Богдан Зинченко, ГК «Силтэк»: Наша цель – оптимизировать затраты клиентов на маркировку и идентификацию животных
Опубликовано:

Журнал Perfect Agriculture уже рассказывал о Группе компаний «Силтэк», которая выпускает пломбировочные устройства, сейф-пакеты, а также RFID-метки для учета объектов в логистике и производстве, в том числе поголовья скота. Наш корреспондент побеседовал с начальником отдела отраслевых продаж ГК «Силтэк» Богданом Зинченко о последних разработках продуктов для маркировки.

– Как пришла идея заняться производством ушных бирок и можно ли утверждать, что сегодня ваша продукция не уступает по качеству европейской?

– Несмотря на то, что компании «Силтэк» уже 25 лет, ушными бирками мы занимаемся всего два года. Поначалу, осваивая новую нишу продуктов для АПК, наши разработчики взяли за основу традиционно аграрные ближневосточные страны, такие как Иран и Турция. Однако их конструктив имел недостатки, и мы быстро перестроились на европейский стандарт как более перспективный и функциональный. Например, немецкие ушные бирки с интегрированными в них колбочками, помимо своего основного назначения, допускают прямо в процессе биркования забор биоматериала животного для анализов. В этом плане «Силтэку» есть к чему стремиться. Но если говорить про обычные средства маркирования, то сегодня качество ушных бирок «Силтэк» не уступает немецкому, при этом они намного доступнее по цене. 

– Какими производственными мощностями обладает компания?

– «Силтэк» на сегодня единственная производственная компания в России, выпускающая на своем оборудовании всю необходимую линейку средств идентификации, которые позволяют проследить путь каждого объекта с номером от первичной маркировки на ферме до прилавка в виде продукта питания. Первый участок – это производство ушных бирок для маркировки животных. Второй – выпуск пломбировочных устройств для нанесения штрих-кода на этапе первичной мясопереработки. И третий – участок фасовки, где изготавливается самое простое – секьюрити-наклейки и обычные наклейки со штрих-кодом. За последние полгода мы много инвестировали в производство средств маркировки животных (порядка 0,4 млн евро). Приобрели новые литьевые машины, организовали и дооборудовали цеха маркировки и производства бирок. Наши IT-специалисты разработали собственное ПО для учета и прослеживаемости продукта в конкретных хозяйствах, включая вертикально интегрированные холдинги. 

– Какие средства идентификации вы предлагаете клиентам?

– В нашем портфеле сейчас три ушные бирки для поросят: от самых маленьких (27Х27 мм) до крупных, для подсвинков и свиноматок. Также «Силтэк» – единственная компания в России, выпускающая бирки для коров размером 112Х76 мм, которые очень популярны именно в молочном животноводстве, потому что позволяют издалека идентифицировать корову. До того как мы вышли на рынок, наши аграрии, как правило, вынуждены были покупать более дорогие европейские аналоги. 

– Если повысится спрос на ушные бирки, сможете ли вы обеспечить потребности всех заказчиков? 

– Мы к этому готовы, ведь на подходе закон об обязательной маркировке животных. У нас достаточно производственных площадей для размещения новых термопласт-автоматов и участков. В России позиционируются как изготовители подобной продукции еще две компании, которые заявляют, что их производственные мощности обеспечат растущий спрос. Но, во-первых, в сегменте некоторых продуктов, например ушных бирок для коров размера XL, мы единственные. Во-вторых, никто больше нас не инвестирует в автоматизированные системы, позволяющие быстро нарастить производство. И в-третьих, наша широкая дистрибьюторская сеть поможет обеспечить нашей продукцией регионы. Есть у нас и план Б: лицензионное производство в Казахстане, где при необходимости можно развернуть дополнительные мощности, например, для снабжения азиатской части РФ и рынков СНГ.

– Почему ваше партнерское производство находится именно в Казахстане и есть ли подобные в других странах ближнего зарубежья?

– Казахстан первым предоставил нам возможность создать на своей территории лицензионное производство. В рамках отдельного юрлица они решают свои задачи, например, по выпуску упаковки для зерна, а мы – свои. За четверть века ГК «Силтэк» обрела надежных партнеров во многих странах СНГ, в Грузии и Беларуси. В том числе открыла собственное производство в Эстонии, поэтому мы частично восполняем потребности и европейского рынка.

– В чем уникальность производимых вами ушных бирок?

– Сегодня «Силтэк» – это единственная российская компания, которая запатентовала электронную ушную бирку для идентификации на расстоянии трех метров, причем сразу нескольких животных. Такие устройства есть в мире, а в России именно мы стали первопроходцами. Особенность наших бирок в том, что они работают на ультравысокой частоте UHF, в отличие от частоты LF (low frequency), которая хороша для индивидуального учета в животноводстве, но имеет очень ограниченную дистанцию считывания – не более 30 см. Дополнительный бонус для нашего заказчика – разработка программных решений под нужды конкретного хозяйства. Например, если поставить антенну на выходе из овечьего загона, то система сообщит, что утром вышло 100 овец, вечером вернулось столько же, а в случае отклонения сразу пришлет СМС-оповещение. Таким образом, учет поголовья для фермера заметно упрощается и ускоряется, хотя и требует наличия специального устройства-считывателя – ридера.

– Можно ли, считывая информацию с ушной бирки, определить состояние здоровья животного?

– Бирка является только своеобразным маячком, носителем уникального кода, номера. А идентифицировать данные параметров животного  по этому коду  – это как раз задача ПО-считывателя. Например, на телефоне можно установить специальное приложение, связанное с государственной системой.

– Сейчас вся молочная отрасль и не только обсуждает маркировку продуктов. Насколько целесообразно, на ваш взгляд, прослеживать путь животного от рождения до конечного молочного продукта на прилавке?

– Специфика молочного производства предполагает смешивание больших объемов сырья, поэтому пока технологии идентификации не позволяют определить, от какой именно коровы получена та или иная упаковка молока. Такая детализация особо и не требуется: достаточно знать, от какого предприятия оно получено. Это можно сделать с помощью Ветеринарной информационной системы (ВетИС), позволяющей координировать работу разных модулей. Но, думаю, сама цель обеспечения прослеживаемости продуктов питания государством поставлена своевременно. Этого требует не только доктрина внутренней продовольственной безопасности, но и задача выхода продукции российского АПК на внешние рынки. А значит, над повышением доверия к идее прослеживаемости придется работать всем.

– Каковы планы компании «Силтэк» на 2022 год?

– Внедрение цифровых технологий и разработка программного обеспечения, которые позволят значительно снизить издержки животноводов. Чтобы, например, ветеринар мог опознать животное без штрих-кода, просто наведя мобильный телефон на ушную бирку. Продолжим выпускать секьюрити-пакеты и сейф-пакеты, в том числе для ветеринарного управления, чтобы надежно защитить ветпробы, ветобразцы и документацию от доступа посторонних и обеспечить соблюдение установленных регламентов хранения. А на собственном производстве планируем в 2022 году перейти на полную автоматизацию и роботизацию, начиная от захвата отдельных деталей ушной бирки и заканчивая отправкой готовых изделий на участок маркировки. Так мы достигнем нашей главной цели – не только повысить собственную рентабельность, но и оптимизировать затраты клиентов на приобретение надежных и недорогих средств маркировки и идентификации.

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее