожая. 

«Высокая ставка ЦБ также является проблемой: реализация проектов останавливается, так как банки крайне неохотно выдают деньги. Все ждут, когда она снизится, но это вряд ли произойдет раньше 2026 года, так как сейчас стоит задача сдержать высокую инфляцию», – посетовала Ирина Иванова.

При этом спрос на молочную продукцию, например йогурт, увеличивается, хотя ранее он даже снижался. В то же время сохраняется рост затрат на персонал. Может уменьшиться ставка ЦБ, но не зарплаты – кадров по-прежнему не хватает.

«Производство молока выросло, но при этом происходит снижение прибыли на молочных заводах. Мы, как обычно, ищем баланс между торговыми сетями и производителем. Невозможно повышать цену больше, чем на 8–10%. В результате она не всегда является адекватной», – отметила Ирина Иванова.

По словам эксперта, сегодня среди молочников самый большой спрос на эффективное производство, на снижение потерь. Им очень важно увидеть и понять, где теряются ресурсы. 

«Условно потери делятся на нормативные и ненормативные. Нормативные – то, что можно просчитать заранее, либо они прописаны в конструктивных особенностях оборудования. Как вариант – в ходе экспериментов они были зафиксированы и после этого учитываются. Все, что в этот параметр не попадает, считается ненормативными потерями, – пояснил эксперт. – Кроме того, часто потери «зашиты» в производственные рецептуры, и предприятия не управляют ими». 

Сравнивая производство с автоматизацией и без таковой, акцентировал внимание коллег на том, что, помимо маржинальности, важно и качество продукции: молоко после переработки должно оставаться таким же вкусным и полезным, как и до нее. 

Завершился бизнес-завтрак выступлением генерального директора компании «Профтехкомплект» Дмитрия Замбржицкого. Он рассказал о технологических особенностях производства молока, в частности сепарировании и бактофугировании. Эксперт указал и на другие аспекты увеличения прибыльности – снижение потерь при разгрузке и достижение стабильной жирности молока. 

Этот доклад стал финальным аккордом бизнес-завтрака, каждый участник которого получил не только приятное общение в кругу профессионалов, но и объемную картину молочного рынка. Из нее следует, что если внешние вызовы производители зачастую предотвратить не могут, то оперативно нивелировать эти риски, сохранить и приумножить прибыль им позволит в первую очередь современное технологическое оборудование.

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее