Экспертная группа компании «Интерагро»
Картофель – удивительное растение, которое находит применение не только в пищевой сфере, но также в переработке нефтепродуктов, производстве текстиля и создании медицинских препаратов. Эта многоцелевая культура имеет высокий экспортный потенциал, что делает ее востребованной на мировом рынке.
Картофельный крахмал – продукт, который Россия производит в меньшем количестве, чем потребляет. Заводы ежегодно выпускают около 11 тысяч тонн крахмала, в то время как внутренний рынок нуждается примерно в 30–32 тысячах тонн. Так почему при таких актуальных показателях еще никто не построил у себя крахмальный завод с высокими мощностями и не завладел большей частью российского рынка? Давайте разбираться.
История крахмала в России
Производство картофельного крахмала в промышленных масштабах начало развиваться в России в конце XIX века. Картошку тогда терли целыми деревнями, чтобы получить этот ценный продукт. В среднем артели производили около 25 тонн крахмала в год. В начале XX века их насчитывалось более тысячи. Большая часть продукции закупалась текстильными фабриками Морозова и Мамонтова. К 30-м годам прошлого века были построены крупные заводы по производству крахмала.
Профильным направлением производство картофельного крахмала в России сегодня является всего для нескольких предприятий: ОАО «Порецкий крахмал», ООО «Чувашъенкрахмал» (Республика Чувашия), ООО «Мглинский крахмальный завод» (Брянская обл.), Плещеевский крахмальный завод (Орловская обл.), Сырятинский крахмальный завод (Нижегородская обл.), СПК «Удача» (Пензенская обл.).
Пензенский завод по производству крахмала СПК «Удача» из сырья агрофирмы «Раздолье» был запущен в 2019 году. Выбранная стратегия соответствует европейскому подходу к организации подобного бизнеса, где фермеры сами заинтересованы в переработке картофеля и являются акционерами завода.
Лидером отрасли в России является ООО «Мглинский крахмал», который в целях увеличения объемов производства в 2017 году провел реконструкцию предприятия на общую сумму 30,5 млн рублей. За счет этих средств было закуплено и установлено шведское оборудование для переработки картофеля на крахмал, линия для переработки и сортировки картофеля, флотационная установка для очистительных сооружений. Они сделали ставку на технологии.
Если сравнивать производство крахмала с нашими соседями, страной, где картофель – это бренд, то Белоруссия успела еще в доковидные и досанкционные времена заменить большую часть оборудования на своих заводах на европейское.
Проблемы в сфере производства картофельного крахмала в обеих странах схожи: заводы функционируют сезонно, в течение 4–5 месяцев в году, после чего им приходится останавливаться. Тем не менее содержание персонала и поддержание инфраструктуры требуется на протяжении всего года. Чтобы обеспечить полный цикл производства, необходимо оснастить предприятия линиями по выпуску модифицированных крахмалов, как это практикуется в мире. Нужно привлекать новые инвестиции, но в Белоруссии этот процесс затруднен, поскольку большинство предприятий там государственные и возможности для привлечения частных инвестиций ограничены.
Экологизация производства
Экология – один из ведущих факторов при построении современного бизнеса. В СМИ можно встретить скандалы с участием производителей крахмала. Например, в 2022 году нижегородские СМИ облетела следующая новость: «Крахмальные реки, пенные берега и не сказочная ситуации с экологией в Починках… В реке не было рыб, только водоросли в слизи, а на поверхности кружили светлые хлопья. Недалеко торчал слив от Сырятинского крахмального завода». В начале этого года разгорелся экологический скандал в Липецке: «Ужасный отравляющий запах крахмального завода. У нас как будто специально травят людей ночью. Дышать невозможно. Запах проникает даже сквозь пластиковые окна. До каких же пор будет этот беспредел?». В итоге предприятие было оштрафовано.
На заводах крахмало-паточной промышленности образуются сточные воды с высоким уровнем органических загрязнений. Использование в процессе производства картофельного крахмала консервантов SO₂ или H₂SO₃, а также воздействие веществ, присутствующих в самом картофеле, приводят к появлению минеральных загрязнений в стоках. Кроме того, в сточных водах содержится значительное количество крахмала.
Известно, что стоки крахмало-паточных предприятий, благодаря высокому содержанию ценных питательных веществ, применяются в производстве кормов для животных, а также в качестве жидких органических удобрений на полях орошения после предварительной очистки на локальных очистных сооружениях.
На корм для животных отправляется именно картофельная мезга, которая представляет собой остаток растертого картофеля после извлечения крахмала. Крахмал из картофеля извлекают с помощью воды, поэтому влажность свежей мезги около 90%.
При больших объемах производства необходимо учитывать все эти показатели и заранее сделать упор на безотходную технологию переработки.
«Крахмальная» экономика
Показатели производства крахмала год от года медленно, но растут, хотя этого количества по-прежнему недостаточно для внутреннего рынка: по разным подсчетам, потребности российских предприятий покрываются всего на 30–50%. До 2022 года значительная часть картофельного крахмала закупалась за рубежом. Он традиционно занимал наибольшую долю импорта в сравнении с кукурузным и пшеничным. В основном поступал в Россию из Дании, Республики Беларусь, Германии, Франции и Польши.
Для России увеличение производства столового картофеля не является оптимальным путем. В настоящее время мы производим больше, чем сможем потребить. Однако развитие картофельной отрасли в стране возможно через расширение мощностей по переработке и производству определенных сортов картофеля. Несмотря на появление новых проектов по выпуску фри, чипсов, крахмала и другой продукции, до сих пор перерабатывают лишь 6% общего объема картофеля.
Крахмал производят на крупных специализированных предприятиях, небольших заводах и даже в мелких цехах. В качестве сырья можно использовать как обычный продовольственный картофель, так и мелкий, который, как правило, отбраковывается.
Решение проблемы должно быть комплексным и начинаться с выращивания сырья соответствующего качества. После введения санкций и появления сложностей с завозом семян этот список сократился в разы. В этом отношении перспективными и доступными сортами остались, например, Солана (содержание крахмала – 13–15%), Верди (15,2–16,2%), Опал (16,7–17,5%) и другие. Для увеличения прибыльности производства, конечно, будет лучше, если содержание крахмала в картофеле достигает 15–20%. Идеальным показателем принято считать 25%.
Сразу стоит задуматься о состоянии картофельных хранилищ. Каждая хозяйка на кухне знает простое правило для получения вкусного рассыпчатого пюре: если хранить картошку в тепле, процентное содержание крахмала будет возрастать медленно, если же она лежит в холодном помещении, то крахмалистость увеличивается в разы быстрее. Картофель должен быть зрелым.
Отсюда еще одна важная особенность – бизнес по переработке картофеля и производству крахмала носит сезонный характер. Из-за потери значительной части крахмала при хранении во время сезона, который длится с сентября по май, сырье перерабатывается только в течение 250–300 дней. Однако для достижения лучшего качества крахмала рекомендуется перерабатывать картофель на протяжении всего периода вегетации, составляющего 200 дней. Уже с апреля (или раньше в некоторых регионах) потери крахмала значительно увеличиваются.
Картофельный крахмал на полках магазина
Заходим в «ЯндексМаркет» и смотрим цены на фасованный продукт:
Крахмал картофельный «С. Пудовъ» (г. Таганрог), 1 кг – 209 руб.
Крахмал Garnec картофельный без глютена (г. Владимир), 400 г – 147 руб.
Крахмал «Просто картофельный» (бренд сети «Перекресток»), 200 г – 70 руб.
Крахмал картофельный «Картошечка» (г. Санкт-Петербург), 400 г – 174 руб.
Крахмал картофельный «Роспланта» (г. Санкт-Петербург), ГОСТ, 1 кг – 250 руб.
Упрощая формулу, получаем примерно такие цифры: при производстве 1 кг крахмала требуется 10 кг картофеля (если речь идет о технических сортах, соотношение может быть в разы меньше). Если вы закупаете картофель для своего крахмального завода по 4 рубля за 1 кг (речь идет о тех избытках, которые не идут в продажу, например, не соответствуют размеру), то получается, что стоимость 10 кг картофеля составит 40 рублей. А в магазине упакованный крахмал продается в среднем за 200 руб./кг.
Стратегия сбыта
Переработка картофеля – перспективное направление экспорта. Например, крахмал является одним из наиболее важных ингредиентов китайской кухни. Рынок Китая достаточно быстро растет в плане потребления картофеля и продуктов его переработки. Недостатка картофеля в Китае сейчас нет, но из-за того, что правительство делает ставку на зерно и масличные культуры, количество плодородной земли под картофель ежегодно сокращается. Например, часть китайских фермеров в прошлом году перестали выращивать картофель и отдали приоритет сое. По данным экспертов, рынок импорта пищевого крахмала в Китай в последние годы переживает бум из-за того, что качество и цена иностранной продукции часто превосходят китайские аналоги.
Так почему бы Китаю не выбрать наш качественный крахмал? Но для этого российский крахмальный бизнес должен быть технологичным и иметь рентабельную сырьевую базу.
В современных реалиях первый вопрос поможет решить китайская техника. Основываясь на опыте европейских коллег, Китай создал несколько заводов для крахмального производства под ключ. В КНР не только взяли за основу лучшие разработки шведов, голландцев и датчан, но и улучшили их, сделав ставку на экономичность, снижение затрат на энергоресурсы и рабочую силу.
Будущее – за переработкой
В отечественной картофельной индустрии все чаще говорят о необходимости строительства нового завода больших мощностей по производству крахмала. Согласно оценкам экспертов, достаточно запустить одно крупное производство, которое сможет устранить ежегодный дефицит крахмала, составляющий в среднем 50–60%. Таким образом, это обеспечит продовольственную безопасность России и предоставит дополнительный инструмент для контроля цен на картофель. При избытке урожая вместо снижения цен можно будет перерабатывать излишки и получать выгоду от продажи картофельного крахмала. Это станет мощным рычагом воздействия для крупных агрохолдингов, которые являются наиболее заинтересованной стороной. Стоит признать, что будущее крахмальной отрасли – именно за «картофельными королями» (их в нашей стране не более двух десятков). Более мелкие фермерские хозяйства, которые могут по европейской модели создать коллективное производство для переработки картофеля в крахмал, тоже способны внести свой вклад в развитие отрасли. Наличие таких производственных мощностей будет давать уверенность фермерам, ведь излишки продукции всегда можно переработать.