В ноябре на крупнейшей российской сельскохозяйственной выставке «ЮГАГРО» компания «Лимагрен» – один из мировых лидеров в области селекции, производства и поставок семян – провела конференцию «Производство молока: от поля до коровы». Приглашенные эксперты рассказали о трендах молочного производства и кормозаготовки и о том, какие проблемы предстоит решать российским животноводам.
Выступивший в начале конференции управляющий партнер DairyNews Михаил Мизин поделился прогнозом ситуации на мировом молочном рынке со стороны международных экспертов.
«В 2023 году производство молока в мире вырастет на 2,1% больше, чем с 2020 по 2021 год и с 2021 по 2022-й. Во многом это произойдет за счет таких регионов, как Белоруссия и Россия. У Белоруссии рост составит впечатляющие 6%, у России не менее впечатляющие 3,5%. При этом Новая Зеландия вырастет на 2,6%, а Турция – на 3,6%. Традиционные молочные регионы вырастут меньше», – заявил Михаил Мизин.
По оценке DairyNews, в течение 2023 года цена на молоко в России сильно упала. В первую очередь, это результат бурного роста молочного производства в предыдущие годы благодаря мощному притоку инвестиций.
«В 2022 году этот локомотив, который мы разогнали, наткнулся на падение потребления из-за того, что у людей снизились доходы и сократилось население, в том числе из-за оттока за рубеж. В последнее время ситуация начала выравниваться, но по-прежнему далека от оптимальной», – отметил эксперт.
Потребление молока в России с 2016 по 2022 год росло достаточно быстро. Максимум роста пришелся на 2020 и 2021 годы, когда из-за ковида закрылись границы и люди стали тратить деньги внутри страны. В 2022 году падение потребления на душу населения составило почти 23 килограмма (12%).
По оценке DairyNews, есть два сценария для молочного производства России: позитивный и негативный. При первом рост в 2024–2025 годах составит 1–1,5% и впоследствии сохранится на уровне 0,5%. Этому может поспособствовать курс рубля и хороший экспорт.
При негативном сценарии неизбежно падение производства, особенно если не удастся завоевать внешние рынки в той степени, в какой это необходимо.
Менеджер по продукту «Силосная кукуруза» ООО «Лимагрен РУ» Денис Север отметил, что некачественный силос на сегодняшний день – это часть повседневной жизни животноводов.
«Многие забывают, что качество силоса не определяется только уборкой и плохая организация силосования может испортить даже отличную кукурузу. Обидно, что люди меряются курганами и объемом силоса, но не меряются качеством. На самом деле важно его заложить так, чтобы животное затем правильно питалось», – подчеркнул эксперт.
Кукурузный силос – это полноценный рацион, который состоит из початка и листостебельной высокопереваримой части. Его «жизненный путь» можно разбить на пять фаз: подготовка к посеву, сев, уборка урожая, хранение и кормление.
«Очень важно следить за качеством силоса, так как мы за неделю заготавливаем корм на целый год», – заявил Денис Север.
Он привел шесть параметров для контроля качества силоса: сухое вещество, плотность, рH (кислотность), температура, структура и дробление зерен.
«Сегодня оптимальный показатель по сухому веществу составляет 30–35%. Допустив здесь ошибку, нельзя получить ту питательность и энергетику, которая необходима. Впоследствии ее придется исправлять концентратами», – уверен Денис Север.
Для выделения и измерения содержания сухого используются микроволновки, сушильные шкафы, рефракометры и мобильные лаборатории.
Правильно откалиброванный комбайн – это ключевой момент на этапе заготовки силоса. Оптимальная длина частиц зеленой массы – 2,5 см при нормальной влажности. Если влажность выше, то «Лимагрен» рекомендует увеличивать размер частиц до 4 см, чтобы в силосной траншее не получилась каша.
«Нельзя пренебрегать корн-крекером. Он должен быть у каждого животновода, причем правильно настроенным. Бывает, что механизаторы специально разжимают вальцы, пытаясь увеличить скорость, но при этом теряют в качестве. Также важно помнить, что у любого корн-крекера ресурс 1000 моточасов, после чего он подвергается замене», – сказал Денис Север.
Начальник племенного отдела «Альта Дженетикс Раша» Григорий Афанасьев рассказал о реализации генетического потенциала коров.
«Всегда самый главный вопрос: сколько корова даст молока, если мы ее накормим? А не получим ли мы молока больше, если применим семя того или другого быка? Наша задача – определить влияние самой генетики и отделить ее от условий, существующих в хозяйстве: уровня ветеринарной службы, кормления, общего менеджмента», – отметил эксперт.
Он пояснил, что для определения влияния генетики сравниваются дочери быка со своими сверстницами от другого отца. Все они живут приблизительно в одинаковых условиях. Соответственно, сравнив их удой, можно оценить влияние генетики.
«Но в жизни все оказывается сложнее. Отелы и осеменение быками на ферме идут неравномерно. В январе у одного быка может быть две дочери, а в апреле четыре. Это серьезно влияет на выборку, а значит и на качество исследования. Потому что нельзя сравнить две коровы с тремя», – заявил эксперт.
Тем более, указал он, в России в апреле обычно используют старые корма, поэтому удои небольшие. В мае, наоборот, удои идут вверх, в июле – августе снова падают из-за жары, а в октябре повышаются за счет кормления силосом нового урожая и комфортной температуры.
«За границей давно придумали решение этой проблемы: брать для оценки влияния генетики всех коров за календарный год, несмотря на изменение условий. При этом применяются коэффициенты, определяющие влияние месяца на удой, и приводятся к одной цифре. Это называется стандартная лактация, или взрослый эквивалент, когда весь удой приводится к январскому отелу четвертой лактации вне зависимости от реального времени», – отметил Григорий Афанасьев.
Технический директор по КРС ООО «УК Мустанг» Вадим Барнев заявил, что ключевые вопросы отрасли с течением времени по-прежнему остаются актуальными: это качество и количество кормов, эффективность кормления, инструменты оценки, законодательство и нормативные документы.
«На сегодняшний день вся оптимизация рациона состоит в восполнении недостатка питательных веществ от грубых кормов. Получается прямая зависимость: чем хуже качество грубых кормов, тем больше питательных веществ (в виде белка, жира) мы должны купить на стороне. При этом протеин, полученный на своей земле из растений, как правило, дешевле в 3–5 раз», – напомнил эксперт.
Ведущий специалист по развитию партнерской сети Agroinellect Илья Пшеничников попытался ответить на вопрос: как увеличить рентабельность фермы?
«Ключевым фактором успешности фермы является компетентность сотрудников, но она не всегда высокая. Причинами низкой эффективности могут выступать: недостаточная квалификация работников, многозадачность и дефицит времени, отсутствие мотивации, низкая вовлеченность в процесс цифровизации, ограниченное обучение новым технологиям», – отметил эксперт.
Он напомнил, что в России ежегодно появляются новые технологические решения для управления стадом и голосовые помощники, но никто не отслеживает, кем и как они применяются на практике.
«Внедрением этих решений в силу финансовых возможностей и корпоративных процедур занимаются холдинговые структуры. Если мы возьмем отдельные фермы, в том числе с привязным содержанием, то там цифровизации фактически нет. А значит, есть большой потенциал для роста», – заключил Илья Пшеничников.
Рекомендации экспертов в области генетики и кормозаготовки, прозвучавшие на конференции, организованной компанией «Лимагрен», имеют особенную практическую ценность, поскольку помогают найти ответ на самый важный для участников отрасли вопрос: как сделать молочное животноводство более эффективным.