РАЗВИТИЕ АПК РФ: НОВЫЕ УСЛОВИЯ И ТРЕБОВАНИЯ
Опубликовано:

Д. М. Хомяков, профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М. В. Ломоносова

Введение. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года сказано, что «сейчас мы не только полностью обеспечиваем себя продовольствием. Россия – лидер на глобальном рынке пшеницы. Мы входим в двадцатку ведущих стран – экспортеров продуктов питания. К 2030 году объем производства российского АПК должен еще вырасти не менее чем на четверть по сравнению с 2021 годом, а экспорт – увеличиться в полтора раза. Мы обязательно продолжим поддержку отрасли, а также программу комплексного обустройства сельских территорий».

С 2025 года в России запустят ряд мегапроектов, главной задачей которых станет оперативное достижение технологического суверенитета. Инициативы стоимостью 3 трлн рублей будут ориентированы на выпуск критически важной продукции. На совещании Президента РФ с членами правительства в марте 2024 года было объявлено, что в сформированном перечне в число приоритетных включен также проект «Обеспечение продовольственной безопасности» («Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию», утв. Президентом РФ 30.03.2024). 

Президентом РФ Перечнем поручений по итогам запуска племенного центра по воспроизводству индейки в Тюменской области 21 ноября 2022 года предписывается Правительству РФ, в целях обеспечения среднегодового темпа роста объемов производства продукции АПК не менее 3% в год, обратить внимание на необходимость внедрения новых или расширения действующих мер государственной поддержки для достижения целевых индикаторов.

Результаты и обсуждения. С 23 ноября 2023 года стала действовать дважды отредактированная Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 года (далее – Стратегия), утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 08.09.2022 № 2567-р. В документе присутствуют два варианта: базовый и целевой. Базовый вариант предусматривает реализацию государственных программ Минсельхозом РФ при условии текущего уровня финансирования. Целевой – разработан из расчета достижения, начиная с 2023 года, среднегодовых темпов роста объемов производства продукции АПК на уровне не менее 3% (согласно поручениям Президента РФ от 26.04.2022 и от 21.11.2022): 2020 год взят за 100%, 2030 год – 116,1% и 129,7%, соответственно.

Для успешной реализации целевого варианта объемы ежегодной государственной поддержки из федерального бюджета должны составлять не менее 900 млрд рублей в ценах 2022 года [1–3]. 

Минсельхоз РФ подготовил проект распоряжения Правительства РФ «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.09.2022 № 2567-р» (далее – Проект распоряжения; ID проекта 01/23/02-24/00145634). Он предусматривает реализацию государственных программ Минсельхоза РФ при условии сохранения текущего уровня финансирования. На сегодняшний день их четыре: развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждена Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717; развития рыбохозяйственного комплекса, утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.07.2014 № 314; комплексного развития сельских территорий, утверждена постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 696; эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса, утверждена Постановлением Правительства РФ от 14.05.2021 № 731. 

Есть также Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2030 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 25.08.2017 № 996 (редакция от 30.09.2023). За семь лет это уже девятая редакция. Менялись структура программы, паспорт, объемы финансирования,  список включенных подпрограмм, увеличившийся с 7 до 13, сроки и так далее. На ее реализацию предусмотрено выделение средств федерального бюджета в сумме 59,0 млрд руб. на 13 лет, на 2024 год – 6,84 млрд руб. Также запланировано внебюджетное финансирование и участие субъектов РФ.

В документе утверждается, что в настоящее время оказываемые меры государственной поддержки достаточны для сохранения существующего уровня функционирования отрасли. 

В Проекте распоряжения в целях дальнейшего развития АПК и обеспечения продовольственной безопасности с учетом геополитической ситуации в мире, проблем с логистикой и резкого повышения цен на импорт, определены перспективные направления поддержки. Они включают создание новых производственных мощностей; модернизацию действующих производств по выпуску, в том числе из несельскохозяйственного сырья, кормовых и пищевых добавок, ферментных препаратов, а также лекарственных средств ветеринарного применения.

В документе заложен сценарий, предусматривающий среднегодовые темпы роста производства продукции на уровне 1,5%. В 2026 году при условии сохранения экономической стабильности и увеличения финансирования планируется достигнуть следующих показателей:

индекс производства продукции АПК (в сопоставимых ценах) к уровню 2020 года составит 107,9%;

экспорт продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) –  31,5 млрд долларов США.

У сельскохозяйственных товаропроизводителей к 2026 году появится возможность получения комплекса цифровых услуг и сервисов, позволяющих оптимизировать затраты и повысить эффективность производственных и управленческих процессов.

К 2030 году при тех же условиях определены следующие индикаторы: производство продукции АПК (в сопоставимых ценах) к уровню 2020 года составит 116,1%;

экспорт продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) – более 36,3 млрд долларов США;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» (в сопоставимых ценах) к уровню 2020 года – 114,0%;

валовая добавленная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве, – 6427,4 млрд рублей;

валовая добавленная стоимость производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий – 3968,2 млрд рублей.

В Проекте распоряжения отмечено, что экспорт российской продукции АПК является составляющей мировой продовольственной безопасности. Появились негативные факторы, связанные с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, нарастающим дисбалансом в мировой экономике и кардинальными изменениями логистических цепочек поставок. Они  потребовали пересмотра приоритетных направлений развития экспорта продукции. С учетом сложившихся тенденций это страны СНГ, Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии, а также Китай и Индия.

По итогам 2023 года объем экспортных поставок российской продукции АПК составил более 43,1 млрд долларов США. Рост к прошлому году, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), – 4,3% [6–8]. В его структуре  около 38% приходится на зерно. Страна сохраняет лидерство в мире по поставкам пшеницы, занимая 25% мирового рынка. Импорт этой группы товаров превысил 35,1 млрд долл. (–1,7%).

По данным ФТС, в 2023 году по сравнению с 2022-м на 28,3% сократился экспорт РФ, до 424,1 млрд долларов, что объясняется ухудшением ценовой конъюнктуры. Отмечен рост импорта товаров на 11,7%, до $285,1 млрд  долларов США [6–8]. Таким образом, вклад АПК достиг 9,8% от экспорта. 

В Проекте распоряжения отмечено, что поскольку основой сельскохозяйственного производства являются почвенные ресурсы и агрометеорологические условия в части развития отрасли экстенсивным способом необходима реализация мер по вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначения. В том числе за счет проведения культуртехнических мероприятий, реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем общего и индивидуального пользования. Интенсификация земледелия предусматривает прирост применения минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями на 1 га в среднем на 4−6 кг в д. в. ежегодно. По факту достигнут уровень в 42 кг д. в./га посева. Для его корректного определения нужно отнести суммарный объем использования агрохимических средств к общей площади посевов. В 2023 году внесено 3,5 млн тонн д. в. NPK на всю посевную площадь. В расчет при этом не берется площадь паров – порядка 11 000 тыс. га. С учетом этих площадей дозы внесения удобрений будут еще меньше. Однако в Росстате и Минсельхозе РФ оперируют показателями «в расчете на удобренную площадь» и «процент удобренных площадей», что завышает дозы внесения.

Минсельхозом РФ совместно с Минпромторгом РФ подписан новый план приобретения минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями, осуществляющими производство комбикормов (в физическом весе), на период с 01.02.2023 по 31.05.2024 (от 29.11.2023 № ОЛ-5767).

По нашим расчетам, с 1991 по 2023 год суммарный отрицательный баланс трех основных элементов минерального питания растений (NPK) на российской пашне достиг 160 млн тонн д. в. Следовательно, продовольственная безопасность и экспорт сельскохозяйственной продукции осуществляются за счет накопленного ранее плодородия почв, используемых в агропроизводстве. Их ресурсы ограниченны. Этот «природно-ресурсный кредит» нужно отдавать.

В Проекте распоряжения указано, что без прорывов в развитии новых технологий (новаций) крайне затруднено достижение основных целей стратегии. Для решения этой задачи планируется реализовать мероприятия, направленные на создание новых видов сортов и генов в селекции и генетике соответственно, подготовить на базе подведомственных образовательных организаций высшего образования высококвалифицированные кадры.

Энергетические мощности сельского хозяйства – суммарная мощность всех источников энергии, обслуживающих производственный процесс: механических и электрических двигателей, электроустановок, живой тягловой силы. Отношение суммарной энергетической мощности к посевной площади характеризует энергообеспеченность, среднегодовая энергетическая мощность на одного работника – энерговооруженность труда (рис. 1). 

На 2024 год энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций (энергетические мощности в расчете на 100 га посевной площади) составила 200 л. с., а энерговооруженность труда в них (без учета микропредприятий) достигла 95 л. с. Нагрузка пашни на один трактор в 2020 году составляла 349 га, а в 2022-м – уже 372 га. Приходилось посевов (посадок) соответствующих культур на один комбайн: зерноуборочный – 451 и 460 га; кукурузоуборочный – 2974 и 2579 га; картофелеуборочный – 66 и 73 га; свеклоуборочную машину (без ботвоуборочных) – 431 и 505 га соответственно [6]. Посевные площади приведены в таблице 1.

Таблица 1. Посевные площади сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий в РФ по годам [5–6]

Годы201020152018201920202021202220232024
Посевные площади, тыс. га75188
78 63579 63479 88879 94880 38382 29084 24284 532(план)
C:\Users\Computer\Documents\Desktop\Кашин ВИ\2024\Рис 10.jpg

Рисунок 1. Показатели оснащения некоторыми видами сельскохозяйственной техники российского АПК [1–4]

Отметим, что объем производства продукции всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения) в 2023 году составил 99,7% по сравнению с 2022 годом. За январь –  февраль 2024 года – 100,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [7]. Динамика валовых сборов основных сельскохозяйственных культур, по данным Росстата с 2010 по 2023 год, приведена на рисунке 2.

На конец февраля 2024 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей по расчетам составляло 17,1 млн голов (на 2,7% меньше по сравнению с соответствующей датой предыдущего года), из него коров – 7,5 млн (на 2,3% меньше), свиней – 29,0 млн (на 3,6% больше), овец и коз – 20,0 млн голов (на 3,6% меньше) [8].

В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 37,9% поголовья крупного рогатого скота, 5,7% свиней, 45,4% овец и коз (на конец февраля 2023 года – соответственно 38,3%, 6,4%, 45,4%) [7].

Рисунок 2. Валовые сборы основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий [4–7]

Запланированная бюджетная поддержка АПК и рыбохозяйственного комплекса в текущем году по пяти программам с учетом резервного финансирования достигла 558,5 млрд рублей (по состоянию на 01.03.2024 года). Планируется, что эти объемы позволят обеспечить устойчивый рост агропроизводства страны. По итогам 2023 года господдержка сельского хозяйства составила 541,0 млрд рублей [3,4]. Без повышения объемов господдержки и осуществления комплекса иных мер складывающийся на рынке диспаритет  цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию для АПК станет существенным препятствием его роста (рис. 3).

C:\Users\Computer\Documents\Desktop\Кашин ВИ\2024\Кашин-Мишустин-25-03-24\5 слайд.png

Рисунок 3. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию для АПК [3]

Заключение. Экспорт российской продукции АПК является одной из составляющих мировой продовольственной безопасности и необходимым условием роста отрасли. Негативные факторы, связанные с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, нарастающим дисбалансом в мировой экономике и изменениями логистических цепочек поставок продукции, потребуют пересмотра направлений экспорта. С учетом сложившихся тенденций в качестве приоритетных выделяются страны СНГ, Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии, а также Китай и Индия.

Российская продукция востребована на мировом рынке, и Россельхознадзор, несмотря на все препятствия, достаточно успешно ведет постоянный диалог с зарубежными партнерами, что расширяет возможности сбыта для экспортеров.

Действующие меры поддержки экспортной деятельности, включая компенсации части затрат на транспортировку продукции АПК,  демонстрируют свою эффективность даже в условиях внешних ограничений во взаимной торговле РФ с третьими странами.

В краткосрочной перспективе на мировом рынке стоимость сельскохозяйственной продукции и сырья по многим товарным группам будет продолжать снижаться или медленно повышаться, а санкционное давление и ограничительные меры по отношению к РФ – усиливаться. Это скажется на показателях внешней торговли.

Среднее значение мартовского индекса цен от Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) по сравнению с февралем 2024 года выросло на 1,1%, это случилось впервые за последние 7 месяцев. Основная причина – изменение цен на растительные масла. Общий тренд на понижение, начавшийся с пика марта 2022 года (160,3), пока не переломлен (табл. 2). В марте значение индекса несколько выросло – до 118,3, но оказалось все еще на 9,9 пункта (7,7%) ниже соответствующего показателя прошлого года.

Таблица 2. Индекс продовольственных цен ФАО [9]

Тип продуктаИндекс март 2024 годаИзменение к февралю 2024 года, %Изменение к марту 2023 года, %
Зерновые110,8-2,6-20,0
Растительные масла130,6+8,0— 0,9
Молочная продукция124,2+2,9-8,2
Мясо113,0+1,7-1,5
Сахар133,1-5,4+4,8

Следует учитывать, что для производства продукции АПК используется также значительная доля импортной техники, оборудования, комплектующих, семян, инкубационных яиц, ветеринарных препаратов, кормов и кормовых добавок, технологий, цифровых решений и так далее. 

В Проекте стратегии справедливо указано, что развитие АПК напрямую связано с качеством и уровнем жизни населения сельских территорий и сельских агломераций, их демографическим и экономическим потенциалом. Государственная политика в среднесрочной и долгосрочной перспективе должна быть направлена на их повышение за счет реализации мероприятий по созданию новых субъектов малого и среднего предпринимательства, улучшению жилищных условий, доступности услуг на базе объектов социальной инфраструктуры, развитию инженерной инфраструктуры, связи и телекоммуникаций, цифровых сервисов, объектов торговли, обеспечивающих физическую доступность продовольственных и бытовых товаров, транспортной связности. На 2024 год на селе, по данным Минсельхоза РФ, существует дефицит рабочей силы от 60 до 200 тыс. человек.

Недостаток трудовых ресурсов и высокая их стоимость всегда вынуждают проводить модернизацию. Станет ли это причиной внедрения инноваций, смены технологий и роста производительности труда в АПК в условиях санкций и контрсанкций, недостатка инвестиционных ресурсов, трудностей с технологическим трансфертом на фоне низких темпов роста отрасли и так далее?

В действующей редакции Стратегии (от 23.11.2023) до 2030 года, даже в целевом сценарии, заложены негативные тенденции: снижение доли сельского населения в общей численности населения РФ до 25,0%, соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств  – 70%, доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах – 54% и прочее. В Проекте распоряжения они уменьшены до 23,6%, 65,3% и 42% соответственно.

Наличие человеческого капитала – трудовых ресурсов должного качества и квалификации, способных освоить новые инновационные агротехнологии, –  первоочередное условие устойчивого развития АПК.

В Проекте распоряжения специально подчеркнуто, что перечень целевых показателей реализации обновляемой Стратегии может уточняться по результатам мониторинга ее выполнения.

Финансовое обеспечение Стратегии предусмотрено в рамках бюджетного финансирования на поддержку сельского и рыбного хозяйства. Его объемы могут быть скорректированы в ходе формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, а также иных решений Правительства РФ. Среднесрочное планирование сопровождается оперативным решением возникающих вопросов для поддержания текущего приемлемого состояния отрасли c учетом новых геоэкономических условий.

Библиографический список

1. Кашин В. И. Отечественной продукции – зеленый свет! / Доклад председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В. И. Кашина на пленарном заседании Первой международной выставки технологий для производства и переработки картофеля и овощей, 29.01.2024. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://komitet-agro.duma.gov.ru/novosti/c6de7747-0e34-42bd-bd26-aee56cd37dbb.

pdf.

2. Кашин В. И. Правда – наш успех. / Доклад «Ключевые задачи в обеспечении лидерства России на мировом аграрном рынке» на Международной выставке-форуме «Россия». 16.02.2024. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://komitet-agro.duma.gov.ru/novosti/4d79cfc5-83b3-4364-92c5-d4399c6eec93. 

3. Кашин В. И. Выступление на встрече с председателем Правительства Российской Федерации М. В. Мишустиным. 25.03.2024. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://komitet-agro.duma.gov.ru/novosti/20e0cdbc-4e81-430d-b46d-4e4b2e75f59e.

4. Материалы парламентских слушаний по теме «Законодательное обеспечение повышения доходности и рентабельности сельскохозяйственного производства». Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам. 06.12.2023. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://komitet-agro.duma.gov.ru/novosti/fda1c31e-00f2-477c-9820-dba476de0fb5.

5. Предварительные итоги работы отрасли растениеводства за 2023 год и задачи на 2024 год // Всероссийское агрономическое совещание, 31.01.2024. – М.: Минсельхоз РФ. –  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/d9d/a0l0v1a01adi887nk0nu873k6l2wyyri.

6. Сельское хозяйство в России. 2023: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2023. – 103 c.

7. Социально-экономическое положение России. Январь – декабрь 2023 года. Выпуск 12. – М.: Росстат, 2024. – 360 с.

8. Социально-экономическое положение России. Январь – февраль 2024 года. Выпуск 2. – М.: Росстат, 2024. – 313 с.

9. ФАО. Положение с продовольствием в мире. Индекс продовольственных цен ФАО за март 2024 года. 05.04.2024. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fao.org/worldfoodsituation/foodpricesindex/ru/.

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее