В феврале в Москве состоялась международная бизнес-конференция «Элеваторы России – 2024». Ее участники обсудили перспективы развития отрасли, а также возможности проектирования, строительства и технического оснащения предприятий по хранению зерна.
Открывая конференцию, президент Международной промышленной академии Вячеслав Бутковский отметил, что элеваторам на нынешнем этапе необходимы глубокая реконструкция и техническое перевооружение, отвечающее требованиям уже не сегодняшнего, а завтрашнего дня.
«Мы все уверены: Россия всегда была, есть и будет великой зерновой державой», – заявил он и пожелал участникам конференции успехов в деле обеспечения продовольственной безопасности страны.
От поля до терминала
Заместитель директора департамента регулирования рынков АПК ведомства Ольга Полозюкова назвала главные проблемы отрасли элеваторов: недостаточные мощности по приемке и отгрузке зерна, а также отсутствие у некоторых предприятий развитой железнодорожной инфраструктуры.
Она подчеркнула, что это особенно важно для удаленных регионов. В Сибири, например, единственным способом доставки до основных портов Российской Федерации является железная дорога. И элеваторы, которые не обладают мощностями по отгрузке отправительскими маршрутами, вынуждены наполнять по 10–15 вагонов у себя, далее перевозить их до путей общего пользования и формировать уже общие партии в местах перегрузки. Это удлиняет сроки доставки до конечных потребителей и экспортных терминалов, увеличивает ее стоимость.
Поэтому, по мнению чиновника, сегодня необходимы современные элеваторы, полностью обеспеченные собственной инфраструктурой.
«В настоящее время на рынке эту тенденцию понимают. И в последние годы мы видим, что выстраивается единая логистика от поля до терминала. Участники рынка не просто строят элеваторы с железнодорожными отгрузками, но и пополняют свой подвижной состав, а некоторые могут позволить себе выстраивать еще и терминалы», – добавила Полозюкова.
В то же время, по ее словам, остро стоит задача не только поддержания темпов производства зерна, но и его сохранности.
«Согласно данным, которые предоставляют нам регионы в системе мониторинга продовольственной безопасности, текущие мощности составляют более 166 млн тонн. С учетом валового производства и потребления в каждом регионе и запасов для обеспечения внутреннего потребления профицит мощностей оценивается более чем в 23% от необходимого», – пояснила Полозюкова.
Она напомнила, что Минсельхоз России разработал меры государственной поддержки в виде льготных инвестиционных кредитов.
Кто получит господдержку?
«У нас есть общероссийская программа льготного инвестиционного кредитования для внутреннего потребления, предусмотрена возможность строительства, модернизации, реконструкции и технического перевооружения элеваторов, что позволяет в том числе приобрести необходимое оборудование для подработки, перевалки и переработки зерновых и масличных культур», – отметила Полозюкова.
Заместитель начальника отдела машиностроения для пищевых и перерабатывающих производств Минпромторга России Алена Николаева рассказала об оснащении зернохранилищ современным оборудованием, технологиями и господдержке.
«В целях создания новых видов оборудования Минпромторгом реализуется мера поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), которая позволяет компенсировать производителям до 70% затрат на научно-исследовательские работы. Также с 2022 года у нас запущен новый механизм компенсации затрат на НИОКР, уплату лизинговых платежей и приобретение технологического оборудования для производства продукции. Кроме того, как правило, покупателям интересно приобретать оборудование на льготных условиях», – пояснила чиновник.
Одно из обязательных условий участия в данной программе – наличие у производителя продукции подтверждения заключения о производстве на территории РФ. Ключевым механизмом поддержки является постановление № 823, которое позволяет приобретать оборудование со скидкой до 15%. Федеральным бюджетом в прошлом году на это было предусмотрено 1 млрд рублей, 300 тысяч выделено из резервного фонда.
Минпромторгом России также реализуется программа льготного лизинга специализированной техники, в том числе оборудования для мукомольно-крупяной промышленности и сельхозтехники согласно постановлению № 811.
«Механизм данного постановления – приобретение техники и оборудования со скидкой порядка 10% от стоимости техники при уплате авансового платежа. Кроме того, в 2023 году внесены изменения в программу льготного лизинга Росагролизинга по постановлению № 1135. Согласно изменениям, стало возможным приобретать пищевое оборудование по льготным программам Росагролизинга», – отметила Алена Николаева.
Также в целях повышения эффективности взаимодействия поставщиков и потребителей создан сервис «Импортозамещение», с помощью которого можно найти товары как российских производителей, так и зарубежных.
Рекорды и перспективы
Генеральный директор АНО «Евразийская Агрологистика» Алевтина Кириллова рассказала об оценках состояния жжелезнодорожных перевозок зерна в России, перспективах развития и открытия новых МТК и логистики в свете реализации транспортной стратегии РФ до 2030 года.
«Завершившийся сельхозгод ознаменовался рекордными объемами экспорта российского зерна – 60 млн тонн, по данным Минсельхоза России», – проинформировала она. Казахстан за прошлый год нарастил экспорт зерна на 24%, за январь – октябрь им поставлено на внешние рынки более 3 млн тонн пшеницы и меслина. В настоящее время география аграрного экспорта ЕАЭС охватывает более 55 стран. Для поставок зерновых наиболее перспективны рынки Китая, Иордании, ОАЭ, Марокко, Туниса, Турции и другие.
На первом месте Египет (11,9 млн тонн, или 22,5% от всего объема экспорта), на втором – Турция (10,2 млн тонн, или 19,3%). Из России поставки в Алжир выросли почти в 6 раз, до 3,26 млн тонн; в Саудовскую Аравию – в 3,2 раза, до 3,14 млн тонн. В прошлом году по железнодорожной сети было перевезено 32,8 млн тонн зерна. Это на 37% выше показателя предыдущего года и рекордное значение за 20 лет существования ОАО «РЖД». Более двух третей перевезенного по железным дорогам зерна – 23,6 млн тонн – отправлялось на экспорт, причем основная часть этого объема (14,6 млн тонн) – через морские терминалы.
В сравнении с 2022 годом указанные объемы отгрузки выросли в 1,9 раза.
Для поддержания цен принято решение расширить парк вагонов-хопперов, для чего Минсельхоз России прорабатывает возможность увеличения лимита на льготное кредитование для их покупки. Компания «РЖД» и оператор «РЖД Логистика» продолжают развивать сервис по отправке грузов ускоренными контейнерными поездами по расписанию с возможностью сокращения сроков доставки зерновых с 12 до 6 суток.
А что же с качеством?
Директор ВНИИ зерна и продуктов его переработки Елена Мелешкина в своем выступлении сделала акцент на качество и безопасность при хранении зерна и зернопродуктов. В последние десятилетия вопрос дефицита емкостей для хранения решается путем строительства металлических силосов. Исследователи ВНИИЗ выяснили, что в силосах с нерегулируемыми потоками воздуха происходит произвольное перераспределение влаги и дополнительное увлажнение поверхностного слоя – это приводит к потерям до 2% зерна от общей массы.
«Обеспечить безопасную сохранность зерна на элеваторах можно только при наличии систем термометрии и активной вентиляции. Чаще всего металлические силосы строят при зерноперерабатывающих комплексах, а также при крупных зерновых хозяйствах, предпочитая не сдавать сразу зерно на элеваторы, оставляя в своих хозяйствах и ожидая выгодную ценовую политику. В результате при сохранении количества качество зерна, заложенного как 3-й или 4-й класс, может существенно снизиться», – предостерегла эксперт.
Больше всего вопросов от предприятий по изменению качества зерна в процессе хранения возникает летом, при закладке зерновых. Установлено, что после дозревания зерна процессы, влияющие на его качество, продолжаются, однако их направленность меняется со знака плюс на минус.
«В течение одного месяца хранения вследствие процессов послеуборочного дозревания качество зерна обычно улучшается за счет увеличения содержания клейковины, однако при дальнейшем хранении происходит его снижение. При этом скорость снижения при одной и той же температуре у каждой партии зерна своя, практически постоянная на протяжении всего периода хранения», – заявила эксперт.
Коммерческий директор АО «РИА» Николай Ковалев рассказал о практическом опыте эксплуатации металлических зернохранилищ.
«Что такое элеваторы? Они обеспечивают длительную сохранность зерна и сравнительно высокую степень механизации работ. К их общим недостаткам следует отнести сложность и материалоемкость конструкции, а также сложную систему движущихся механизмов, таких как роллер, транспортер для перемещения зерна и оборудование для обработки. Они зачастую требуют многочисленного технического персонала для обслуживания и потребляют много электроэнергии, имеют длительные пути и высокую скорость перемещения», – рассказал он.
В последнее время все большее распространение получают зернохранилища, состоящие из металлических силосов, которые связаны между собой поверху транспортными галереями и опираются на центральные стойки и стенки. Их основным недостатком является трудоемкость обработки зерна для обеспечения его длительной сохранности.
«Указанные зернохранилища не приспособлены для приема и обработки сырого зерна. Хранить в них можно только предварительно обработанное сухое очищенное зерно в течение ограниченного времени», – отметил эксперт.
Сколько нужно зерновозов и элеваторов?
Управляющий директор «Русагротранса» Алексей Барбариуш сообщил, что железнодорожные перевозки аграрных грузов в РФ в 2024 году могут вырасти на 5% за счет увеличения экспортных поставок и составят более 40 млн тонн.
«В 2023 году перевозки аграрных грузов по железной дороге составили более 38 млн тонн против 31 млн тонн в 2022 году. В 2024 году мы ожидаем, что объем перевозок достигнет более 40 млн тонн, в первую очередь за счет роста экспортных перевозок», – сказал Барбариуш.
При этом он указал на ухудшение ситуации с оборачиваемостью вагонов-зерновозов, в особенности на массовых направлениях экспорта российского зерна.
«Наряду с ростом грузовой базы на фоне рекордного урожая можно выделить перераспределение грузопотоков, ранее шедших в направлении стран Евросоюза на юг и восток, увеличение перевозок грузов специального назначения на южном и центральном направлениях, а также рост пассажиропотока железнодорожным транспортом в условиях закрытия части аэропортов южных регионов», – добавил Барбариуш.
Руководитель направления по внедрению ФГИС «Зерно» ФГБУ «Центр Агроаналитики» Михаил Копейкин представил анализ работы данной системы на практике и проинформировал о нововведениях в ней. Подтверждая активность пользователей ФГИС «Зерно», он сообщил что в среднем ежемесячно оформляется 220 тысяч СДИЗ на зерно и 470 тысяч СДИЗ на продукты его переработки. Докладчик рассмотрел обязанности участников системы по внесению информации, порядок их действий при работе с импортируемым и экспортируемым зерном, с продуктами переработки. Ознакомил с изменениями, которые касаются урожая 2024 года, и объяснил, в чем особенности формирования партий пшеницы и других культур. Эксперт подчеркнул, что с 17 января 2024 года функционал «Госмониторинг» остался только у организаций, которые имеют признак «Сельскохозяйственное предприятие».
Как считает заведующий кафедрой зерна и продуктов его переработки Международной промышленной академии, профессор, доктор технических наук Владимир Фейденгольд, имеющихся статистических данных недостаточно для целостного понимания ситуации с элеваторами. Профессор рассказал о методике, которая позволяет более точно рассчитать потребности в зернохранилищах и их потенциальной вместимости. Подход учитывает следующее: прогноз роста валового сбора зерна злаковых и бобовых культур, семян масличных, допуская колебание урожая по годам и регионам; соотношение культур с различным натурным весом; необходимость иметь дополнительные емкости для профилактических работ с зерном и раздельного размещения партий в зависимости от качества; переходящие остатки. Ориентировочные расчеты по приведенной методике показывают, что, например, при объеме 161 млн тонн зерна необходимо иметь 260 млн тонн зерновой емкости. Исходя из этого подсчета, к 2035 году ее дефицит может составить 80–90 млн тонн.
«Однако эти цифры не учитывают замену выбывших из эксплуатации емкостей, отгрузку зерна на экспорт, внутренние перемещения зерна по регионам и другое. Вопрос обоснования потребностей в зерновой емкости с распределением зерна по назначению требует более глубокой аналитической проработки», – заключил ученый.
Благодаря насыщенной программе конференции ее участники получили исчерпывающую информацию по основным вопросам стратегически важной отрасли, которая поможет им более взвешенно подходить к организации работы элеваторного хозяйства.