От электронных компонентов – в сельское хозяйство или когда черви не только козыри.
Опубликовано:

Корпорация «Точка Опоры» создана в 1993 году. Выйдя в лидеры среди поставщиков электронных компонентов, российский производитель более 10 лет назад расширил поле деятельности и предложил аграриям ценное органическое удобрение – вермикомпост, а спустя еще три года – осветительное оборудование для вертикальных ферм. О перспективах этих направлений рассказал владелец компании и собственной вермифермы Геннадий Мулярчик.

– «Точка Опоры» в этом году отметила 30-летний юбилей. Примите наши поздравления! Пусть наши подписчики и читатели больше узнают о вашей компании. Первый вопрос: с чего вы начинали свою деятельность? 

– Компания, в которой я трудился программистом, разрабатывала и производила электронные приборы. Так получилось, что параллельно мне пришлось заняться продвижением на московский рынок универсальных программаторов для микросхем – их делали мои друзья-земляки из Сибири. Постепенно маркетинг электроники затянул, и я ушел от программирования. С тех пор уже более 28 лет мы поставляем импортные электронные компоненты российским компаниям – это основное направление нашей работы. 

– В какой момент появился интерес к проектам в сфере сельского хозяйства? 

– Это произошло чуть более 12 лет назад, когда мы начали производить ценное органическое удобрение – вермикомпост. Через два года была построена большая вермиферма, где дождевые черви перерабатывают навоз КРС в вермикомпост. Это основное направление нашей деятельности, связанное с сельским хозяйством. А примерно семь назад «Точка Опоры» занялась еще и светодиодными излучателями для теплиц. Но в отрасль защищенного грунта мы не пошли, так как в обычных теплицах преобладают газоразрядные натриевые светильники (ДНАТ) и рынок ориентирован на западного производителя. Поэтому мы стали производить светильники, автоматику и электронику для вертикальных ферм. Можно сказать, зарабатываем на ижиниринговых решениях в электронике и вкладываем деньги в сельское хозяйство. 

– Почему изначально остановились именно на производстве вермикомпоста?

– На нашей даче большой лесной участок и много деревьев. Однажды осенью супруга задала вопрос: как быстрее переработать опавшую листву в компост. Начали искать информацию и узнали, что в России набирает популярность использование дождевых червей для переработки в гумус органических отходов, включая растительные. Более глубокое и детальное изучение вопроса показало, что не все так просто и очень много сказок и мифов про способности червей. И настолько меня это увлекло, что я привез из Австралии контейнеры-вермикомпостеры для переработки пищевых отходов с помощью дождевых червей в домашних условиях. 

– Когда возникла мысль перевести это увлечение из разряда хобби в бизнес?

– Тогда, когда мне захотелось иметь хороший, современный вермикомпостер для экспериментов дома и в офисе. Кстати, слово «вермикомпостер» в русскоязычном интернете появилось благодаря нашей компании, ранее поисковики его не находили. И на одном из фермерских порталов я предложил называть людей, занимающихся дождевыми червями, вермирами. Так этот термин тоже и прижился на рынке.

– Как у вас появилась собственная ферма?

– На начальном этапе мой партнер из подмосковного Пирогово, который занимался вермикомпостированием, попросил помочь с реализацией вермикомпоста. Мне пришлось придумать торговую марку и заняться маркетингом. В итоге, он пошел иным путем, а мне пришлось выбирать: завязать с вермикомпостом или взять дело в свои руки. Я выбрал второе. Приобрел в Калужской области подходящую ферму с подведенным газом и отоплением, где когда-то колхоз пытался заниматься вермикомпостированием и разводил коров. Это было уже более 10 лет назад.

– Изменился ли рынок и восприятие вермикомпоста за эти годы? 

– Рынок стал более цивилизованным. Раньше была одна компания, которая обучала желающих заняться вермикомпостированием, обещая огромный спрос на продукт со стороны аграриев. Люди платили за обучение, а потом выяснялось, что вермикомпост не покупают. С развитием интернета и повышением информированности производителей вермикомпоста стало больше, и каждый из них понял, как привлечь своего клиента. Появились и местные производители вермикомпоста в регионах. Это объяснимо с точки зрения экономики – логистика сейчас дорогая, а стабильный спрос на продукцию есть. 

– Кто потребители этой продукции – дачники или крупные хозяйства?

– В основном дачники, поэтому мы львиную долю вермикомпоста реализуем через садовые магазины. Но есть и фермеры – приверженцы органического земледелия. Например, крупный клиент в Омске, который практикует беспахотную технологию. Для промышленного производства вермикомпост – это дорого, его внесение технически сложно в больших объемах, к тому же минеральные удобрения в несколько раз дешевле.

– Видите ли вы хорошие перспективы у этого направления через 5–10 лет?

– Сегодня рынок органической продукции в силу геополитической неопределенности немного притих, но когда он оживится, у вермикомпоста откроется второе дыхание. Вижу, что перспективы есть, ведь в мире органический продукт прочно занял свою нишу. Я и сам его использую. Три года назад реконструировал вермиферму и увеличил производство в два раза. Этого хватает для потребностей наших клиентов. А дальше посмотрим: если спрос вырастет, нарастим производство вермикомпоста, если останется прежним, начнем активнее развивать овцеводство и сыроделие.

– Производство вермикомпоста требует каких-то импортных составляющих или оно полностью локализовано?

– Все необходимое механическое и прочее производственное оборудование – российское. Основные компоненты тоже отечественные – это дождевые черви, которые размножаются, и навоз – питание для червей. Он же служит сырьем для переработки в готовый продукт – вермикомпост. Так как у меня молочные овцы и козы, постепенно ферма перейдет на свой навоз и будет выстроен замкнутый цикл производства – в полном соответствии с требованиями экологического законодательства.

– С точки зрения бизнеса насколько прибыльно вермикомпостирование?

– Могу сказать, исходя из собственного опыта, что производство вермикомпоста становится бизнесом, приносящим прибыль, при объемах продаж не менее 1000 кубометров в год. Червям нужны теплое помещение, контролируемые условия – почти как для выращивания культур. Примерно 1–1,5 тыс. кубов, которые выпускает моя ферма ежегодно, обеспечивают минимальный уровень рентабельности. Но сельское хозяйство сложно сделать более привлекательным, чем, например, торговля, где короткая цепочка товар – деньги –товар. Производственный цикл для вермикомпоста составляет минимум полгода – примерно как у сыров. Только килограмм овечьего сыра стоит несколько тысяч рублей, а вермикомпост – всего 25 руб./кг. 

– Почему, кроме вермифермы, вы начали заниматься еще и освещением для теплиц?

– Все получилось органично. На дачном участке построил для собственных нужд небольшие теплицы, но естественного солнечного освещения было мало для нормального развития культур. После экспериментов со светодиодными светильниками и понял, как это работает: весной растения тянутся больше к светодиодам, чем к солнцу за окном. Мы стали развивать это направление в компании и постепенно поставили его на промышленную основу. 

– В чем особенности вертикальных ферм, каковы требования к оборудованию для них?

– Вертикальная ферма – это многоярусная система выращивания без солнечного света. Поэтому к используемому в ней оборудованию предъявляются несколько довольно жестких требований. Во-первых, светильники должны работать в спектре, необходимом растениям, но при этом адекватном для глаза человека, чтобы агроном сразу замечал недостатки в развитии культур. Во-вторых, светильники должны эффективно преобразовывать затраченную электроэнергию в световой поток. В-третьих, они не должны нагревать воздух в помещении. Если в промышленных теплицах включают отопление для поддержания комфортной для растений температуры, то в вертикальных системах воздух охлаждают, потому что плотность светильников на 1 м2 большая и они отдают много тепла. 

– Насколько это сложное направление привлекательно для инвестиций?

– Общеизвестно: чтобы сделать сельское хозяйство прибыльным, необходимо вкладывать очень большие деньги. Рынок вертикальных теплиц дорогой на входе, поэтому строить небольшую ферму экономически невыгодно. Чтобы этот бизнес окупался, нужно не менее 100–200 м2 площади пола и, соответственно, 500 м2 посевной.

– Чем «Точка Опоры» может помочь своим клиентам, решившим заняться вертикальными фермами?

– Компания не первый год занимается оборудованием для вертикальных ферм и всегда готова не только проконсультировать своих партнеров, но и предложить им качественное светодиодное оборудование и программное обеспечение российского производства Они поставляются бесперебойно, как и закупаемые нами китайские светодиоды с источниками. Профиль на плату паяем сами. Изготавливаемые нами светильники адаптированы к размерам стеллажных полок в теплицах клиента. Использование узкого алюминиевого профиля тоже, кстати, российскогопозволяет наращивать полки как в ширину, так и в длину. . Для этого направления у нас создан совместный проект INNOFARMS.RU 

– Много ли вертикальных ферм в России?

– Пока немного, но они есть. Например, компания iFarm, которая делала большие сложные системы с ориентацией на западный рынок, построила в России от 9 до 12 таких ферм, а всего у нее сейчас по всем миру 22 действующие фермы площадью до 1,5 тыс. м2. Есть и более мелкие компании, которые покупали наше оборудование. Большой интерес проявляют к вертикальным фермам в Иркутской области, где дешевое электричество и уже построены первые такие объекты.

– В чем вы видите мотивацию заниматься сельхознаправлением, если это не приносит большой прибыли?

– Не все измеряется в жизни деньгами, что-то должно быть для души. Высокие цели, забота о природе и здоровье – прежде всего своей семьи и детей. Поэтому стараемся продукты питания и удобрения производить сами. Думаю, что период неопределенности пройдет и через полгода-год вопрос продовольственной безопасности станет более актуальным. И тогда, может быть, государство поддержит и вертикальные фермы наравне с обычными. Например, распространит на них практику субсидирования строительства больших теплиц.

– Удалось ли вам за 30 лет деятельности компании достичь того, что планировали? Есть ли у вас какие-то цели на ближайшие годы? 

– В сельском хозяйстве «Точка Опоры» – самый известный производитель вермикомпоста на текущий момент. Нашу марку хорошо знают на рынке, в том числе и за счет серии телепередач, где мне довелось быть ведущим. Производство у нас отлаженное, продукт – качественный. В ближайших планах – развитие производства сыров и молочного животноводства, разведение овец и коз. «Точка Опоры» идет в ногу со временем, стремясь предвосхищать тенденции рынка, чтобы наши клиенты могли не только повышать эффективность своего бизнеса, но и смело осваивать новые сферы.

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее