Эдуард Коновалов: «Экспорт в Китай: особенности ведения бизнеса в условиях санкций»
Опубликовано:

Товарооборот России и Китая по итогам десяти месяцев 2022 года превзошел прошлогодний рекордный уровень. В октябре китайский экспорт в Россию, как и импорт из нее, увеличился на треть в годовом выражении. Активно штурмуют рынок Поднебесной и представители российского АПК. С недавних пор важным участником этого процесса стал холдинг «СЛСи-Рус», который не только поставляет готовую фасованную продукцию, но и является национальным оператором Российского экспортного центра в Китае. На вопросы РА ответил руководитель «СЛСи-Рус» Эдуард Коновалов.

– Как давно существует компания «СЛСи-Рус»? Чем она занимается?

– «СЛСи-Рус» работает уже более 20 лет, это многопрофильный холдинг. Одним из направлений его деятельности с 2018 года является экспорт продукции российского АПК в Китайскую Народную Республику. Не секрет, что Китай – это крупнейший в мире импортер продовольствия. Более того, несколько лет назад в этой стране была принята программа продовольственной безопасности. Китай прекрасно понимает, что через несколько лет он не сможет обеспечить себя продуктами питания и будет вынужден достаточно большой объем продовольствия импортировать. Россия рассматривается как один из главных рынков, откуда Китай может получить продукцию сельхозпроизводителей. В свете последних событий Китай стал если не единственным, то основным рынком экспорта российской сельхозпродукции, учитывая, что европейский и американский рынки для России закрылись. 

– Какая продукция имеется в виду?

– В первую очередь мы говорим про зерно, муку, молоко, мясную, масложировую продукцию, рыбную и прочую. За прошедшие годы в Китае российская продукция заслужила признание. Когда китайцы говорят о продукции, импортированной из России, они отмечают ее высокое качество и безопасность. Для них важно, что она производится без злоупотребления удобрениями, ГМО и так далее. 

– Расскажите про Российский экспортный центр в Китае. Чем он занимается?

– Российский экспортный центр, в чьем конкурсе наша компания одержала победу в этом году и получила статус национального оператора, координирует работу дегустационно-выставочных павильонов в разных странах мира. Мы работаем с РЭЦ по территории КНР, наш павильон находится в Шанхае. «СЛСи-Рус» привозит образцы продукции российских производителей, которые выставляются в павильоне под общим брендом Good Food Russia. Ретейлеры могут посетить наше выставочное пространство и продегустировать продукты. В случае заинтересованности заключается коммерческий контракт на поставку. Мы также продвигаем товары в китайских социальных сетях. Это важно, ведь современные китайцы – и я даю вам 90% гарантии, что они поступают именно так, – не купят какой-то новый малоизвестный, пусть и привлекательный товар, пока не прочтут отзывы и не увидят хоть какую-то информацию в интернете или социальных сетях типа WeChat, Weibo или Douyin. Для своих экспортеров мы делаем маркетинговые обзоры, срезы по рынку, анализируем те или иные товарные категории. Но наш основной KPI – продажи и рост экспорта.

– А как российские производители попадают в павильон экспортного центра?

– Проводится конкурсный отбор. Участвовать могут все производители, кто считает, что обладает соответствующим потенциалом для экспортных продаж, и желает работать в Китае. Об условиях конкурса можно узнать на сайте РЭЦ или у наших консультантов. Ничего сложного в этом нет. Нужно собрать пакет документов и отправить их в РЭЦ, затем, после прохождения документарной проверки, производителя пригласят на специальный комитет, где рассмотрят заявку. Если решение будет положительным, то продукцию поставят в Шанхай, в наш павильон, и далее мы начнем свою работу. Для экспортеров все это бесплатно. Государство субсидирует.

– Что экспортирует в Китай ваша компания?

– Мы занимаемся экспортом готовой фасованной продукции, которая готова к продаже в ретейле или онлайн. В этом году подписали контракты на 426 млн долларов на поставку сельхозпродукции в Китай. В то же время нам интересно расширить сферу деятельности, чтобы заниматься закупкой и экспортом сырья. Наша конечная цель состоит в том, чтобы инвестировать в сельхозпроизводство России.

– Например, строить заводы?

– Заводы или перерабатывающие предприятия. Чтобы превратиться из чисто трейдинговой компании в предприятие полного цикла. Более того, мы разработали собственную торговую марку для производства продукции на экспорт, в том числе и в Китай. 

– Не попадут ли китайцы под санкции, если будут покупать вашу продукцию?

– Во-первых, Китай политически выступает против каких-либо санкций, во-вторых, санкции приходят и уходят, а проблема продовольственной безопасности остается. Я не зря в самом начале сказал: китайцы умеют хорошо считать. У них происходит планомерное сокращение земель, предназначенных для ведения сельского хозяйства, из-за урбанизации населения. Китай понимает, что своими ресурсами он не обойдется. Их программа предусматривает импорт продовольствия в размере 350 млрд долларов ежегодно. Россия, которая находится буквально под боком, выглядит гораздо более приоритетной и органичной среди других поставщиков, таких как Канада или Латинская Америка. В подтверждение того, о чем я говорю: за три квартала этого года, после начала спецоперации, межторговый оборот между Китаем и Россией вырос почти на 40%. 

– Это именно сельхозпродукция?

– Там очень большая доля сырья (газ и нефть), которое с других рынков пошло в Китай, но второй драйвер этого процесса – экспорт сельхозпродукции.

– Инвестирует ли Китай в российское сельское хозяйство?

– Вот здесь как раз существует элемент боязни, потому что китайские компании опасаются так называемых вторичных санкций. Но, насколько мне известно, на сегодняшний день китайцы активно ищут выход из создавшейся ситуации. В частности, они крупных игроков выводят из-под удара и регистрируют новые компании, которые создают исключительно для ведения бизнеса с Россией. И уже никаких санкций бояться не приходится. 

– Как решается вопрос логистики в условиях санкций?

– Много российских грузов, экспортируемых в Китай, идут транзитом через Казахстан и далее. Если груз направляется в западные регионы Китая, то лучше его везти через Казахстан и погранпереход, чем через Дальний Восток или Забайкалье. Раньше, до введения санкций, наш Транссиб конкурировал с так называемым морским путем, когда грузы, в том числе российские, шли в обход всей Азии через Суэцкий канал. Сейчас все крупные международные морские перевозчики отказались с нами работать, но нет худа без добра. Все грузы ушли на Владивосток либо на железную дорогу через сухопутные переходы. На сегодня Транссиб перегружен, что говорит о недоработке в плане расширения мощностей, в первую очередь пограничных приемных станций.

– Что вы могли бы пожелать российским производителям, которые собираются идти в Китай?

– Приготовиться к большой и кропотливой работе над продвижением своей продукции. Большое заблуждение думать, что Китай – большая страна, где все будет востребовано. Это вовсе не так. Китайцы очень современные, продвинутые, а их рынок просто суперконкурентный! Но на этом тоже можно сыграть. Узнайте, изучите своего будущего покупателя. Подумайте не только о насущных проблемах – как сформировать контейнер и куда отвезти, чтобы скорее продать, – но и о грамотной стратегии продаж. Обратитесь к экспертам в конце концов. И не стоит ждать каких-то грандиозных результатов сразу. Часто слышу негативные отзывы разочарованных экспортеров. Мы, мол, через такое прошли, чтобы в этот Китай попасть, – а отдачи нет. Не стоит сразу отчаиваться. Крупные компании тратят годы на то, чтобы завоевать симпатии покупателей. Я понимаю, что не у всех производителей есть такие ресурсы, как у известных мировых брендов и корпораций. Но, с другой стороны, изучение специфики работы на иностранных рынках – это уникальный опыт, это вложение в свое собственное развитие, в свой бизнес.

Беседу вела Ольга Рябых

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее