Отечественные производители ветеринарной фармацевтики ощущают сейчас на себе повышенное внимание и интерес широкой общественности. Это связано с тем, что с 1 сентября вступит в силу закон, согласно которому все производственные площадки отечественных и иностранных производителей должны быть аттестованы российским сертификатом GMP. Без этого вводить в оборот ветпрепараты в России больше не получится. На вопросы о том, как отразятся новые правила на животных и грозит ли стране дефицит ветеринарных лекарственных средств ответил исполнительный директор Группы компаний ВИК Сергей Каспарьянц.
— ГК ВИК — крупнейший производитель ветеринарных препаратов в СНГ: что именно и для кого вы производите?
— Группа компаний ВИК является не только крупнейшим производителем в СНГ, но и входит в 25 крупнейших ветеринарных фармацевтических компаний мира. За 33 года мы создали 9 производственных площадок, выпустили 10 запатентованных препаратов, внедрили несколько уникальных технологий и поставляем ветеринарные препараты в 50+ стран, включая Евросоюз. И, даже с учетом всех тех геополитических особенностей, с которыми на сегодняшний день столкнулась Россия, мы по-прежнему конкурентны и на зарубежном рынке.
Изначально компания фокусировалась на таком важном направлении, как продовольственная безопасность, поставляя ветеринарные препараты на сельскохозяйственные предприятия – птицеводческие, свиноводческие и животноводческие. Последние несколько лет активно развиваем и направление мелких домашних животных. Сейчас компания выпускает 30 ветеринарных препаратов для сегмента МДЖ и более 200 — для сельскохозяйственных предприятий (антибактериальные, противопаразитарные, противовоспалительные, средства для анестезии) в различных формах — стерильные инъекционные препараты, растворы, мази, гели, капли, гранулы, порошки и таблетки. Также в нашем ассортименте 50 наименований кормовых добавок и средств для ухода за животными.
— Насколько сейчас ветеринарную фармацевтическую отрасль можно считать импортонезависимой?
— За последние 10 лет в этом направлении был сделан огромный шаг: во многих сегментах доля отечественных ветеринарных препаратов составляет более 70%. Это касается как средств для сельскохозяйственных животных, так и для мелких домашних. Мы недавно анализировали потребность крупнейших зоомагазинов, ветеринарных аптек, а также данные по импорту: из наиболее востребованных 400 препаратов для домашних животных 300 – отечественного производства. В целом, общая доля импортонезависимости в ветеринарной фармацевтике равна 50-55% и отрасль активно развивается. Только наша компания в ближайшее время планирует ввести в эксплуатацию две новые площадки по производству пяти групп ветпрепаратов. В общей сложности это даст рынку более 100 продуктов, выпущенных по новой технологии. Осуществление проекта требует серьезных инвестиций, в первую очередь в науку, технологические исследования и разработку действительно новых, революционных подходов.
— Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы повысить уровень импортонезависимости: господдержка, разъяснительные беседы с клиентами в целях укрепления доверия к российским препаратам?
— О ветеринарной фармацевтике только недавно стали говорить, замечать ее. За последние год для отрасли было сделано больше, чем за предыдущие 10 лет. В плане государственной поддержки будет достаточно того же, что есть у наших иностранных коллег (США, Европа, Китай): субсидии на капитальные вложения при строительстве новых производственных площадок или переоборудовании существующих, а также на логистику при экспорте продукции за рубеж. В России есть огромный потенциал, сформированный на базе крупных ветеринарных производителей, который двигал и развивал отрасль уже 30 лет. Поэтапная поддержка государства даст огромный импульс к развитию.
Если мы говорим о потребителях, нужно выстраивать тот уровень технической поддержки, сопровождения и экспертизы, который будет превосходить самые смелые ожидания. Мы уже реализовали подобный подход в птицеводстве и свиноводстве. Команда из 150 ветеринарных врачей и технологов ГК ВИК ежедневно работает в тесной связке со специалистами агрохолдингов, помогая решать им текущие задачи и повышать уровень квалификации персонала.
Очередь дошла и до сегмента домашних животных. Нужно понять, какие потребности есть у конечных пользователей – ветеринарных врачей и владельцев домашних животных, предвосхитить их и реализовать. Это будущее, где нам предстоит поднимать уровень доверия к отрасли в последующие несколько лет.
— Какие проверки необходимо пройти компаниям для регистрации препарата? Одинаковые ли требования для российских и зарубежных компаний?
— Больше 10 лет мы работаем в Евразийском экономическом пространстве. Это значит, что на нашу отрасль распространяются законы не только Российской Федерации, но и Республики Беларусь, Казахстана и Армении. До сегодняшнего дня процедура государственной регистрации и ввоза на территорию Российской Федерации для иностранных компаний была проще, чем для отечественных компаний: требовалось получение государственной регистрации в любой стране таможенного союза. В связи с этим ряд исследований по эффективности и безопасности мог предоставляться на бумаге и в облегченном формате.
Для отечественных производителей ситуация всегда была более сложной: сначала необходимо получить лицензию на производство. Для этого нужно чтобы уже построенный завод проработал в холостую 16-18 месяцев. Далее компания должна добиться подтверждения о соответствии надлежащей производственной практике (GMP), затем начать готовить досье на препарат и проводить исследования. Кстати, все клинические исследования отечественных производителей контролируются Россельхознадзором в момент их проведения на животных. После получения заключения можно подавать на получение регистрационного удостоверения. Итог очень простой: выпуск нового продукта по новой технологии для российского производителя занимает в 3-5 раз больше времени, чем для иностранной компании. Закон, которые будет введен в действие с 1 сентября, выравнивают требования к отечественным и импортным производителям.
— Еще год назад в России ветеринары чаще использовали для анестезии и наркоза зарубежную продукцию из Франции, США. В этом году вы выпустили на рынок препарат для анестезии с обновленным составом. Расскажите о нем подробнее.
— Мы выпускали два средства для седации и анестезии: на основе пропофола и лидокоина, а также на основе медетомидина – их используют для премедицкации животных и проведения легких манипуляций. В этом году зарегистрировали третий препарат – АНЕСТОФОЛ С. Он разработан на основе пропофола и не является копией иностранного препарата, как это часто бывает. АНЕСТОФОЛ С работает на порядок эффективнее за счет включения в состав аминокислот и витамина Е – они снижают негативные последствия от наркоза и позволяют животному быстрее и легче выходить из этого состояния.
Однако, это не самое большое наше достижение: наше специалисты запатентовали способ синтеза фармсубстанции.
— Что это означает?
— Все лекарственные средства и для людей, и для животных выпускают из фармсубстанций, производство которых на 90% сосредоточено в Китае и Индии. Фармсубстанции делают из сырья. Синтез может быть микробиологическим и химическим. Второй вариант – это чистый синтез, который не загрязняет окружающую среду. В России 99% субстанций импортируется, государственная поддержка проектов этого направления очень помогла бы углубить процесс импортозамещения и независимости.
— Сколько времени ушло на разработку и регистрацию нового препарата? Были ли послабления, связанные с уходом иностранных компаний?
— Конкретно по АНЕСТОФОЛУ С послаблений никаких не было потому что мы его готовили к выпуску 3,5 года и это обычный срок разработки препаратов (от 3 до 5 лет). Досье было готово к регистрации под требования не только России, но и Евросоюза.
Послабления появились в 2022 году: сократили сроки экспертизы в государственных институтах, появилась возможность регистрировать по ускоренной процедуре продукты, которые являются дженериками и имеют доказанную биоэквивалентность.
А утверждение, что иностранные компании уходят, не совсем верно. Ввоз иностранных препаратов не снижается, границы никто не закрывал. Конкуренция как была на самом высоком уровне, так и остается. Для потребителя ситуация вообще складывается выгодная: есть доступные импортные продукты и новые отечественные препараты, которые развиваются и наиболее экономичны по стоимости.
— Есть мнения, что с введением новых правил владельцы домашних питомцев могут остаться без кардиологических и стоматологических препаратов, антибактериальных спреев, оригинальных лекарств. Так ли это? Готовы ли российские производители полностью занять иностранную нишу?
— Зачастую это подмена понятий. Иностранные компании не горят желанием соответствовать требованиям Российской Федерации и уклоняются от существующего закона уже много лет. С 1 сентября эта лазейка будет закрыта. Сейчас импортеры формируют значимые запасы для преодоления 2024 года, и это хорошо. Российским производителям требуется некоторое время для завершения текущих проектов и закрытия этих ниш. С уверенностью могу сказать, что 99% ветеринарных фармацевтических препаратов за 1-2 года будут замещены на отечественные препараты, аналогичные по эффективности и безопасности.
— Повода для паники нет?
— Нет. Ассортимент будет сильно расти и развиваться. Вспомните, как еще в 2014 году все полки в аптеках для людей были заняты импортными лекарствами, а сейчас ситуация кардинально изменилась. В ветеринарной фармацевтике все пойдет по тому же пути, только еще быстрее.