По экспертной оценке компании «Интерагро», к 2025 году объем рынка пищевой упаковки в России может увеличиться на 25–30% и достигнуть 1,5–1,6 трлн рублей. При этом доля экологичной упаковки может составить до 50% от всего объема производства.
Драйверы роста
В 2010–2022 годах валовой сбор овощей в российских сельхозорганизациях и КФХ вырос в среднем на 5,3%. Этот фактор, а также продолжающиеся процессы импортозамещения и расширения розничной торговли стимулируют развитие рынка упаковки в данном сегменте. В то же время, если проводить сравнение от года к году, производство овощей открытого и защищенного грунта несколько снизилось. Так, по итогам 2022 года, на основе оценки Росстата, объем производства овощей увеличился только на 4% по сравнению с предыдущим против 8–10% ежегодного прироста в 2015–2019 годах.
На этом фоне российские производители больше не рассчитывают на экстенсивный рост производства – в условиях стагнации спроса им необходимо работать над расширением ассортимента и повышением рентабельности, где эффективное доведение продукции до потребителя, инновационные качественные упаковочные решения будут играть первостепенную роль, отмечают эксперты «Интерагро».
«Правильная упаковка помогает довести до покупателя качественный продукт, и это первостепенное ее назначение. Однако сегодня она превратилась в эффективный инструмент маркетинга и дает производителю возможность сделать свою марку узнаваемой, вывести на рынок широкий ассортимент по разной цене, – комментирует Екатерина Бабаева, генеральный директор «Интерагро». – Удорожание упакованной и брендированной продукции для конечного потребителя может доходить до 30%, но для производителя это выгодно».
Диаграмма 1. Валовой сбор овощей открытого и защищенного грунта в сельхозорганизациях и КФХ в России, млн тонн
Источник: Росстат
Увеличение спроса на упаковку и внедрение новых материалов также подстегивает ускорение темпов жизни, стремление к удобству потребления, рост онлайн-торговли. На этом фоне наблюдается опережающий рост рынка полимерной упаковки, повышение спроса на одноразовые изделия, персонификация упаковочных решений, расширение использования вторичного сырья и биополимеров.
Рост продаж на мировом рынке упаковки для овощей, по прогнозам маркетинговых агентств, будет поддерживаться общим ростом спроса на упакованную продукцию, в том числе с использованием более дорогих видов упаковки с улучшенными характеристиками. Готовые к розничной торговле коробки и жесткие пластиковые контейнеры в среднесрочной перспективе будут самыми быстрорастущими сегментами рынка упаковки для овощей. Спрос на них поддержит популярность готовых к употреблению овощей и салатов.
Диаграмма 2. Объем рынка пищевой полимерной упаковки в России, тыс. тонн
Источник: «Интерагро» на основе данных ООО «Индексбокс»
Помимо увеличения объемов рынка упаковки, наблюдаются также и структурные изменения. В частности, на фоне изменений привычек питания и стиля жизни происходит расширение ассортимента упакованных овощей. Помимо базовых огурцов и томатов, потребители все чаще включают в рацион салаты, брюссельскую капусту, брокколи.
В ответ на эту тенденцию производители наращивают выпуск соответствующей продукции и реализуют новые инвестиционные проекты. Так, например, ГК «Белая Дача» в середине 2022 года приступила к строительству в Краснодарском крае первой очереди производственного комплекса «Салаты с моря», где будут выращивать кочанные салаты в орошаемом открытом грунте и бейби-салаты в туннельных пленочных теплицах. Проект реализуется на территории площадью 850 га. Планируемый объем производства продукции – 5 тыс. тонн салатов в год, из которых 3 тыс. тонн будут выращиваться круглогодично. Проект позволит «Белой Даче» увеличить производство более чем в 2 раза и обеспечить потребности своих перерабатывающих площадок собственным сырьем. Объем инвестиций составит 1,1 млрд руб.
ООО «Доброград Агро» планирует построить круглогодичный агрокомплекс по выращиванию зелени, ягод и овощей в особой экономической зоне «Доброград-1» Владимирской области. Объем инвестиций в строительство агрокомплекса составит около 227 млн рублей. Запуск предприятия предполагается в третьем квартале 2023 года. ООО «Доброград Агро» планирует выращивать значительный ассортимент овощей, зелени и ягод. Некоторые из них хорошо известны на российском рынке, но в перспективе появятся и новые, необычные продукты, например брокколини – овощ семейства капустных, выведенный в Японии и содержащий большое количество полезных веществ и витаминов. Салатная продукция будет представлена культурами романо, кейл, мангольд, рукола, пак-чой, шпинат, красный щавель, корн-салат, мизуна, базилик. Производственная программа предприятия рассчитана на ежегодный валовой сбор свыше 19 тонн салата и зелени.
В Тульской области активно развивают производство овощной продукции, а также импортозамещение оборудования. ООО «Органик» разработало инвестиционный проект, предполагающий строительство шести новых автоматизированных линий для выращивания зелени и пряных трав в теплицах по системе гидропоники и сортировочного помещения. Объем инвестиций оценивается в 130 млн рублей. За счет расширения мощностей планируемый объем производства продукции в месяц вырастет в шесть раз. Проект компания планирует реализовать к началу весны 2023 года за счет собственных средств. Кроме того, она поддержит других тульских производителей и поставщиков – сырье и материалы для запуска будут приобретаться в регионе.
Доля российских предприятий в сегменте упаковки растет
По состоянию на 2022 год объем рынка пищевой упаковки в России составляет свыше 1,2 трлн рублей, и он продолжает рост.
На фоне увеличения логистических затрат наблюдается расширение географии упаковочного производства. Если несколько лет назад производство упаковки концентрировалось в крупных городах, то сегодня предприятия упаковки широко представлены на всей территории страны. При этом импортозамещение упаковки становится значимым фактором контроля себестоимости овощей. Одновременно значительная доля небрендированной продукции на рынке овощей позволяет развивать российские бренды.
В 2022 году приостановка деятельности зарубежных компаний на территории России открыла производственную нишу для отечественных предприятий. На фоне роста спроса на упаковочные решения производители наращивали выпуск, а также начали запускать инвестиционные проекты в условиях новых реалий.
Так, по результатам опроса, проведенного Банком России в июле 2022 года, о росте объемов производства сообщило большинство производителей упаковки Южного федерального округа, включая крупных производителей бумажной упаковки и фольгированного картона Волгоградской области, жестяной тары Республики Крым. Большая часть производителей упаковки работает на отечественном и азиатском сырье, а также сырье из стран ЕАЭС и не испытывает проблем с поставками. Однако выпуск высокотехнологичных упаковочных материалов связан с необходимостью применять импортное высококачественное сырье. Два крупных производителя пищевой упаковки из Ростовской области оценили зависимость от импорта сырья из ЕС, Японии и США в 50–60% и в течение 2022 года переориентировались на альтернативных поставщиков.
Если говорить о материалах, то наиболее распространенным является картон, используемый в производстве упаковки для свежих продуктов на мировом рынке. Однако большая часть продуктов требует дополнительной внутренней защиты, такой как тканевая обертка, чашки, прокладки и многое другое. Коробки из гофрированного картона представляют собой многослойные жесткие конструкции из двух листов бумаги, называемых вкладышами, приклеенных к обеим сторонам гофрированного внутреннего картона, состоящего из соединенных дуг, что обеспечивает большую прочность и устойчивость изделию. Гофрокартон можно разрезать и сложить для изготовления контейнера по индивидуальному заказу, напечатать на нем необходимую информацию о товаре, используя различные методы печати в зависимости от размера тиража и дизайна. Для многих видов пищевых продуктов картон сегодня становится жизнеспособной альтернативой пластиковой упаковке.
Диаграмма 3. Производство упаковки из картона и гофрокартона в России, млн тонн
Источник: ООО «ЮниСервис Капитал»
В Кемеровской области в 2022 году открылось инновационное производство по выпуску импортозамещающего продукта – антибактериальной упаковки из макулатуры для увеличения срока хранения продуктов питания. Инновационное производство, созданное на базе завода «Кузбасский Скарабей», позволит перерабатывать для вторичного использования 120 тыс. тонн макулатуры в год. Из вторсырья завод будет выпускать не имеющую аналогов в России антибактериальную бумагу для упаковки пищевой и сельскохозяйственной продукции. Высокие барьерные свойства такой бумаги позволяют на 10–15% сократить потери производителей и ретейлеров от порчи продукции при хранении и транспортировке. Объем инвестиций в проект составляет 2,9 млрд руб. Для поддержки производителей картона правительство будет выделять льготные кредиты по ставке 11%. С 3 сентября 2022 года установлены квоты на вывоз макулатуры из страны – до 30 тыс. тонн.
В Тюменской области производитель овощных сеток ООО «Аранео» к 2022 году нарастил объемы производства до 3,5 тыс. тонн. Еще пять лет назад предприятие выпускало 1 тыс. тонн готовой продукции. ООО «Аранео» работает исключительно на отечественном сырье, переработанном из вторичных ресурсов. Его продукция соответствует всем международным стандартам. Компания ориентирована на агрохолдинги и крупные хозяйства России.
В 2022 году усилился тренд и на производство отечественной экологичной упаковки. Ее доля может составить до 50% от всего объема производства и превысить 800 млрд рублей, что вполне соответствует мировой тенденции.
Диаграмма 4. Объем глобального рынка экологичной упаковки для пищевых продуктов, млрд долл.
Источник: маркетинговое агентство Fact.MR
Отметим, что на мировом рынке активно внедряются решения по переработке отходов полимеров: используется биоразлагаемая упаковка, снижается ее общий вес, происходит замена ламинированной упаковки мономатериалами, например ПЭТ. Напомним, что крупнейшие пищевые ТНК приняли добровольные обязательства по переходу к 2025 году на использование стопроцентно перерабатываемой или биоразлагаемой упаковки. Ярким примером тренда на экологичность упаковочных решений для свежей продукции является Франция, где с начала 2022 года вступил в действие закон, ограничивающий использование пластиковой упаковки для фасовки овощей и фруктов. Это позволит ежегодно более чем на миллиард сократить количество пластиковых упаковок.