15 ноября в Торгово-промышленной палате комитет по агропрому обсудил законопроект «О непрерывной холодильной цепи (НХЦ) оборота пищевой продукции в РФ». Законопроект предполагает разработку программы развития и нормативного обеспечения НХЦ в области производства, хранения, транспортировки и реализации скоропорта, требований к его освидетельствованию и проч.
Он разработан бизнес-структурами, в частности Ассоциацией организаций продуктового сектора (АСОРПС), но представитель Россельхознадзора рассказал, что ведомство принимает непосредственное участие в проработке инициативы.
Как отметил директор департамента развития предпринимательства ТПП РФ Денис Дыбов, в настоящее время в нашей стране превалируют ведомственные нормативные документы по регулированию лишь отдельных элементов холодильной цепи, что не отвечает интересам общества и бизнеса. Необходимо дополнительно провести комплексную работу по законодательному регулированию и формированию развития НХЦ.
Главный научный сотрудник ВНИХИ — филиала ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН Георгий Белозеров сообщил, что в 2020 году в России без учета сельхозкультур зафиксированы потери продуктов питания на сумму порядка 1,4 триллиона рублей. Около половины этой суммы приходится на продукцию, требующую холодильного хранения. «А вот для хранения как раз необходимы холодильные цепи. И холодильные цепи – это не набор оборудования, а технологическая система, которую нельзя разрывать. Если на одном из этапов что-то нарушено с качеством, то это не исправить на последующем, даже если лучше условия хранения. Но если мы хотим создать национальную систему холодильной цепи как в Германии, Франции, Канаде и др., то без участия государства создать ее сегодня не удастся», — отметил Георгий Белозеров.
Президент АСОРПС Михаил Синев отметил, что законопроект о НХЦ предполагает создание компетентного координирующего и контролирующего органа по НХЦ, которые будут следить за выполнением требований закона участниками рынка — агентами НХЦ (складские организации, транспортные предприятия и предприятия торговли). Часть контрольно-надзорных функций могут быть переданы специализированной саморегулируемой организации в области НХЦ
Тестирование системы НХЦ прошло в июне – октябре 2020 г. при транспортировке скоропорта с Дальнего Востока в центральную часть РФ, говорит Михаил Синев. Рефконтейнеры оснащали термодатчиками, электронными пломбами и другим оборудованием, подключенным к АСМ ЭРА на базе систем «ЭРА-Глонасс» и «Меркурий» Россельхознадзора, которые обеспечивали взаимодействие с Федеральной государственной информационной системой в области ветеринарии. За четыре месяца осуществлено 17 перевозок скоропорта, в том числе мультимодальных. Телеметрия велась с момента заморозки до поставки ритейлерам, максимальное время контроля составило 32 дня 23 часа (от города Артем в Приморье до Петербурга). Технически все готово к запуску НХЦ, но нет законодательной базы, которая обяжет устанавливать оборудование на транспортные средства (ТС), не определен координирующий орган. АСОРПС предлагает назначить таким органом Минсельхоз (СМИ направили запросы в министерство и АО «Глонасс»).