Путь к большому молоку: от генетики до сбыта
Опубликовано:

Евгения Дарио

Фото: Евгения Дарио, АГРОС

Все три дня IV Международной выставки племенного дела, кормов, ветеринарии и технологий для животноводства, свиноводства, птицеводства и кормопроизводства АГРОС-2023 на дискуссионных площадках проводились деловые мероприятия по разным отраслям АПК. Институт молока в рамках выставки провел семинар «Молочное животноводство: от поля до прилавка» с участием экспертов и практиков, которые поделились своими знаниями и опытом с руководителями и специалистами агропредприятий и всеми заинтересованными посетителями.

«Тренды переработки молока, внедрение цифровых решений и автоматизация производства, особенности выстраивания сети продаж, работа кормовых центров в России, опыт успешных предприятий – эти и другие аспекты не теряют своей актуальности. Сегодня невозможно рассматривать ни один из них обособленно, потому что это – слагаемые успеха эффективного молочного животноводства, а их совокупность и есть путь к большому молоку», – отметила, открывая экспертную встречу, генеральный директор ООО «Институт молока» Татьяна Нагаева.

Председатель совета директоров РСПМО Людмила Маницкая представила аналитику, подведя итоги работы молочного рынка России и отрасли в 2022 году. Она указала на невысокий уровень роста общего производства молока в 2021–2022 годах – порядка 100–200 тыс. тонн в год. После стагнации в период 2013–2016 годов наметился рост, однако последние три года прирост остается минимальным. Одна из причин: снижение численности поголовья – за последние 10 лет количество дойных коров значительно уменьшилось, достигнув еще в 2021-м отметки в 7,8 млн. Однако эксперт отметила, что вместе с этим растет продуктивность животных.

В этом направлении работают как специалисты племенного дела и селекционеры, так и зоотехники. Сегодня уделяется особенно пристальное внимание комфорту животных и менеджменту молочных ферм, т.к. неправильно организованная работа персонала может привести к значительным финансовым потерям. Как грамотно выстроить работу, рассказала руководитель зооветеринарного направления «Института молока» Мария Котельникова. Соблюдение технологических процессов, по ее мнению, является гарантом сохранности и роста поголовья, увеличения продуктивности лишь в том случае, когда персонал мотивирован на сохранение поголовья и здоровья животных, а не работает по принципу «от зарплаты до зарплаты». Обязательно ставить целью улучшение показателей по нескольким направлениям, в числе которых и генетика, и работа с молодняком, и кормление, и здоровье стада, и комфорт содержания, – т.е. всесторонняя и комплексная работа.

Еще один важный гарант высоких надоев: правильная организация кормления КРС. Игорь Барингольц, председатель совета директоров ГК «РМ Агро», рассказал о практике внедрения и развития кормовых центров, которые обеспечивают сбалансированными кормами фермы в радиусе до 100 км, избавляя ряд предприятий от необходимости самостоятельной заготовки и производства кормов. 

«Такие центры позволяют сэкономить порядка 30% затрат на корма, что достигается за счет оптимизации рационов с помощью профессионального программного обеспечения, повышения поедаемости кормовой смеси вследствие роста качества ее приготовления и грамотного управления запасами кормов. Это же способствует увеличению продуктивности животных. Кроме того, кормовые центры – это новые точки роста АПК регионов», – резюмировал Игорь Барингольц.

Как оптимизировать рационы, детально рассказал Василий Гречишников, генеральный директор компании «КормоРесурс». Он напомнил, что в структуре себестоимости молока кормовая база занимает порядка 40–50%. 

«Из чего складывается эффективный рацион? Это, в первую очередь, выращенные и правильно заготовленные корма, – пояснил эксперт. – Но, прежде чем они попадут на кормовой стол, нам необходимо понимать, что мы должны дать животным. Разные породы – это отличия в физиологии и разные потребности. Если мы правильно сформируем таблицу потребностей с точной оценкой питательности кормовых ингредиентов, то получим эффективный рацион». 

Он также остановился на тонкостях работы с программным обеспечением отечественной разработки для составления и оптимизации рационов.

Такие программы – одно из звеньев системы, которую, в частности, на своих фермах выстраивают в ООО «Август-Муслюм» в рамках работы по цифровизации, автоматизации технологических и бизнес-процессов. По словам главного технолога Натальи Козловой, это позволяет оперативно и точно передавать данные, буквально не отходя от коровы, получать достоверную информацию о работе каждого предприятия, движении стада, продуктивности и ряде других ключевых параметров и деталей, включая анализ и сравнение данных с разных ферм холдинга. Формирование отчетности, в т.ч. бухгалтерской, избавило от колоссального количества бумажной работы, в которой неизменно возникали ошибки. В качестве основного компонента системы используется Dairy Comp, к которой «привязаны» Lely T4C, DairyPlan от GEA, «СЕЛЭКС – Молочный скот», DTM IC Cloud, «1С: Бухгалтерия». На рынке ПО много предложений, но, по словам Натальи Козловой, ни одно само по себе не удовлетворяет всем потребностям фермы, поэтому строительством единой информационной системы приходится заниматься месяцами. Однако это действительно полезный практический опыт ООО «Август-Муслюм», который можно брать в качестве ориентира. 

Наряду с продуктивностью актуальным остается вопрос повышения качества молока. И ео решение начинается еще на уровне селекционной и племенной работы. Так, генеральный директор АО «ГЦВ» Максим Максимчук коснулся идентификации и рационального использования генотипов казеина и работы по увеличению частоты встречаемости того или иного гена каппа-казеина, каждый из которых влияет на технологические свойства молока, содержание белка, сухого вещества, лактозы и ряд других характеристик, определяющих дальнейшее использование и направление переработки молока.

А Устьянская молочная компания сейчас реализует инвестиционный проект на 8400 голов с технологичным современным доильным залом типа «карусель», что позволит углубить сортировку молока по бета-казеину. Первые шаги в этом направлении в УМК уже сделали, сформировав собственное стадо коров – носителей белка А2. В сочетании с технологией удаления большей части лактозы из молока это позволило компании наладить выпуск собственного инновационного продукта – низколактозного молока с белком А2. Однако значительная часть выступления генерального директора УМК Елены Лобанцовой касалась теории и практики освоения производителем молока нового направления – переработки. Сталкиваясь с проблемами излишков сырья, потенциальным снижением цен, многие фермы ищут пути диверсификации подобных рисков и варианты получения дополнительной прибыли. Однако, как отмечает эксперт, переработку «вытянет» далеко не каждое предприятие: во-первых, это серьезные вложения, во-вторых, не менее серьезная и глубокая работа по исследованию рынка, в-третьих, необходимость наладить новые каналы сбыта готовой продукции. Этот список можно продолжать долго. Кроме того, следует учитывать, что переработка молока – отрасль низкомаржинальная, несущая новые риски. Но, как говорится, дорогу осилит идущий.  

Однако возникает новый вопрос: что интересно, нужно россиянам в молочке? О трендах в переработке рассказал эксперт «Институт молока», генеральный директор ООО «Кизельманн Рус Юг» Сергей Резуненко, основываясь на статистике по производству молочных продуктов в 2022 году. По его словам, в структуре производства на молоко, которое является социально значимым продуктом, пришлось 29%, на кисломолочные продукты – 23% (суммарно 52%), это самые востребованные категории. Однако еще четыре года назад, в 2018-м, молоко, кисломолочные продукты (и сливки, доля которых, впрочем, остается незначительной) составляли на порядок больше – 75,7%. Вместе с тем значительно вырос интерес к отечественным сырам и их производству: с 5,9% в 2018-м до 18% в 2022-м. Одним из перспективных направлений в переработке, по мнению Резуненко, являются производство компонентов молока и технология приготовления молочных продуктов из них. Это позволит решить проблемы специализированного и персонализированного питания, основываясь на особенностях здоровья человека и его личных предпочтениях, считает эксперт.

Дополним эту статистику цифрами, которые привела Людмила Маницкая. Она отметила, что в сравнении с 2021 годом в 2022-м увеличилось производство сыров (+1,5%), молока (+3,5%), сливочного масла произведено на 12% больше, чем в 2021-м (порядка 315 тыс. тонн). В категории кисломолочных продуктов общее снижение объемов производства составило 7,4%, конкретно йогуртов – 15%. А вот сметана не сдала своих позиций. На 9% сократилось производство мороженого. Уменьшение объемов производства частично объясняется тем, что снизилась покупательная способность граждан ввиду падения реальных доходов, высокого уровня инфляции, роста наценок ретейлеров; очевидно и уменьшение доли экспорта.

Тем не менее опыт выступавших экспертов позволяет сохранять оптимизм. Меняется экономическая и политическая ситуация, меняются технологии, меняется конъюнктура рынка, при этом молочная отрасль, несмотря на возникающие сложности, способна подстраиваться под изменения и адаптироваться. Есть потенциал развития, есть точки роста, есть успешный опыт, который можно использовать в качестве ориентира, а значит, развитие гарантировано. 

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее