Компания GREENKO более 15 лет разрабатывает и производит продукцию для АПК на основе микроорганизмов. Совместными усилиями сотрудников – биотехнологов, микробиологов, агрономов, ветеринаров и других специалистов – здесь создана технология утилизации и переработки отходов продуктивных животных (КРС, свиноводства и птицеводства) в органические удобрения. О развитии биотехнологий в России и их применении в сельском хозяйстве Perfect Agriculture рассказал генеральный директор компании Андрей Кочка.
– Есть ли отличия между применяемыми биотехнологиями в нашей стране и за рубежом? В частности, для птицеводства.
– Разницы никакой, но за рубежом биологизация на порядок более развита, чем в России.
– В чем особенность технологии, которую вы предлагаете?
– К ее созданию наши специалисты подошли с точки зрения экономики. Чтобы технология работала в тех условиях, которые есть у предприятия, и не требовалось строить отдельные здания. Чтобы ее можно было применить везде, и желательно по принципу «полил и забыл». Сегодня GREENKO – единственная компания, выпускающая микробиологический препарат «Эмбионик» с доказанными овоцидными свойствами подавления гельминтов. Документально подтверждено, что он оказывает такой же эффект, как химические препараты.
– Расскажите о принципе его действия.
– «Эмбионик» – это биодеструктор помета и навоза. Его действие основано на том, что в процессе поедания органики бактериями Lactobacillus, Candida и Rhodopseudomonas выделяется гуминовая кислота – окислитель. С ее помощью решается самая сложная проблема в работе с пометом и навозом – нейтрализация аммиака, основного источника запаха и обеззараживание. В Европе для этого воздух вентиляторами прогоняется через кислоту и выходит очищенным – аммиак становится солью. Наш же препарат вносится в лагуну или бурт, бактерии попадают на твердую фракцию (в лагуне в осадок) и запускается окислительный процесс. Азот из газообразной растворенной формы превращается в нитратную соль, и лагуна и бурт перестают пахнуть.
Например, в прошлом году по просьбе Минсельхоза Московской области мы решили эту проблему на одном из предприятий, находящегося в черте населенного пункта: внесли в лагуну препарат, и уже через два дня запах исчез, хотя поступление навоза не прекращалось.
– Меняется ли технология в зависимости от вида ППЖ?
— Как таковая, технология остается неизменной. Но для каждого из наших партнеров мы находим решение, исходя из его потребностей и возможностей. Одним из основных запросов за последнее время является проблема устранения запаха, не всем живущим по соседству нравятся ароматы фермы или птицефабрики. Наша технология позволяет успешно и эффективно в короткие сроки устранить данную проблему.
Чтобы уничтожить запах от птичьего помета, нужно 7 дней: в нем очень много нитратов. Для сравнения, запах от навоза КРС буквально на следующие сутки уходит полностью. Мы помогаем справиться с проблемой запаха как в корпусах содержания, так и снаружи.
– С какими предприятиями вы сотрудничаете по переработке ППЖ?
– Сейчас наши партнеры в птицеводстве – это птицефабрики в Воронежской, Белгородской и других областях, с помощью нашей технологии перерабатывают помет. Запах уходит полностью в течение недели, через месяц компост пахнет лесным грунтом, а спустя 1,5–2 месяца это уже продукт, который можно продавать сельхозпредприятиям как агрохимикат. Наши партнеры – такие флагманы АПК, как «Агро-Белогорье», «ЭкоНива», также убедились в эффективности этой технологии.
– Повлияли ли жалобы на неприятный запах и штрафы за него на использование ваших технологий?
– Долгое время про штрафы мы практически не слышали, нашей продукцией интересовались исключительно по экономическим причинам. Но с октября 2024 года количество обращений выросло в десятки раз.
– Начали штрафовать сельхозпроизводителей?
– Очень активно. Поэтому руководители вынуждены решать эту проблему. Знаю, что последнее предприятие, которое обратилось к нам за помощью, перед нашим визитом было уже оштрафовано более чем на 500 млн руб. С нашей технологией за месяц помет и навоз не станут удобрениями, но будут обеззаражены, и запах исчезнет, все в соответствии с 248 ФЗ
– Чтобы признать их удобрениями, нужно оформлять дополнительные документы?
– Да. Необходимо уведомить территориальное управление Россельхознадзора (ВНИИЗЖ), с которым мы сотрудничаем, о намерении применять помет или навоз в качестве удобрения. Этот Государственный орган готовит полный пакет документов для предприятий, технические условия и технический регламент.
У ВНИИЗЖ есть лаборатории, куда производители сдают пробы на анализ. Если местное отделение ВНИИЗЖ не может его провести, оно отправит их туда, где могут. Сдать пробы можно спустя месяц после внесения нашего биопрепарата.
– Когда помет или навоз можно будет продать или пустить на удобрения?
– После выдачи заключения ВНИИЗЖ можно вывозить навоз или помет на край поля или продавать сельхозпредприятиям. Он обеззаражен, не имеет запаха, а значит, жалоб не будет. Если же планируется реализация частникам, то предстоит долгая процедура получения статуса агрохимиката.
– Можно ли сравнивать помет с минеральными удобрениями?
– Птичий помет по содержанию в нем необходимых макроэлементов: фосфора, азота, калия – это самое богатое удобрение. В помете от несушек содержание органики от 55 до 75%. Он приближен к показателям минеральных удобрений: до 50 кг азота на тонну – это очень много. Для сравнения: в коровьем навозе – максимум 15 кг азота, в свином – 20 кг. Однако удобрения из птичьего помета – одни из самых ядовитых, они могут обжигать растения, снижать качество плодов. Поэтому его нужно обеззаразить и сделать полезным. Минеральные удобрения дешевле по некоторым показателям, в частности по логистике. Но помет и навоз в любом случае нужно или вывозить, или продавать.
– Какова экономическая эффективность для птицефабрик от использования вашей технологии?
– Объем помета уменьшается минимум в два раза, а если это подстилочный бройлер, то в три. Значит, можно вывозить его не 10 машинами, а четырьмя, и это реальная экономия. У нас уже больше 20 предприятий продают помет. Минимальная цена за 1 тонну – 4,5 тысячи рублей.
– В чем вы привозите бактерии? Как вы их получаете?
– Мы сами их вывели и производим. В 6-кубовые емкости добавляем питательные среды. Процесс очень похож на пивоварение, только там дрожжи, а у нас бактерии. Жидкие живые активизированные бактерии храним в 10-литровых канистрах.
– Производство располагается в специальном помещении?
– У нас есть собственный завод с производством полного цикла и необходимая научная база.
– Проявляют ли интерес к этой продукции иностранные компании?
–У нас есть хороший опыт сотрудничества с одной из самых больших птицефабрик Саудовской Аравии. Их очень заинтересовал наш компост без запаха, так как он приносит значительную прибыль. С запахом помет можно продать в пересчете на рубли за 9 тысяч за тонну, а без него – за 41 тысячу. В декабре мы с ними подписали договор на переработку 10 тыс. тонн в месяц. Кроме того, весной рассчитываем заключить договор с большим предприятием в ОАЭ. Очень заинтересован Казахстан, где мы заложили опыты сразу на трех птицефабриках.
Клиентская база растет, потому что мы сопровождаем всех клиентов до получения готового продукта, чтобы они воочию увидели экономические результаты.
– Как давно начали поставки продукции за рубеж?
– Направление внешнеэкономической деятельности мы открыли в этом году, но с нами сотрудничают уже пять стран. Они видят результаты, и все развивается очень быстро.
– Это азиатские страны или европейские тоже?
– В Европу мы пока не поставляем. Нас в первую очередь интересует Азия. Здесь много больших стран: Индия, Индонезия, Китай, где практически не едят свинину, а выращивают птицу либо КРС.
– Планируете ли вы запуск новых проектов или расширение?
– У нас много запросов от клиентов. Сейчас с крупной компанией подписываем меморандум о совместной деятельности по обеззараживанию хвостов очистных сооружений в Саудовской Аравии. Также планируем строительство завода в Подмосковье, обсуждаем с торгово-промышленной палатой место размещения. Нам нужно 1,5 тыс. кв. м, чтобы увеличить выпуск наших препаратов. На сегодня продаем всего три продукта, проводим перерегистрацию, и 52 готовы к запуску в производство.
– А что касается новых направлений?
– Очень интересует рынок силосования, в планах и запуск пробиотика для людей. Более чем 15-ти летний опыт компании GREENKO в сфере биотехнологий дает уверенность, что наши идеи получат достойное воплощение.
— Большое спасибо за интервью!
Желаем успеха вашей компании в бизнесе, связанным с инновационными технологиями!
Беседу вела Ольга Рябых