В 2023 году заводы «Алмаз» произвели более 2600 единиц техники и 8 миллионов запасных частей, заняв лидирующие позиции в России по этим показателям. Компания находится на первом месте по продажам чизельных плугов и глубокорыхлителей. О продукции предприятий и их работе в 2024 году рассказал генеральный директор торгового дома «Алмаз» Дмитрий Любимов.
– Можно ли уже подвести предварительные экономические итоги первого полугодия 2024 года? С чем пришлось столкнуться производителям сельхозтехники?
– Прежде всего, рынок сегодня работает в условиях падения цен на зерно и сокращения экспорта. Соответственно, у фермеров сейчас нет средств на приобретение новой техники. И даже в Ставропольском и Краснодарском краях, где цена и урожай хорошие, они не чувствуют уверенности в завтрашнем дне и не спешат делать покупки. Это отразилось и на экономических показателях, которые пока скромнее, чем в 2023 году: поставки техники дилерам снизились на 10–12%, запчастей – на 7–10%.
– Посылает ли рынок какие-то позитивные сигналы?
– Мы видим развитие политических отношений с несколькими странами Восточной Азии, арабского мира. Для фермеров это означает открытие экспортных рынков, в первую очередь зерна. В условиях, когда мы добились высоких урожаев, но сами все потребить не можем, – это отличная возможность развивать производство.
– Является ли для «Алмаза» проблемой приход на рынок большого количества техники из Китая?
– Не назвал бы это проблемой, скорее потенциальной угрозой. Пока не было случаев, чтобы наши клиенты переходили на китайскую технику.
– А если говорить о поставке запасных частей?
– Запчасти для сельхозмашин в основном завозятся из Турции, Ирана и Китая в том числе. Проблема для потребителя состоит в том, что идентифицировать такую продукцию достаточно сложно, а сама она в разных партиях сильно отличается по качеству. И это наше конкурентное преимущество: «Алмаз» – стабильный поставщик, а для аграриев в разгар сезона это гораздо важнее прочих аргументов.
– В каких направлениях планирует дальше развиваться ваша компания?
– У нас два основных направления: производство запчастей (с этого начинали в 90-е годы) и непосредственно техники. Каждое из них существует и развивается самостоятельно. Для замены импортных запчастей, прежде активно поставлявшихся в Россию, мы осваиваем новую продукцию – диски, лапы. Сегодня их в Россию привозят из-за границы, но эти поставки нестабильны.
– Как вы решаете, какие запчасти производить?
– Деталей много, и специалисты компании смотрят весь их спектр, чтобы понять, что можно быстро адаптировать под нашу технологию. У нас есть техническая возможность взять образец, разрезать его и проанализировать. Затем, изучив полностью состав стали и использованные при изготовлении детали технологии, воспроизводим их на практике. По сравнению с импортными аналогами наша продукция на 20–30% дешевле. По износостойкости мы вписываемся в те же параметры, что и зарубежные детали, а в некоторых случаях и превосходим их.
– Помимо запчастей, вы активно занимаетесь прицепной техникой. Насколько успешно это направление?
– Мы входим в тройку крупнейших российских производителей основной прицепной техники: плугов, борон, культиваторов. Также регулярно представляем новинки: борону «Звезда», плуги FINIST и PERESVET, линейку культиваторов КСУ. При этом изучаем и другие сегменты техники, но пока не готовы говорить о расширении. На форуме «День сибирского поля» мы показали пневматическую сеялку точного высева «АЛМАЗ», предназначенную для семян кукурузы и подсолнечника с одновременным внесением минеральных удобрений и прикатыванием почвы в рядках. Это совместный проект с турецким производителем.
– Пока этой сеялки еще нет в продаже?
– В продаже была пробная партия. Естественно, выявились определенные недостатки. Почвы отличаются от страны к стране, как и объем работ, которые этот агрегат выполняет. Мы вместе с нашим турецким партнером все это учитываем, испытываем, дорабатываем сеялку под наши условия и будем заниматься локализацией ее производства.
– Компания развивает технопарки в Рубцовске и Барнауле. На какой стадии реализации находятся эти проекты?
– В прошлом году мы открыли технопарк в Рубцовске, для него продолжается закупка оборудования. Там происходит планерная резка и обработка, а также работает сборочное производство. Технопарк в Барнауле построен, его запуск запланирован на конец 2024 года. На го территории разместится новая покрасочная линия для запчастей. Соответственно, улучшится их визуальное восприятие. В части производства оборудования мы идем по пути масштабной роботизации и сокращения доли ручного труда. Это поможет преодолеть кадровый голод, который мы, как и многие, ощущаем.
– Как строится сегодня кадровая работа предприятия?
– Понимая, что проблема с кадрами существует и никуда не уйдет, мы постоянно следим за уровнем зарплаты на других предприятиях и поддерживаем ее на рыночном уровне. Помимо этого создаем комфортную обстановку для сотрудников. Есть свой медицинский кабинет, а обследования в рамках регулярной и дополнительной диспансеризации можно пройти прямо на заводе. Также уделяем пристальное внимание обучению новых кадров. Некоторых студентов местных вузов ведем, начиная со второго курса. Например, в конструкторском отделе и у технологов на производстве всегда есть 2–3 практиканта.
– Что предшествует появлению технических новинок?
– Мы анализируем показатели продаж, выслушиваем мнения дилеров и пожелания клиентов. Оцениваем рынок конкурентов, и если видим, что для нас есть какая-то ниша в рамках наших компетенций, тут же подключаются конструкторы, чтобы понять, насколько оперативно мы можем взять тот или иной проект в работу и воплотить на практике.
– Сильно ли изменились запросы клиентов за последнее время?
– Кроме цены, российские аграрии обращают внимание, прежде всего, на эффективность и надежность работы приобретаемых сельхозмашин и оборудования. Высокую планку задали европейские бренды, имеющие огромный опыт создания передовой техники и технологий. Когда они ушли, рынок не был к этому готов, и всем его участникам пришлось в сжатые сроки перестраиваться. Сегодня нам необходимо делать много быстрых шагов, чтобы приблизиться к тому уровню качества, к которому привыкли фермеры. Подстроиться под запросы рынка – это как довести «Ниву» до уровня «Мерседеса»: уже немало сделано, но всегда есть к чему стремиться.
– Где больше всего продается техники?
– У заводов «Алмаз» широкая дилерская сеть, но тут принцип простой: чем ближе к Барнаулу, тем лучше. По Алтайскому краю мы работаем сами, и наша рыночная доля здесь выше. В Сибирском федеральном округе мы тоже себя уверенно чувствуем. Однако чем дальше от Барнаула, тем активнее против нас работают конкуренты, логистика. В Краснодарском крае и Ростовской области есть свои производители, которые напрямую могут продавать фермерам, сокращая цепочку поставок.
– Помимо Казахстана, идет ли продукция на экспорт в другие страны?
– Мы отправляем ее также в Узбекистан и Монголию, некоторые страны СНГ. Ряд орудий для работы с тяжелыми почвами поставляем в Белоруссию, но расширению экспорта препятствует дорогая логистика из-за большого расстояния.
– Вы довольны уровнем господдержки в отрасли?
– Наверное, никто и нигде не скажет, что поддержки из бюджета достаточно и средств с избытком хватает на всех. Намного сильнее на отрасль влияет нестабильность правил. Почти до конца года никто не знает, что будет в следующем в плане господдержки. Поэтому производители сельхозтехники, как и фермеры, находятся в состоянии неопределенности: то ли подсократиться, то ли развиваться. Если бы бюджет прописывался не на один год, а на три, было бы гораздо лучше. Господдержка нужна не потому, что мы не умеем работать, а для уравновешивания сил в конкуренции с иностранными производителями, где действуют свои меры поддержки, начиная от процентных ставок и заканчивая логистикой.
– Есть ли какие-то экономические цели на 2025 год?
– Мы остаемся оптимистами, поэтому рассчитываем, что спрос начнет восстанавливаться, цены на зерно – увеличиваться и рост, пусть и в небольших процентах, обязательно будет. У техники «Алмаз» есть неоспоримые конкурентные преимущества – стабильность поставок и качество, над повышением которого трудятся высококвалифицированные профессионалы.
Беседу вел Вячеслав Рябых