Михаил Мищенко: «К сожалению, вся отрасль стала заложником политической ситуации»
Опубликовано:

Молочная олимпиада в Алма-Ате, несмотря на происходящие в мире события, уже традиционно стала местом для дискуссий о молочной отрасли как в рамках сессий, так и в кулуарах. Тем не менее за несколько месяцев до ее начала организаторы всерьез опасались, что форум может не состояться. Основатель The DairyNews и организатор мероприятия, а также уроженец Алма-Аты Михаил Мищенко в интервью Perfect Agriculture рассказал, с какими сложностями пришлось столкнуться при проведении олимпиады и что ждет сферу производства и переработки молока.

Можете сказать, что это была самая сложная Молочная олимпиада, которую вы когда-либо организовывали?

– У нас две были непростые олимпиады, но эта, наверное, самая сложная.

В чем была главная сложность?

– В том, что начались военные действия на Украине. А еще раньше, в январе, в Алма-Ате вспыхнули беспорядки, которые остановили многих участников и поставили проведение мероприятия под вопрос. Мы дождались конца января и, посовещавшись со всеми партнерами и спонсорами, решили, что олимпиада в Алма-Ате будет. Но через 24 дня проведение Молочной олимпиады опять оказалось под большим вопросом. До конца марта не летали самолеты, и мы понимали, что большая часть людей, уже купивших билеты, не смогут приехать. Но в начале марта, несмотря ни на что, мы приняли решение, что мероприятию состоится в любом случае. Если там не будет россиян, значит, будут участники из других стран, и мы его проведем.

Что было бы, если бы олимпиада проходила не в Казахстане, а где-то в России?

– Я не знаю, что было бы точно. Слава богу, что все случилось именно так. Мы запланировали Алма-Ату, и это не случайно. Это мои родные стены, где мне все очень понятно.

Какие еще причины, помимо этой, способствовали тому, что Алма-Ата была выбрана территорией проведения олимпиады?

– Первую причину я уже назвал – это мой родной город. Вторая, и мы говорили об этом последние несколько лет, – Казахстан имеет колоссальный потенциал. Это другая страна со своим подходом, но очень развитая, имеющая огромные вохможности с точки зрения производства молока. Казахстан – член Таможенного союза, граничит с Китаем, здесь сошлись многовекторный бизнес и логистика. Это страна, с которой нужно было познакомить участников молочного рынка. 

Но вряд ли она воспринимается многими как столица молочного производства!

– Ничего подобного. Север и восток Казахстана – это очень молочные регионы. На востоке он граничит с Новосибирской областью и Алтайским краем, это одни из самых молочных регионов России, и климат здесь тот же самый. На западе к Казахстану примыкают другие молочные регионы России. Молочная олимпиада всегда проходит в том месте, где люди могут и отдохнуть, и поработать, и насладиться природой.  

Помимо российских спикеров, на ней всегда много международных участников. В этот раз их было сложнее позвать?

– Очень сложно. Некоторые по политическим причинам отказались от участия сразу, другие задавали очень много вопросов, третьи опасались, что в ходе олимпиады начнется политическая полемика, в том числе с людьми, которые поддерживают вооруженные действия в Украине. Поэтому у нас ряд спикеров присутствовали онлайн, но тем не менее международную программу удалось сделать очень качественно.

А если посчитать в процентном соотношении от ваших ожиданий? 

– Если отталкиваться от наших ожиданий годичной давности, то где-то 80%, если от начала марта – примерно 220%.

Раньше на Молочную олимпиаду приезжала большая делегация из Беларуси. В этот раз такого нет, это тоже связано с политическими причинами?

– Первый фактор – политический: белорусские чиновники боятся, так как понимают, что у нас достаточно либеральная позиция относительно того, что происходит. Я, как спикер или специалист, могу называть вещи своими именами и задавать неудобные вопросы. Также в Беларуси огромное количество ограничений, в том числе и для чиновников, некоторые из них после 24 февраля просто перестали со мной выходить на связь.

Но вы лично никак не ограничивали их участие?

– Я был готов с удовольствием выслушать их позицию. Тем более, на мой взгляд, Беларусь поменяла свой статус на молочном рынке и стала в нем союзным государством с Россией. У нас смело говорят о независимости молочной отрасли, потому что Россия и Беларусь – это просто еще один регион на территории этого союзного государства. Было бы интересно поспорить с белорусами, но я думаю, что необходимость отвечать на такие вопросы, к сожалению, не позволила им участвовать. 

Вернемся к молочному производству в России. Вы всегда были человеком, настроенным максимально оптимистично. Сейчас вы видите предпосылки для оптимизма относительно дальнейшего развитии молочной отрасли в России?

– Во-первых, что касается пессимизма. К большому сожалению, я постоянно говорил и повторю: два «П» влияют на молочную отрасль в России – это погода и политика. С погодой все понятно, но когда политика и в такой форме – это тяжело и страшно. Я лично никаким образом это не поддерживаю. С другой стороны, люди живут, занимаются производством, и я, честно говоря, вижу много растерянности у российских производителей, сомнения, непонимание происходящего. Многие говорят: к сожалению, вся отрасль стала заложником ситуации, мы ничего не можем сделать, а жить в этих условиях нужно. Но, мне кажется, потребление молока на душу населения не сократится. Упаковка, рецептура продуктов станут проще, но люди все равно должны питаться. Мало того, они станут потреблять больше молока, потому что, скорее всего, выбор будет ограничен и не все смогут позволить себе дорогую еду и деликатесы. Значит, будут готовить деликатесы сами, дома, в том числе используя молочную продукцию. То есть станут покупать традиционные, простые, понятные продукты, которые позволят им получить все необходимые питательные вещества для организма. И это, наверно, единственный оптимистичный момент, о котором нужно сказать. Но стоит отметить, что называть вещи своими именами – это не есть пессимизм. Важно понимать, что самое главное последствие санкций для молочной индустрии – это технологическое отставание и оно не даст развиваться отрасли.

Вы не верите в параллельный импорт, в поставки через Казахстан?

– Я думаю, что в любом случае массовое производство продуктов столкнется с технологическим отставанием: это рецептуры, маркетинг, логистика. Здесь нет как такового повода для оптимизма, но понимать это и стараться преодолевать эти трудности каким-то образом необходимо. Я не знаю каким, у меня нет ответа на этот вопрос. Но то, что с этим нужно бороться, – факт, хотя бы обозначить проблему – это важно.

Вы говорите о потребителях, но участники Молочной олимпиады это в основном производители. Можете спрогнозировать, насколько сократится число производителей молока? 

– Я думаю, что сложно сейчас делать прогноз. Возможно, производителей молока останется столько же, или кто-то уйдет. Но людям нужно питаться. Можно произвести молоко, налить его в трехлитровую банку и продать, это нормально. В любом случае это продукт, но он имеет другую цену, возможно, его маржинальность даже повысится. Количество переработчиков, вероятно, будет сокращаться, потому что именно они испытают самое большое давление при условии сохранения внутренней политики России в том виде, в каком она есть сейчас. Скорее всего, будет консолидация, и на рынке останутся более серьезные игроки. Не исключена и национализация, когда крупные компании, которые имеют большие площади, как в случае с «Макдоналдс», могут быть переданы другому собственнику непонятно на каких основаниях.

В завершение про DairyNews. Вы говорите, что вышли из зоны ru и больше не позиционируете себя как российская компания. Но два главных ваших мероприятия (Молочная олимпиада и автопробег «Дорогу молоку!»), как правило, проходили либо в России, либо в СНГ…

– Это не совсем так. Молочная олимпиада дважды проходила в Турции, стране НАТО, один раз в Израиле, один – в Грузии, с которой у нас нет дипломатических отношений. Понятно, что основная наша аудитория была российская, но кризис дает нам возможность ее расширить.

Следующая олимпиада должна пройти в Узбекистане. Почему выбор пал на эту страну?

– Мы активно развиваем узбекское направление, и надеюсь, что в этом году откроем сайт DairyNew.uz на узбекском языке с переводом на русский. Мы нацелены на внутренний рынок Узбекистана, где большое население и большой потенциал. Экономика в этой стране сейчас становится более свободной, поэтому, думаю, там открываются большие возможности.

Как там обстоят дела с молоком?

– Молока в Узбекистане дефицит, но есть программы, которые нацелены на наращивание производства. Там очень большая доля частного сектора, тем не менее сейчас крупные инвесторы строят новые крупные фермы. 

Я правильно понимаю, что вы не планируете проводить сейчас мероприятия на территории России?

– Почему? Будем проводить. У нас запланирован автопробег в Татарстане, я надеюсь, что он пройдет. Есть условия, при которых он может не состояться, возможно, регулирование со стороны государства, мы же понимаем, что массовые мероприятия должны быть согласованы. Но тем не менее мы получили поддержку, пока во всяком случае, от Минсельхоза Республики Татарстан, поэтому мы готовы.

— То есть вы не уходите из России, а просто становитесь более глобальными?

– Мы усиливаем свое присутствие в России и принимаем на работу новых сотрудников.

Беседу вел Вячеслав Рябых

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее