Пшеница и удобрения России: в лабиринте санкций и геополитики
Опубликовано:

Попало зернышко под кованый жернов (эпиграф)

Алексей Балиев                                                         

Санкционная политика Запада в отношении России претворяется как в сфере зернового экспорта, так и экспорта химудобрений. На мировом рынке этих товаров доля РФ к середине августа 2022 года, по данным FAO UN, составляет, соответственно, 18,5% и не менее 15%. С учетом того, что большинство стран Африки примерно треть своих потребностей в пшенице и около 20% в химудобрениях обеспечивают, и уже которое десятилетие, за счет поставок из России, речь может идти о попытках вытеснить РФ с мирового рынка. Или хотя бы сократить присутствие этих экспортных российских товаров в пользу западных стран-конкурентов и их союзников. 

Между тем прогноз по экспортным объемам пшеницы из России в сельхозсезоне 2022/23 в «Совэконе» повышен в первой декаде сентября до 43,1 млн тонн – это на 0,2 млн тонн больше, чем в прогнозе на середину августа. В свою очередь, Минсельхоз РФ в начале сентября спрогнозировал экспорт российской пшеницы в 39,5–40 млн тонн – на 2,5 млн тонн больше, чем в сезоне 2021/22.

Очевидно, что столь высокие планки России в данных сегментах напрямую влияют на мирохозяйственную конъюнктуру по зерновым и удобрениям. И хотя администрация США отменила (в середине июля) санкционные ограничения на реализацию российских зерновых и удобрений на мировом рынке, сохраняется санкционный режим в отношении российских судов-зерновозов, российских портов и других  транспортных узлов РФ, через которые осуществляется транзит зарубежных грузов.

Аналогичные санкции в отношении транспортной системы РФ сохраняет и Евросоюз. Притом что ЕС в июле-августе частично разморозил заблокированные ранее счета шести российских банков в странах – членах ЕС. Это санкционное послабление, по данным Reuters, принято «для облегчения приобретения и/или транспортировки российских удобрений и продовольствия, в том числе пшеницы и удобрений». При этом Евросоюз, в отличие от США (а  также Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии), не вводил ограничений по сбыту на мировом рынке российских пшеницы и удобрений.

Однако США, Евросоюз и их союзники, по предварительной информации, намерены восстановить полный санкционный  режим против этих российских товаров в случае присоединения ДНР, ЛНР и соседних с ними территорий к России. Причем санкции/санкционные ограничения – точнее, вторичные санкции, – напомним, распространяются и на страны, игнорирующие финансово-экономическую политику коллективного Запада в отношении любых подсанкционных государств, в том числе и России. Что же, вторичные санкции – тоже давно апробированный рычаг геополитики и внешнеторгового прессинга…

Относительно же географической структуры экспорта пшеницы и химудобрений поясним: по данным Международного торгового центра (International Trade Centre) при постоянной Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), за сельхозсезон 2021/22 совокупная доля коллективного Запада – США, ЕС, Канады и Австралии – в объеме общемирового экспорта пшеницы составляет почти 52%. В том числе Канады и США – 14 и 13%, Австралии – 9%, Франции – 7,5%, Украины – около 11%. А почти 20% доля РФ на этом рынке не может не «притягивать» конкурентов… 

То же и в сфере экспорта химудобрений. Тем более что, по данным International Fertilizers Association за 2021 – первое полугодие 2022 года, доля РФ в объеме общемирового экспорта этой продукции тоже основная – почти 15%. Доля КНР – 14%, США и Канады – 14%, ЕС, Великобритании и Австралии – не более 22% (в целом). 

Тем временем президент России Владимир Путин в ходе состоявшегося во Владивостоке Восточного экономического форума в начале сентября 2022 года, а вскоре и представитель РФ в ООН Василий Небензя анонсировали возможный выход России из зерновой сделки РФ – Украина – Турция – ООН. Подписанная в середине июля в Стамбуле на срок до ноября 2022 года включительно, она, напомним, предусматривает участие Турции в реэкспорте зерновых из РФ и/или Украины; разблокирование портов Украины для прямого экспорта украинских зерновых (т.е. без реэкспортного участия Турции); отмену ограничений на вывоз российских зерновых из портов РФ и/или другими логистическими маршрутами с территории РФ. В том числе российскими судами-зерновозами в слаборазвитые страны. 

Возможный разрыв продовольственной сделки российская сторона аргументирует тем, что, во-первых, вывозимые зерновые (и химудобрения) направляются в страны ЕС, а не в слаборазвитые страны. Во-вторых, фактически сохраняются ограничения на вывоз зерновых и через порты РФ российскими судами-зерновозами. Например, по данным FAO UN на первую половину сентября, пока только Турция, Египет, миниатюрная восточноафриканская Джибути и соседняя Сомали получили по данной сделке пшеницу и пшеничную муку из РФ и Украины. 

Но мировая торговля практически всем сырьем, как и другими товарами, давно монополизирована. И не только компаниями Запада, но и морским фрахтом под так называемыми удобными флагами – точнее, под флагами более чем 30 стран и территорий (например, Белиза, Гаити, Либерии, Панамы, Гондураса, Мальдив, Монако, Мальты, Сейшел, британских Гибралтара и Бермудских островов, протекторатов США – Палау, Микронезии, Восточного Самоа). Этот флот фактически принадлежит судоходным компаниям (СК) стран Запада или транснациональным.

Но флаги эти удобны тем, что, во-первых, они почти избавлены от налоговых платежей в странах регистрации. Во-вторых, фрахтование (т.е. использование) тех же флагов позволяет обходить любые санкции, чем издавна пользуются подсанкционные страны. Тем более что мировой флот специализированных судов для данных видов продукции в основном сконцентрирован под удобными флагами. Однако в зерновой сделке не было определено, что перевозки будут осуществляться под удобными флагами.

Плюс к тому существует, и отнюдь не первый год, фактически бессрочная специальная программа продовольственной и гуманитарной помощи слаборазвитым странам. Но почему-то участие ООН в той сделке не сопровождалось разъяснением, что поставки по ней будут осуществляться в рамках упомянутой программы ООН. Хотя именно в этом случае не только удобные, но и национальные суда, в том числе под флагами РФ и Украины, с зерном и удобрениями адресно направлялись бы в конкретные слаборазвитые страны.

Сохраняется также возможность заключения или продления действующих соглашений с конкретными слаборазвитыми странами о поставках туда из РФ зерновых и химудобрений. Тем более что эти страны не присоединяются к антироссийским санкциям. Но в канун означенной сделки и позже такие соглашения/контракты не были подписаны. 

Кроме того, ни одна из стран, наиболее нуждающихся в зерне и удобрениях, даже не упомянута в той же сделке. Похоже, с учетом этих факторов В. Путин в ходе ВЭФ-2022 сделал вывод о том, что «в документах (о сделке. – Прим. ред.) нет, к сожалению, упоминания о том, какой объем продовольствия, в том числе вывозимого с Украины, должен идти в развивающиеся страны». 

Значит, российская сторона в рамках сделки не смогла настоять – или решила не настаивать – на конкретных объемах, по крайней мере, своих поставок в конкретные нуждающиеся страны?

В связи с этим отметим, что включить в ту сделку все означенные факторы – с ее полным выводом из-под санкций, включая внесанкционный вывоз химудобрений, – предложили сельхозведомства Эфиопии, Ганы, Кении, Туниса, ЮАР, Маврикия, Зимбабве, Сенегала, Гамбии и ряда других африканских стран на онлайн-переговорах с Минсельхозом и профильными российскими ведомствами в июне-июле этого года. А заблаговременно ту же позицию – подчеркнем, общеафриканскую, – высказал В. Путину 3 июня в Сочи президент Сенегала, глава Африканского союза Макки Салл: «…Существует множество инициатив, призывающих обеспечить, чтобы Россия могла разрешить экспорт зерновых из Украины. И чтобы Россия сама могла экспортировать свои зерновые и удобрения. Такова позиция всей Африки». 

Что же касается неподсанкционных морских портов, они расположены в большинстве соседних с РФ и Украиной стран. Реализуется же сделка официально вне санкций, поэтому использование соседних портов для этих поставок не подпадает под вторичные санкции и представляется вполне логичным. Но, разумеется, с условием включения в ту же сделку гарантии беспрепятственности транзита через порты соседних стран. Однако такого подхода в этом вопросе пока не просматривается.

Нелишне напомнить, что в 50-х – середине 80-х поставки из СССР зерновых и удобрений (как и других товаров) в слаборазвитые страны осуществлялись сугубо на основе двусторонних с ними документов. В том числе и в период небезызвестных экономических санкций и других экономических ограничений Запада против СССР: со стороны натовского КОКОМа (с 1949 года) и в связи с пребыванием ограниченного контингента советских войск в Афганистане (с 1980-го). Использовались же для обхода этих мер Запада не только фрахт под удобными флагами, но и морские порты и/или специализированные суда под флагами стран – участниц Варшавского договора: Польши, ГДР; под флагами нейтральных, но дружественных СССР Югославии и Алжира, Финляндии и Швеции, Индии и Гвинеи, Сирии и Ливана… 

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее