«Инвестиционное развитие сектора мясного КРС предполагает расширение господдержки»
Опубликовано:

В апреле 2021 года Комитет Государственной думы по аграрным вопросам провел круглый стол на тему «Роль инвестиционных ресурсов для укрепления и развития агропродовольственного рынка мясного скотоводства». В мероприятии, наряду с руководителями и специалистами отраслевых союзов и ассоциаций АПК, участвовали депутаты Госдумы, представители Минсельхоза России, исполнительных органов власти субъектов РФ, науки, банков, страховых компаний, бизнеса и, конечно, прессы. 

Открывая заседание, член Комитета по аграрным вопросам Государственной думы РФ Батор Адучиев напомнил об исключительной роли животноводства в обеспечении продовольственной безопасности страны и обосновал необходимость расширения инвестиций в сектор КРС.

«В условиях санкций против России и активизации импортозамещения остро встает проблема обеспечения инвестиционного развития в отрасли животноводства, в том числе мясного скотоводства. Под инвестиционным развитием понимается непрерывный процесс привлечения инвестиционно-финансовых ресурсов в аграрное и агропромышленное производство, обеспечивающий увеличение объемов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия при самом непосредственном участии государства», – уточнил парламентарий.

Как отметил Батор Адучиев, несмотря на то что пороговые значения объемов мяса и мясопродуктов, предусмотренные доктриной продовольственной безопасности, в целом уже достигнуты, в структуре производства мяса на убой существенно сократилась доля КРС. Поэтому потребление говядины в стране не соответствует рекомендованным рациональным нормам, хотя этот продукт является незаменимым видом мяса с высокой биологической активностью. 

«В связи с этим актуальной становится задача поиска форм и способа включения инвестиционных финансовых ресурсов для интенсификации развития мясного скотоводства в нашей стране», – подчеркнул депутат.

Мясное направление в России сегодня находится в стадии становления и развития. В силу природно-климатических особенностей, а именно короткого пастбищного периода, российские скотоводы работают в более суровых условиях и менее конкурентоспособны по сравнению с крупнейшими странами – производителями говядины в мире. А более длительный цикл выращивания КРС по сравнению с птицеводством или свиноводством еще больше снижает инвестиционную привлекательность этого направления.

«Это и другие обстоятельства свидетельствуют о том, что устойчивое инвестиционное развитие мясного скотоводства в нашей стране требует пересмотра системы меры и инструментов господдержки в сторону их расширения и привлечения большего объема долгосрочных инвестиций», – уверен Батор Адучиев. 

Комитетом по аграрным вопросам предлагается стимулирование государством производства высококачественной говядины на базе личных подсобных хозяйств (ЛПХ) граждан посредством безвозмездного выделения им концентрированных кормов или фуражного зерна из расчета одна тонна на голову мясного скота в год.

«Для реализации данного предложения в России имеются основные необходимые предпосылки: постоянное внимание органов власти, адресные меры господдержки для малоимущих слоев сельского населения, увеличение объемов производимого в стране зерна, возможность повышения внутреннего спроса на фураж с государственным участием, что в конечном итоге благоприятно скажется на развитии аграрного и агропромышленного производства в целом», – отметил г-н Адучиев.

По мнению представителя комитета, для роста конкурентоспособности хозяйствующих субъектов основными направлениями господдержки должны стать: повышение генетического потенциала и разведение новых высокопродуктивных типов и пород скота, адаптированных к суровым условиям нашей страны, а также реализация высокотехнологичных проектов, предполагающих снижение затрат и обеспечивающих эффективность выращивания КРС.

Директор Национального союза производителей говядины Роман Костюк в своем выступлении заявил, что на сегодня динамика развития мясного животноводства в России скорее отрицательная.

Наряду с длинным циклом возврата инвестиций, одним из главных препятствий для развития мясного скотоводства эксперт считает сокращение количества скота, поступающего на последующую переработку, вследствие наращивания молочного производства.

«Наша с вами задача – поднять вопрос о том, что стимулирует инвестиционный спрос, и навести порядок в ведении оборота скота. Каждый индивидуальный предприниматель, фермер, бизнесмен, занимающийся животноводством, должен получить справедливую цену за свой скот», – заявил Роман Костюк.

Отставание в секторе КРС признал и член аграрного комитета Сергей Яхнюк, отметивший, что реализация крупных инвестиционных проектов в этой сфере по плечу только огромным холдингам типа «Мираторга». 

«Почему мы сегодня не втягиваем в эту систему всю Россию? Та же Карелия имеет громаднейший потенциал. Но интереса нет», – констатировал депутат.

В продолжение дискуссии Батор Адучиев добавил, что даже опыт «Мираторга» не говорит о возможности полной реализации вертикально выстроенной системы в рамках одной, пусть и очень крупной компании, так как в ней не хватает направления по выращиванию молодняка. 

«Чтобы кусок качественной говядины появился на столе российских семей, надо пройти четыре крупных этапа. Это производство молодняка, откорм, переработка и дистрибьюция. Вот четыре кита, на которых держится этот кусок мяса», – пояснил депутат.

Положительным опытом развития мясного скотоводства поделился министр сельского хозяйства Республики Башкортостан, заместитель премьер-министра Ильшат Фазрахманов.

В регионе сегодня есть и холдинги, и фермерские предприятия. Действуют более 350 кооперативов, объединивших малые формы хозяйствования. Принята программа развития молочной отрасли, направленная на увеличение поголовья в крупных хозяйствах индустриального молочного скотоводства с 1200 до 5000 голов. 

«По основным видам продукции у нас сегодня перепроизводство. Поэтому программы, направленные на вывоз нашей продукции, в том числе на экспорт и в другие регионы, для нас, конечно, это благо. Ведь для того, чтобы произвести еще больше, нам необходимо больше вывезти», – заявил министр.

Руководитель департамента развития корпоративного бизнеса ПАО «Сбербанк» Марина Миролюбова назвала и проанализировала две основные причины отсутствия инвестиционного интереса к направлению КРС: высокая стоимость собственного капитала на этапе открытия предприятия и длительные сроки окупаемости. 

«В этой ситуации не каждый кредитор готов профинансировать компанию, так как смотрит на возможность обслуживать долг и на возвратность заемных средств, которые пойдут на организацию  фермы. Есть хорошие предложения для стимулирования  мелких игроков рынка, но опять же встает вопрос: где им взять финансирование? Да, есть на текущий момент инструменты поддержки, однако, с нашей точки зрения, их недостаточно. Все-таки крупным компаниям несколько проще обслуживать долг, потому что у них, возможно, будут иные источники формирования потока, диверсифицированный бизнес, вертикальная интеграция», – отметила г-жа Миролюбова.

Для мелких игроков выходом может быть кооперация, но и в этом случае вопросы финансирования не снимаются. 

«Ни для кого не секрет, что в этой области не до конца прозрачная нормативная база и банки видят риски в данном финансировании. Нужно четко определить роль ЛПХ, кто за что может поручиться и какова структура обеспечения долга», – отметила эксперт.

Ценовую ситуацию на внутреннем рынке говядины кратко и емко охарактеризовал генеральный директор компании «Оренбиф» Марино Курра: «Предложение маленькое. Следовательно, цена на мясо очень высокая».

Усугубить ее может новый закон, который вступает в силу в конце 2021 года, о введении акциза в размере 21% на импортные мясопродукты.

«Вырастет спрос и потребность в убое местной скотины, но мяса не будет хватать. А это значит, что повысятся цены и у населения может возникнуть проблема с обеспечением мясными продуктами», – заявил Марино Курра.

Исполняющий обязанности ректора Оренбургского госуниверситета Сергей Мирошников оценил достижения отрасли как скромные.

«Если честно смотреть на ситуацию, сложившуюся в мясном скотоводстве, то за последние восемь лет – с момента вступления России в ВТО – очевидных перспектив у нашей отрасли нет. Инвестиции (2,5–3 млрд долларов), которые по программе «Развитие мясного скотоводства 2008–2012 годов» удалось привлечь, – это не те деньги для такой огромной страны, как Россия», – отметил эксперт.

Тем не менее, несмотря на рост производства свинины и мяса птицы (где экспорт уже превысил импорт), именно мясное скотоводство, по мнению ректора, способно обеспечить Россию рабочими местами. 

«Сегодня нет государственной политики в области создания рабочих мест в мясном скотоводстве страны, и это большая, серьезная проблема. Мы плохо доносим информацию, которая есть у нас внизу, до нашей власти», – заявил эксперт. 

Возвращаясь к актуальному вопросу финансирования отрасли мясного скотоводства, Сергей Мирошников призвал обратить внимание на динамично растущие рынки Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

«По оценкам, только в Юго-Восточной Азии ожидается 2 миллиона тонн дефицита говядины в ближайшее время. Они готовы сегодня брать этот скот живым весом или тем же мясом. Если мы не можем найти внутри страны эти деньги, давайте оттуда попросим», – предложил эксперт.

Директор департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ Дмитрий Бутусов подвел итоги круглого стола иобозначил цель, к достижению которой нужно стремиться отрасли, опираясь на конкретные цифры.

«Согласно доктрине продовольственной безопасности, если брать самообеспеченность по мясу и мясопродуктам, мы превышаем заданные показатели с точки зрения потребления. По оценке, в 2020 году оно составило 100,4%. Но если говорить о структуре потребления, то сегодня говядины потребляется около 14 кг на человека, тогда как рекомендованная норма составляет порядка 20 кг. Поэтому нам есть к чему стремиться», – пояснил Дмитрий Бутусов.

С 2014 года в России введено 245 новых и модернизировано 104 объекта мясного скотоводства, где дополнительно произведено порядка 62–63 тысяч тонн скота в живом весе. Минсельхоз очень осторожно оценивает перспективы и прогнозирует умеренный рост, в основном за счет развития крупных и средних действующих компаний. В настоящее время реализуются 13 инвестиционных проектов по мясному направлению животноводства, рассчитанных на 35 тысяч голов в совокупности.

«В мясном скотоводстве уже сформированы достаточно конкурентоспособная отечественная племенная база и породное разнообразие. Важно ее сохранить и преумножить», – подчеркнул чиновник.

«Мы поняли, что федеральные власти нас услышали», – заявил в завершение круглого стола Батор Адучиев.

По итогам мероприятия его участники приняли решение подготовить соответствующие рекомендации, в том числе и Правительству РФ, касающиеся дальнейшего развития мясного скотоводства.

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее