Дмитрий Любимов: «Алмаз» – стабильный поставщик, и для аграриев это важнее прочих аргументов»
Опубликовано:

В 2023 году заводы «Алмаз» произвели более 2600 единиц техники и 8 миллионов запасных частей, заняв лидирующие позиции в России по этим показателям. Компания находится на первом месте по продажам чизельных плугов и глубокорыхлителей. О продукции предприятий и их работе в 2024 году рассказал генеральный директор торгового дома «Алмаз» Дмитрий Любимов.

Можно ли уже подвести предварительные экономические итоги первого полугодия 2024 года? С чем пришлось столкнуться производителям сельхозтехники?

– Прежде всего, рынок сегодня работает в условиях падения цен на зерно и сокращения экспорта. Соответственно, у фермеров сейчас нет средств на приобретение новой техники. И даже в Ставропольском и Краснодарском краях, где цена и урожай хорошие, они не чувствуют уверенности в завтрашнем дне и не спешат делать покупки. Это отразилось и на экономических показателях, которые пока скромнее, чем в 2023 году: поставки техники дилерам снизились на 10–12%, запчастей – на 7–10%. 

Посылает ли рынок какие-то позитивные сигналы?

– Мы видим развитие политических отношений с несколькими странами Восточной Азии, арабского мира. Для фермеров это означает открытие экспортных рынков, в первую очередь зерна. В условиях, когда мы добились высоких урожаев, но сами все потребить не можем, – это отличная возможность развивать производство.

Является ли для «Алмаза» проблемой приход на рынок большого количества техники из Китая?

Не назвал бы это проблемой, скорее потенциальной угрозой. Пока не было случаев, чтобы наши клиенты переходили на китайскую технику. 

А если говорить о поставке запасных частей?

– Запчасти для сельхозмашин в основном завозятся из Турции, Ирана и Китая в том числе. Проблема для потребителя состоит в том, что идентифицировать такую продукцию достаточно сложно, а сама она в разных партиях сильно отличается по качеству. И это наше конкурентное преимущество: «Алмаз» – стабильный поставщик, а для аграриев в разгар сезона это гораздо важнее прочих аргументов.

В каких направлениях планирует дальше развиваться ваша компания?

– У нас два основных направления: производство запчастей (с этого начинали в 90-е годы) и непосредственно техники. Каждое из них существует и развивается самостоятельно. Для замены импортных запчастей, прежде активно поставлявшихся в Россию, мы осваиваем новую продукцию –  диски, лапы. Сегодня их в Россию привозят из-за границы, но эти поставки нестабильны.

Как вы решаете, какие запчасти производить?

– Деталей много, и специалисты компании смотрят весь их спектр, чтобы понять, что можно быстро адаптировать под нашу технологию. У нас есть техническая возможность взять образец, разрезать его и проанализировать. Затем, изучив полностью состав стали и использованные при изготовлении детали технологии, воспроизводим их на практике. По сравнению с импортными аналогами наша продукция на 20–30% дешевле. По износостойкости мы вписываемся в те же параметры, что и зарубежные детали, а в некоторых случаях и превосходим их.

Помимо запчастей, вы активно занимаетесь прицепной техникой. Насколько успешно это направление?

– Мы входим в тройку крупнейших российских производителей основной прицепной техники: плугов, борон, культиваторов. Также регулярно представляем новинки: борону «Звезда», плуги FINIST и PERESVET, линейку культиваторов КСУ. При этом изучаем и другие сегменты техники, но пока не готовы говорить о расширении. На форуме «День сибирского поля» мы показали пневматическую сеялку точного высева «АЛМАЗ», предназначенную для семян кукурузы и подсолнечника с одновременным внесением минеральных удобрений и прикатыванием почвы в рядках. Это совместный проект с турецким производителем. 

Пока этой сеялки еще нет в продаже?

– В продаже была пробная партия. Естественно, выявились определенные недостатки. Почвы отличаются от страны к стране, как и объем работ, которые этот агрегат выполняет. Мы вместе с нашим турецким партнером все это учитываем, испытываем, дорабатываем сеялку под наши условия и будем заниматься локализацией ее производства.

Компания развивает технопарки в Рубцовске и Барнауле. На какой стадии реализации находятся эти проекты?

– В прошлом году мы открыли технопарк в Рубцовске, для него продолжается закупка оборудования. Там происходит планерная резка и обработка, а также работает сборочное производство. Технопарк в Барнауле построен, его запуск запланирован на конец 2024 года. На го территории разместится новая покрасочная линия для запчастей. Соответственно, улучшится их визуальное восприятие. В части производства оборудования мы идем по пути масштабной роботизации и сокращения доли ручного труда. Это поможет преодолеть кадровый голод, который мы, как и многие, ощущаем.

Как строится сегодня кадровая работа предприятия?

– Понимая, что проблема с кадрами существует и никуда не уйдет, мы постоянно следим за уровнем зарплаты на других предприятиях и поддерживаем ее на рыночном уровне. Помимо этого создаем комфортную обстановку для сотрудников. Есть свой медицинский кабинет, а обследования в рамках регулярной и дополнительной диспансеризации можно пройти прямо на заводе. Также уделяем пристальное внимание обучению новых кадров. Некоторых студентов местных вузов ведем, начиная со второго курса. Например, в конструкторском отделе и у технологов на производстве всегда есть 2–3 практиканта.

Что предшествует появлению технических новинок?

– Мы анализируем показатели продаж, выслушиваем мнения дилеров и пожелания клиентов. Оцениваем рынок конкурентов, и если видим, что для нас есть какая-то ниша в рамках наших компетенций, тут же подключаются конструкторы, чтобы понять, насколько оперативно мы можем взять тот или иной проект в работу и воплотить на практике.

Сильно ли изменились запросы клиентов за последнее время?

– Кроме цены, российские аграрии обращают внимание, прежде всего, на эффективность и надежность работы приобретаемых сельхозмашин и оборудования. Высокую планку задали европейские бренды, имеющие огромный опыт создания передовой техники и технологий. Когда они ушли, рынок не был к этому готов, и всем его участникам пришлось в сжатые сроки перестраиваться. Сегодня нам необходимо делать много быстрых шагов, чтобы приблизиться к тому уровню качества, к которому привыкли фермеры. Подстроиться под запросы рынка – это как довести «Ниву» до уровня «Мерседеса»: уже немало сделано, но всегда есть к чему стремиться. 

Где больше всего продается техники?

– У заводов «Алмаз» широкая дилерская сеть, но тут принцип простой: чем ближе к Барнаулу, тем лучше. По Алтайскому краю мы работаем сами, и наша рыночная доля здесь выше. В Сибирском федеральном округе мы тоже себя уверенно чувствуем. Однако чем дальше от Барнаула, тем активнее против нас работают конкуренты, логистика. В Краснодарском крае и Ростовской области есть свои производители, которые напрямую могут продавать фермерам, сокращая цепочку поставок.

Помимо Казахстана, идет ли продукция на экспорт в другие страны?

– Мы отправляем ее также в Узбекистан и Монголию, некоторые страны СНГ. Ряд орудий для работы с тяжелыми почвами поставляем в Белоруссию, но расширению экспорта препятствует дорогая логистика из-за большого расстояния. 

Вы довольны уровнем господдержки в отрасли?

– Наверное, никто и нигде не скажет, что поддержки из бюджета достаточно и средств с избытком хватает на всех. Намного сильнее на отрасль влияет нестабильность правил. Почти до конца года никто не знает, что будет в следующем в плане господдержки. Поэтому производители сельхозтехники, как и фермеры, находятся в состоянии неопределенности: то ли подсократиться, то ли развиваться. Если бы бюджет прописывался не на один год, а на три, было бы гораздо лучше. Господдержка нужна не потому, что мы не умеем работать, а для уравновешивания сил в конкуренции с иностранными производителями, где действуют свои меры поддержки, начиная от процентных ставок и заканчивая логистикой.

Есть ли какие-то экономические цели на 2025 год?

– Мы остаемся оптимистами, поэтому рассчитываем, что спрос начнет восстанавливаться, цены на зерно – увеличиваться и рост, пусть и в небольших процентах, обязательно будет. У техники «Алмаз» есть неоспоримые конкурентные преимущества стабильность поставок и качество, над повышением которого трудятся высококвалифицированные профессионалы. 

Беседу вел Вячеслав Рябых

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее