TDNT Engineering (ООО «ТД Новые технологии») – российская компания, выпускающая оборудование для молочного и сокового производства. Пять представительств в России и две собственные производственные площадки позволяют ей успешно реализовывать проекты в Европе, Азии и странах СНГ. Об одном из них – заводе напитков на растительной основе в Санкт-Петербурге (ООО «Велле», торговая марка Veller), а также перспективах рынка молочных и альтернативных продуктов мы поговорили с директором TDNT Артемом Березуцким.
– Компания с 2014 года работает в России. А что было до этого? Вы же не с нуля начали производство?
– Можно сказать, что с нуля. Костяк нашей команды составляют бывшие сотрудники представительстваТеtrа Pаk в Красноярске. Когда этот офис был закрыт, мы с коммерческим директором Маратом Копыловым организовали свою компанию.
– Какой процент ваших проектов связан с молочным оборудованием?
– Порядка 90% приходится именно на молочную отрасль.
– В России настолько большой спрос на молочные заводы?
– Это обусловлено в первую очередь конъюнктурой рынка. Производство соков с 2014 года серьезно стагнирует, поэтому запросы на оборудование для него поступают редко. Молочные продукты – одни из основных в потребительской корзине для ежедневного питания. Соответственно, молочная отрасль динамично развивается. А предприятиям по переработке молока, чтобы оставаться эффективными, требуется регулярная модернизация.
– В чем ваше преимущество по сравнению с конкурентами?
– У нас несколько сильных сторон. Помимо полного спектра современного технологического оборудования, которое мы устанавливаем и запускаем, наша специализация – это асептический розлив в картонную упаковку типа «тетрапак». Наша компания является комплексным поставщиком и многие проекты реализует полностью – от приемки сырья до выпуска готового пакета с ультрапастеризованным молоком. Второе наше конкурентное преимущество – высокие стандарты ведения бизнеса, усвоенные из опыта работы в иностранной компании. Наше кредо: делать проекты так же качественно, как и зарубежные конкуренты, но более доступными по цене за счет локального инжиниринга и специалистов. Мы используем только импортные компоненты: насосы, клапаны, теплообменное оборудование. Наш ключевой поставщик – всемирно известная компания АlfaLаvаl.
– Крупные предприятия по переработке молока – ваши основные клиенты или вы сотрудничаете также с семейными фермами и мелкими хозяйствами?
– Мы готовы работать со всеми, но, как диктуют законы экономики и показывает практика, использование качественных компонентов предполагает большие объемы переработки. Поэтому будем откровенны: небольшие хозяйства, которые производят 5–10 тонн молока, – это, к сожалению, пока немного не наш клиент, ведь такое оборудование они позволить себе не могут. То есть на сегодня наш заказчик – это молочный завод, которые перерабатывает в сутки от 30–40 тонн сырья.
– Что сложнее: строить с нуля или модернизировать уже существующее производство?
– Проще реализовать новый проект: зашел в заранее подготовленный цех, смонтировал оборудование, провел пусконаладочные работы. Модернизация действующего предприятия намного сложнее. Его нельзя остановить: каждый день простоя – это потеря выручки, оборота. Поэтому приходится ориентироваться на непрерывность производства: ввел один участок, перешел на другой. Наша компания успешно работает по обоим направлениям: модернизирует молочные заводы и строит с нуля. Так, в 2021 году мы первые из российских инжиниринговых компаний реализовали проект «под ключ» завода по выпуску напитков на растительной основе, начиная от восстановления концентрата и заканчивая розливом.
– В чем специфика производства растительных напитков?
– В зависимости от используемого сырья можно выделить три основных подхода к их производству. Первый способ – производство из зерна (бобов). Его перемалывают и обрабатывают энзимами, после чего идет процесс ферментации. Данный способ дает самую низкую себестоимость сырья благодаря полностью замкнутому производственному циклу, однако он самый затратный, поскольку требует капитальных вложений в оборудование. Второй способ – работа с готовой мукой. Производители заказывают продукт необходимого качества для дальнейшего процесса ферментации. Этой технологии TDNT Engineering уделяет основное внимание. Третий способ – использование концентратов: жидкого или сухого соевого изолята, кокоса, миндаля и т.д. Из ферментированного и декантированного сырья можно производить растительные напитки по упрощенной технологии, исключая трудоемкий этап обработки.
– Каковы перспективы у этого рынка?
– В 2020 году было выпущено 97 млн литров напитков на растительной основе, в 2021 году, вероятно, объем может достигнуть 126 млн литров. Поскольку доля этого сегмента пока невелика, нецелесообразно сравнивать его с «классическим» молоком. Однако эта категория имеет четкий долгосрочный прогноз роста, и, по нашей оценке, к 2025 году объем рынка растительных напитков в России составит 250 млн литров в год.
– Строили ли вы объекты на территории бывшего СССР?
– У нас есть реализованные проекты и в Киргизии, и в Казахстане, и в Узбекистане. В этом году мы завершили объект в Грузии.
– Отличаютсяли проекты в России и за границей?
– С технической точки зрения реализация проекта не зависит от географии. Сложность представляет документооборот – для компаний, которые ведут деятельность за пределами России, установлен жесткий валютный контроль. Они отвечают даже за дебиторскую задолженность, и если иностранный контрагент задержал оплату на один день, то это уже является нарушением. Но ведь, согласитесь, не всегда есть возможность нести ответственность за действия другой стороны.
– Когда вы строите в России, есть ли помощь от государства, дешевые кредиты, субсидии?
– С этим все очень сложно. Частные кредиты достаточно проблематично получить для развития, потому что всем банковским структурам требуется залог. То есть сначала нужно много чего купить, заложить, а потом уже рассчитывать на финансирование. Мы инжиниринговая компания, наше богатство – инженерный состав, знания, опыт, а это не является залоговым обеспечением для банков.
– Насколько большой у вас штат?
– Более 40 инженерно-технических работников. В зависимости от сложности проекта временно нанимаем электриков, монтажников, сварщиков. Мы не работаем с аутсорсом, потому что это вопрос качества и ответственности. Предпочитаем штатных сотрудников, с которых можно спросить в случае затруднений у заказчика.
– Хватает ли им проектов? Не сидят ли они без работы?
– Горизонт загруженности у технических специалистов в среднем 2–3 месяца, но объем работы сложно оценить, потому что есть и небольшие проекты, и крупные. Масштабных комплексных проектов стоимостью от 500 тыс. евро без НДС – 7–8 в год. На каждый из нихуходит от 6 до 9 месяцев работы. В этом году один проект (3 млн евро) почти на полгода занял 60–70% нашего человеческого ресурса.
– Какие регионы больше всего нуждаются в ваших заводах?
– Региональная специфика связана как с количеством заказчиков, так и с ситуацией в переработке сельхозпродукции. Почему,например,мы выбрали Краснодар для открытия филиала и второго производственного помещения? Потому что он входит в Южный федеральный округ, а рядом Северо-Кавказский. Это очень крупные регионы, которые активно развивают переработку молока, производство соков, растительных напитков и других пищевых категорий. Второй перспективный регион – это Поволжье. Башкирия, Татарстан, Удмуртия – территории, где традиционно развита молочная промышленность и много сырья. А третий я бы назвал объединенным – это территории, что расположены рядом с Москвой и Санкт-Петербургом и ориентированные на потребителей этих мегаполисов.
– Можете назвать свои наиболее значимые проекты?
– Прежде всего, это завод для компании «Велле» по производству растительных напитков, который запущен буквально месяц назад. Это серьезный инновационный продукт, который мы сделали полностью «под ключ». Второй очень интересный проект реализован нами три года назад для ГК «Далимо» на их производственной площадке в Тольятти – полностью автоматизированный завод по выпуску йогуртов, питьевых и ложковых, с новым аппаратным участком. Два оператора управляют всеми технологическими процессами, начиная от приемки и заканчивая розливом. Также масштабный проект выполнен нами для компании Pepsico по переносу сокового оборудования в Новосибирск.
– Вы наверняка ездите за границу и видите, какой там ассортимент молочных и растительных продуктов. Как нам дорасти до их уровня?
– На мировых рынках потребление обычного молока снижается достаточно активно. Но набирают популярность другие продукты, которые из него производятся. В США, например, за 45 лет почти в два раза упало потребление белого молока, но так же, вдвое, выросло производство сыров. Развивается сегмент йогуртных напитков, и вязких, и обогащенных. Постепенно подтянется и Россия, при условии, что не будут падать доходы населения. Пока же ассортимент и потребление даже традиционных молока, творога, сыров у нас намного меньше, чем в Европе и США. Поэтому, считаю, сегодня самое время участникам молочной отрасли задуматься об активном продвижении новых продуктов.