Молочная отрасль: место в будущем
Опубликовано:

В конце мая 2021 года в Новороссийске состоялась XII Молочная Олимпиада, на которой участвовал корреспондент журнала Perfect Agriculture. Невозможность провести мероприятие в Дубае в прошлом году из-за пандемии не помешала организаторам в этот раз удивить гостей и участников насыщенной деловой и культурной программой на Черноморском побережье. Около 400 делегатов из России, Беларуси, Нидерландов, Германии и других стран обсудили перспективы развития молочной отрасли до 2030 года, вопросы регулирования цен и экспорта на Летнем Молочном Саммите, который прошел уже в восьмой раз. 

Директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко, открывая Молочную Олимпиаду, обосновал выбор места ее проведения.

«По традиции мероприятие проходит там, где есть большая вода. Новороссийск – один из трех крупнейших морских портов РФ, который занимается экспортом сельхозпродукции, в первую очередь растениеводства, и та точка, где мы можем активно поднять задачи и цели развития агроэкспорта. К проведению Молочной Олимпиады мы привлекли специалистов, имеющих отношение к экспортной инфраструктуре города», – пояснил эксперт.

Выступление Михаила Мищенко на Летнем Молочном Саммите было посвящено глобальным сдвигам в современном обществе и их влиянию на развитие молочной и пищевой индустрии. Как несомненный успех отрасли эксперт отметил рост производства сырого молока в российских хозяйствах до 20 млн тонн в 2020 году – на 5,5% больше, чем в 2019-м. Для сравнения: мировой показатель не превысил 1,5–2%.

«Мы растем динамичнее всех стран в мире. С 2013 года рост производства молока в России составил 30%», – констатировал директор Центра изучения молочного рынка.

Анализируя статистику по отдельным российским регионам, Михаил Мищенко назвал лидеров в производстве молока. Список возглавили Республика Татарстан (+4,4%) и Краснодарский край. 

«На мой взгляд, в Западной Сибири сейчас непростая ситуация с производством молока. Это связано с тем, что там небольшое население, но при этом есть переизбыток молока, которое необходимо сдавать, в первую очередь в европейскую часть России», – заметил Михаил Мищенко.

В переработке молока, сообщил эксперт,лидируют Москва и Московская область, на втором месте – Краснодарский край. Всего в 2020 году в России произведено 25 млн тонн молочных продуктов в пересчете на молоко. 

«Из них 4,5 млн тонн – это импорт молока и продукты с заменителями молочного жира и белка», – пояснил Михаил Мищенко.

Также директор Центра изучения молочного рынка напомнил о факторах, положительно повлиявших на рост внутреннего потребления. Один из них – фактическое закрытие выездного туризма в 2020 году из-за пандемии.

«Если в 2019 году наши туристы потратили на выезде $34,5 млрд, то в 2020-м практически все они остались в стране и тратили деньги здесь. Это поддержало и сектор HoReCa, и производителей. Жители крупных городов, наконец, стали открывать для себя Россию. В результате спрос на молоко и молочные продукты вырос примерно на 7,5%», – отметил эксперт.

Михаил Мищенко назвал российскую молочную отрасль наиболее честной, несмотря на жесткое регулирование, и выразил уверенность в реальности достижения поставленных перед ней целей. 

«Потенциал производства молока в России – 103 млн тонн. При нынешних темпах роста к 2030 году страна будет производить те самые, заявляемые сегодня официальными ведомствами 31 млн тонн молока», –  заключил эксперт.

Тем не менее, в долгосрочной перспективе директор Центра изучения молочного рынка указал на сокращение потребления традиционных молочных продуктов за счет расширения рынка альтернатив и призвал уже сегодня сосредоточиться на экспорте. 

«Россия обречена быть экспортером аграрной продукции и молока – это крайне важный момент, на который стоит обратить внимание. Я не удивлюсь, если к 2030 году Россия станет поставщиком молочной продукции в Беларусь. Наш потенциал гораздо выше», – заявил Мищенко.

Президент Международной молочной федерации (IDF) Пьер-Кристиано Браззале рассказал о современных вызовах, с которыми столкнулась молочная индустрия в 2020 году. По его словам, отрасль хорошо адаптировалась к пандемии и возросшему запросу общества на новые продукты и технологические процессы, обеспечивающие потребителю здоровье и благополучие. При этом эксперт признал, что во многих регионах мира до сих пор существует дефицит технологий и ресурсов.

«Поэтому необходимо более эффективно использовать ресурсы для предприятий. Стремиться стать более экологически прозрачными, выстраивать партнерские отношения между организациями, бизнесом и государством», – заметил Пьер-Кристиано Браззале.  

Для достижения этой цели роль коммуникаций потребителей с производителями будет только возрастать, считает эксперт.

«Современные потребители хотят видеть экологически чистый продукт, ясный и понятный состав. Кроме того, им важно знать, что производители соблюдают права сотрудников и заботятся о комфорте животных», – заключил Пьер-Кристиано Браззале.

Основным фактором развития молочной отрасли, по мнению эксперта, был и остается рост населения в мире. К 2050 году на планете будет проживать более 9 млрд человек, а значит, аграриям необходимо обеспечить увеличение производства молока и урожайности культур. 

Генеральный директор международной аналитической сети IFCN Лукаш Выжыковски представил доклад на тему «Молочная индустрия в горизонте до 2030 года».

Эксперт заявил, что успешной адаптации молочной отрасли в период пандемии способствовал, наряду с прочим, доступ к достоверной информации и аналитике рынка. Следствием стали рост инвестиций, развитие технологий и ускорение модернизации молочного производства.

Выжыковски также напомнил, что «цена – ключевой фактор, позволяющий увидеть будущее отрасли».

«Интенсивность производства молока зависит от систем фермерского хозяйства. В последние 5 лет мы наблюдали большие различия между регионами и странами по ценам на молоко и маржинальности. И эта разница углубляется», – заметил Лукаш Выжыковски. 

Продолжая разговор о ценообразовании, депутат Государственной думы Наталья Боева констатировала рост себестоимости молочной продукции (от 12 до 20%), несмотря на различные меры государственной поддержки производителей. По мнению парламентария, сверхприбыли в молочной отрасли сегодня возможны только для предприятий, которые позволяют себе выпуск фальсификата. 

Также Наталья Боева выразила опасение, что снижение реальных доходов населения может привести к сокращению потребления молочной продукции. Для решения этой проблемы правительство планирует ввести дополнительную господдержку.

«Считаем необходимым пересмотреть договоры между ритейлерами и переработчиками. Это нужно и в свете предстоящей маркировки. Если правительство допускает введение в оборот продукции без маркировки, произведенной до 1 июня 2021 года, то ритейлеры требуют всю продукцию с 1 июня поставлять маркированной», – пояснила Наталья Боева.

Она подчеркнула, что «это некорректное требование, которое противоречит постановлению правительства». По оценке парламентария, Россия – единственная страна, в которой реализуется процесс молочной маркировки.

«Я не знаю ни одной страны, в которой бы маркировали всю молочную продукцию. Мы не должны быть в этом вопросе первыми», – заметила эксперт.

Обращаясь к вопросу госрегулирования цен, Наталья Боева подчеркнула, что прежде всего необходимо контролировать себестоимость молока, а уже потом – стоимость готовых продуктов, 20% которой приходится на долю переработки.

«Надо начинать с ГСМ, кормов и составляющих производства. Чтобы производители не кричали криком – потому что цена на молоко падает, а на составляющие растет», – заключила Наталья Боева. 

Генеральный директор Совхоза им. Ленина Павел Грудинин назвал государственную политику в отношении сельского хозяйства главным препятствием для развития отечественного АПК.

В ходе своего выступления Павел Грудинин задал собравшимся несколько вопросов: кто считает, что госполитика в отношении АПК адекватна? кто считает, что у нас отличная подготовка специалистов? кто считает, что «Меркурий» решил проблему фальсификата? Почти никто не ответил на них положительно.

Павел Грудинин заявил, что «они [правительство] сделали все для того, чтобы у нас не было АПК», и подчеркнул, что выпускники аграрных вузов идут работать в другие отрасли, так как зарплаты в отечественном сельском хозяйстве очень низкие.  

Касаясь удорожания сельхозпроизводства и связанного с ним роста цен для конечного потребителя, он напомнил, что стоимость удобрений за последний год выросла в некоторых регионах на 60% и что депутат Наталья Боева выступила за госрегулирование цен именно на составляющие производства, а не на продукты в магазине.

«У нас еще одна проблема – нищее население. Вот обрадовались – нас закрыли […], внутри страны всплеск потребления, за счет девальвации наш продукт конкурентоспособнее. Но это ненадолго. Сколько будут стоить запчасти на иностранные доильные аппараты, сколько потратим на ветпрепараты импортные?» – обратился директор Совхоза им. Ленинак присутствующим.

При этом он считает, что государство не помогает отрасли решать проблемы.

«Правительство думает, что жадные молочники, оно не думает, что жадные ГСМ. Банкиры могут разорить любого, а государство не спасет. Поэтому спасение утопающих – дело рук самих утопающих», – заключил Павел Грудинин.

Руководитель управления маркетинга ГК «ЭкоНива» Екатерина Дюрр положительно оценила перспективы экспорта российской молочной продукции, которая пользуется спросом во многих странах. Наиболее популярны,по ее словам,сухие молочные продукты, йогуртно-десертная группа, в КНР – UHT-молоко с 3,5% жирности.  

Екатерина Дюрр пояснила, что за границу уже ушло 13 партий продукции «ЭкоНивы» по 23 тонны каждая, и поделилась успешным опытом вывода продукции на китайский рынок. 

«Когда мы проводили стратегическую сессию с Китаем, много думали, как транслировать на новый рынок нашу продукцию. В Китае очень ценят натуральность, им важны персонификация продукции, кто стоит за брендом, они разборчивые, смотрят состав продукта. В итоге пришли к выводу, что ничего менять не надо», – отметила топ-менеджер.

Руководитель сектора исследований глобального молочного рынка Rabobank Кевин Беллами определил несколько новых «точек роста» молочной отрасли. Поскольку в мире увеличивается количество потребителей в возрасте 60+, аналитик прогнозирует постепенное расширение рынка продукции для данной возрастной категории. По мнению эксперта, его ежегодный рост составит 6–7%.

«Все больше молочных компаний будут инвестировать в производство продуктов для пожилых и продуктов для здоровья. Я уверен, что этот сектор очень перспективен. Люди хотят сокращать расходы на лекарства, что можно обеспечить правильными продуктами питания. К тому же сейчас все следят не только за состоянием своего здоровья, но и за внешностью», – уточнил Кевин Беллами.

Он также подчеркнул, чтонакормить 9 млрд человек – такая численность населенияЗемли ожидается к 2050 году – сложная задача. Эксперт отметил, что предприятия будут наращивать производство, чтобы удовлетворить растущие потребности, и роль молочной отрасли в экономике существенно возрастет. 

«Без молока этот мир представить трудно. Все серьезные аналитики предсказывают, что этот продукт будет очень важной частью рациона людей», – подчеркнул г-н Беллами.

Заместитель министра сельского хозяйства Республики Беларусь Алексей Богданов заявил, что по итогам прошлого года РБ нарастила объемы экспортных поставок агропродовольственной продукции на 2,7%. В денежном эквиваленте показатели увеличились до $2,4 млрд. К 2030 году производство молока вырастет до 10,5 млн тонн.

«Больших инвестиций на покупку дорогих животных и строительство новых комплексов у нас нет, хотя программа господдержки предусматривает финансирование до 2025 года. Основная стратегия делает упор на рост продуктивности молочного стада», – заявил эксперт.

Он отметил, что в среднем по республике надой на корову составляет 3,5 тонны. Планируется увеличить его до 6,5 тонн и выйти на 7 тонн в год.

Чиновник сообщил, что почти 80% экспорта белорусской молочной продукции в Россию приходится на Центральный административный округ, где ведут деятельность крупнейшие представители отрасли.

«Но мы планируем больше работать с регионами России, а не только с центром», – добавил Алексей Богданов.

Основной позицией белорусского экспорта традиционно считаются сыры. Эксперт уточнил, что весь прирост производства белорусского молока будет направлен на экспорт.

Богданов выразил уверенность, что, несмотря на собственный производственный и экспортный потенциал, Россия продолжит закупать продукты за рубежом, так как это нормальный процесс для международной торговли.

Генеральный директор Южного Молочного Союза Константин Синецкий рассказал о производстве молока в Краснодарском крае – крупнейшем молочном регионе Причерноморья. 

«Исторически Кубань – профицитный регион по молоку, больше половины которого отсюда «уезжает» в соседние регионы, в том числе в Адыгею», – заявил Константин Синецкий.

При этом эксперт отметил, что, несмотря на высокие показатели производства молока, его потребление в Краснодарском крае не достигает рекомендуемых норм. По его мнению, это связано с культурой потребления, в частности на Кавказе: по традиции местные молочные продукты используются в качестве ингредиентов для выпечки ипредпочитаются свежему молоку. 

Роль молочной индустрии остается одной из важнейших в доктрине продовольственной безопасности России. Поэтому ХII Молочная Олимпиада предсказуемо стала площадкой не только для жарких дискуссий и споров, но и местом для обстоятельного диалога представителей отрасли и власти. Благодаря организаторам мероприятия каждый его участник получил возможность зарядиться позитивом от общения с коллегами и оценить состояние дел в отрасли на основе достоверной и актуальной аналитики из уст авторитетных экспертов. 

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее