В России, по предварительным данным, за сезон собрали не менее 140 миллионов тонн зерна. При этом высокая урожайность приводит к ряду проблем для аграриев: падению цен, дефициту хранилищ при сокращении экспорта. О рыночной ситуации на пресс-конференции в Москве рассказал президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
«Основные параметры урожая уже видны, и мои прогнозы о том, что не стоит ожидать рекордов, к сожалению, не оправдались. Мы бьем все рекорды по многим фронтам, нам катастрофически везет с погодой в этом сезоне. Урожай составляет не менее 140 миллионов тонн. Прошлый рекорд был зафиксирован в 2017 году: более 130 миллионов тонн. Нам так катастрофически везет с погодой, что даже во время уборки сплошной шоколад, урожайность превышает все ожидания, какие были, и это компенсирует в том числе приписки», – отметил, открывая мероприятие, Аркадий Злочевский.
Также он напомнил: в начале уборочной кампании аграрии жаловались на то, что идет сплошной фураж.
«А сейчас, когда должно быть падение качества, оно улучшается и улучшается, показатели по качеству урожая пшеницы все выше. Нетрадиционная история, но тем не менее случилась», – отметил глава зернового союза.
Экспорт
По словам Аркадия Злочевского, после уточнения данных аналитики прогнозируют сбор в размере примерно 150 миллионов тонн, 100 миллионов из которых составляет пшеница. Качество урожая президент зернового союза оценивает как высокое.
При этом большой урожай уже привел к целому ряду проблем, в том числе падению цен на зерно.
«Цены обвалились до абсолютно неприемлемых и находятся на уровне себестоимости. По этой причине сельхозпроизводители не готовы продавать зерно и держат его на складах в ожидании стабилизации цен. Это связано с комплексом других факторов, в том числе сокращением спроса и экспорта», – сказал Аркадий Злочевский.
Экспорт зерна с начала текущего сельхозгода (стартовал в июле) сократился на 13%, до 16,8 млн тонн, сообщил президент Российского зернового союза.
«Всего с начала сезона, с 1 июля по 15 октября, отгружено 16,8 млн тонн – это почти на 13%, или на 2,3 млн тонн меньше, чем год назад. Серьезный объем отставания, и при этом ресурсов такое огромное количество на территории страны сформировалось, что необходимость вывоза гораздо более высокими темпами совершенно очевидна», – сказал Злочевский.
По его словам, темпы экспорта начали ускоряться в октябре: за первую половину месяца было отгружено 2,45 млн тонн.
«Это дает надежду, что в районе 5 млн тонн за октябрь вывезем, но надо грузить каждый месяц по 6 млн тонн», – заявил глава РЗС.
Дальше, по его словам, наступит сложное, с точки зрения погоды, время для отгрузок: традиционно погода портится в декабре-январе, возникают пробки в портах, замерзает малая вода. Так, в октябре активизировались отгрузки «из водной глубинки» судами река-море, но потом реки замерзнут, и это будет невозможно, отметил эксперт.
«Нам надо по-хорошему экспортировать не меньше 60 млн тонн зерна, но с такими темпами эти показатели недостижимы. И это в конечном итоге приводит рынок к очень низким внутренним ценам – сейчас цены на пшеницу 4-го класса в Поволжье, на Урале, я уже не говорю про Сибирь, опускаются ниже себестоимости, а она составляет порядка 10 тыс. рублей за тонну», – пояснил глава союза.
Злочевский также сообщил, что в этом сезоне количество стран, куда РФ поставляет зерно, сократилось до 39 с 70 годом ранее. Полностью выпали поставки в Нигерию, Камерун, Конго. Экспорт в Турцию снизился на 1,5 млн тонн из-за переключения ее спроса на украинских поставщиков. В то же время наблюдалась позитивная динамика с поставками в Саудовскую Аравию, Алжир, Пакистан, отметил Злочевский.
Он добавил, что такое экономическое состояние уже сказывается на темпах озимого сева: они отстают от прошлогодних. По его словам, схожая картина складывается в сегменте масличных культур, где также произошло снижение стоимости. «Экономическая ситуация выглядит неоптимистично. Когда это скажется и аукнется на нашем производственном потенциале и урожае – вопрос времени», – заявил он.
Низкие внутренние цены способствуют росту закупок зерна в государственный интервенционный фонд, но могут создавать риски для озимого сева. В России с 2001 года действует механизм закупочных и товарных (на продажу) интервенций зерна, предназначенный для стабилизации цен на зерновые культуры и поддержки аграриев. Закупки зерна в рамках этого механизма стартовали 1 августа на Национальной товарной бирже: на 30 августа в фонд было закуплено 22,95 тысячи тонн зерна на 342,033 миллиона рублей. Минсельхоз сообщал, что видит постепенную активизацию закупок, подтвердив планы сформировать до 2024 года неснижаемый запас интервенционного фонда в 3 миллиона тонн зерна.
«Закупить обозначенный объем, учитывая озвученные ранее минимальные цены, считаю, вполне реально. Думаю, в течение осени закупки зерна в интервенционный фонд активизируются – постепенно объем сделок растет», – поделился мнением Злочевский.
Хранение
Глава РЗС сообщил, что объем мощностей для хранения зерна в России составляет около 150 млн тонн.
«Из них только треть – элеваторы длительного хранения, обеспечивающие сохранность более года. Остальные емкости – временного хранения, до полугода, они обеспечивают сохранность по количеству, но не всегда по качеству», – добавил он.
Кроме того, в так называемых полиэтиленовых рукавах, которые представляют собой специальные площадки для недолгосрочного хранения на обочине поля, можно хранить около 30 млн тонн зерна. Таким образом, по мнению Злочевского, общие мощности хранения в размере 180 млн тонн соответствуют уровню ресурсов с учетом переходящих запасов.
«Но если в макромасштабе проблемы с хранением урожая не должно быть, она возникает, поскольку распределение емкостей неравномерно по территории и в отдельных регионах наблюдается дефицит. Раньше эти емкости строились в местах потребления, а не производства. А в регионах, где рекорды по производству – особенно Ростовская область, Кубань, Ставропольский край, – там не хватает, хотя помогает близость к экспортным воротам», – заключил глава Российского зернового союза.
Удобрения
По мнению Злочевского, в текущих условиях стоимость минеральных удобрений в России должна коррелировать с ценами зерновых на внутреннем рынке и также снижаться.
«Идут постоянные консультации РАПУ (Российская ассоциация производителей удобрений) с Минсельхозом, Минпромторгом и так далее, и опять согласовывают режим умеренного повышения цен. У меня большой вопрос – почему мы согласовываем повышение цен на фоне того, что аграрная продукция в цене падает? А почему не падают удобрения? По идее, по нормальной логике, должны были рублевые цены хотя бы упасть, поскольку курс укрепился. Нет, они же не упали, поэтому мы согласовываем дальше повышение этих цен», – сказал он.
Глава РЗС подчеркнул, что в силу вышеперечисленных факторов себестоимость производства зерна уже превышает цены, по которым оно реализуется. Такая экономическая ситуация, считает Злочевский, крайне тревожна, поскольку рано или поздно приведет к падению урожайности. Это произойдет, если, например, погодные условия окажутся не столь благоприятными, как в нынешнем сезоне, подытожил эксперт.