Сергей Лахтюхов: «Мясо птицы из России воспринимается как премиальная продукция во всем мире» 
Опубликовано:

Созданный в марте 2019 года Национальный союз птицеводов объединил представителей ведущих компаний – производителей мяса птицы, которым принадлежит свыше 60% рынка. Генеральным директором новой отраслевой организации стал Сергей Лахтюхов, ранее возглавлявший Российскую ветеринарную ассоциацию. О первых результатах работы союза и ситуации в российском птицеводстве он рассказал в эксклюзивном интервью Perfect Agriculture.

– Главными задачами Национального союза птицеводов, созданного почти два года назад, изначально назывались повышение конкурентоспособности продукции и формирование условий для роста спроса на мясо птицы у российских потребителей. Удалось их решить?

– Большинство амбициозных задач, которые были поставлены перед нами Советом директоров, на сегодня выполнены. Но при этом перечень актуальных на текущий момент вопросов, которыми руководствуется в своей деятельности наш союз, продолжает расширяться.

– Внесла ли пандемия COVID-19 коррективы в планы российских предприятий? Повлияла ли она на мировой рынок птицеводства?

– С гордостью могу сказать, что птицеводческая отрасль успешно пережила как первую, так и вторую волну коронавирусных ограничений. В период первой волны, когда над АПК нависла неопределенность, те ограничения, которые наши предприятия ввели для обеспечения биологической безопасности своих площадок, в полной мере были компенсированы практически полным отсутствием вспышек коронавируса. Конечно, порой возникали вопросы технического характера, связанные с ограничением перемещений как сотрудников, так и автомобилей с продукцией, но они вполне успешно решались благодаря содействию Минсельхоза.

– На одной из конференций вы говорили, что экспорт российской продукции птицеводства в 2020 году может впервые превысить его импорт. Удалось ли этого добиться и за счет чего?

– Да, удалось. В этом году объем экспортных поставок превысил объем импорта, причем значительно. По предварительным итогам 2020 года, на внешние рынки поставлено 293 тыс. тонн птицеводческой продукции, объем импорта надо уточнить. Думаю, такой паритет сохранится и в последующие годы.

– В какие страны экспортируется российское мясо птицы и продукты птицеводства?

– Сегодня мы осуществляем поставки более чем в 40 стран. Основная их доля приходится на Китай. Здесь ситуация складывается очень хорошо. Несмотря на то что рынок этой страны открылся для птицеводческих предприятий России лишь два года назад, уже в 2020-м мы значительно превысили показатель 2019 года: экспорт мяса птицы на китайский рынок достиг 143–146 тыс. тонн, что составляет половину от общего объема экспорта. Далее следуют Украина и Казахстан. 

– С чем связано, что российская продукция так массово уходит именно в Китай? Это большой рынок? Там ниже требования? 

– На самом деле китайский рынок – далеко не самый простой. Требования КНР к российским производителям – экспортерам птицеводческой продукции – очень строгие. Это касается как ветеринарно-санитарных стандартов, так и нововведения 2020 года: обязательной гарантии отсутствия возбудителя COVID-19 в нашей продукции, с чем мы успешно справляемся. В Китай поставляем куриные ножки и лапы, на втором месте – крылья, далее – другие субпродукты, которые в России не пользуются особым спросом. Например, лапам вообще нет места в культуре потребления наших сограждан. Ранее эта продукция полностью шла на производство мясокостной муки, а сейчас для нее открылась экспортная ниша в КНР, причем до недавнего времени достаточно маржинальная. Естественно, компании быстро не столько переориентировались, сколько проинвестировали в это направление, чтобы соответствовать требованиям Китая, и стали выпускать пользующуюся спросом у граждан Поднебесной продукцию. Сегодня в структуре экспорта на Китай приходится более половины объема поставок, с учетом Украины – более 60%. И совершенно правы эксперты, которые видят в этом серьезные риски. Нам необходимо диверсифицировать экспортные направления, чтобы ослабить зависимость птицеводческой отрасли от ситуации в той или иной стране. 

– Может быть, в связи с этим нужно как-то ограничить поставки в Китай?

– Нет, ни в коем случае. Но нашим предприятиям и регуляторам сегодня необходимо продумать и разработать перечень мероприятий, которые касаются не только расширения поставок в уже привычные и удобные Китай и Украину, но и открытия новых стран и направлений. 

– Одна из стратегических задач на будущее, сформулированная НСП, – войти в топ-10 крупнейших поставщиков мяса птицы в мире. Почему ставится цель попасть именно в десятку, а не в пятерку или тройку? Кто ваши главные конкуренты в этом вопросе? И когда примерно произойдет?

– Задача войти именно в топ-10 связана исключительно с необходимостью поэтапного движения к цели. Вначале нужно решить задачу-минимум, а потом строить более амбициозные планы. В ближайшее время мы точно догоним по экспорту Бразилию и США, но далее нашими основными конкурентами станут страны Евросоюза и Украина. И я оптимистично смотрю на перспективы достижения этой цели. Думаю, в следующем году мы поставим себе задачу войти в топ-5.

– И какова должна быть роль государства в этом вопросе? Достаточно ли для этого существующих мер господдержки? 

– С одной стороны, мы видим, что государство действительно идет навстречу, оказывает серьезную поддержку, в том числе финансовую, экспортерам мяса птицы. Необходимо отметить, что помимо постановления Правительства РФ №512, которое позволяет привлекать денежные средства под льготный процент, у нас существует прямое субсидирование экспортно ориентированных предприятий. Можно вспомнить и постановление №1104, которое субсидирует часть затрат на логистику экспортной продукции, а также постановление №1816, которое компенсирует часть расходов на сертификацию. И эти меры поддержки уже дали положительные результаты. Мясо птицы из России воспринимается как продукция премиального уровня во всем мире. Но при этом в вопросе себестоимости у нас по-прежнему много конкурентов, которым мы, к сожалению, пока проигрываем. В том числе и потому, что у нас достаточно высока доля административных затрат при производстве.

– Сегмент продукции халяль считается одним из самых быстрорастущих в мире. Насколько Россия конкурентоспособна в его производстве? 

– По оценкам 2019 года, в среднем рынок продукции халяль в мире оценивается в 1,17 трлн долларов, в России – в 34 млрд рублей. С учетом того, что на Земле проживает около 2 млрд мусульман, в том числе примерно 20 млн – в России, мировой рынок мяса птицы, произведенной по требованиям шариата, оценивается в 12–18 млн тонн, а российский – в 650 тыс. тонн. Халяльная продукция из нашей страны реализуется как на внутреннем рынке, так и на внешних. С гордостью могу сказать, что некоторые из российских предприятийптицеводства были аттестованы на поставку в Королевство Саудовская Аравия (КСА). То есть это, с одной стороны, признание жемчужины стран Персидского залива, но с другой – оно предполагает одну из самых жестких степеней контроля как за ветеринарно-санитарными требованиями при производстве птицеводческой продукции, так и за соответствием стандарту. Ведь в КСА халяль – это часть государства. Многие наши предприятия поставляют халяльную продукцию также в ОАЭ и другие страны Союза арабских государств (GCC). Так что потенциал у России здесь высок и нам есть куда развиваться.

– Одна из стран, добившихся выдающихся успехов в экспорте птицы, – Польша. Может ли она быть примером для России, если да, то в чем?

– Польша на самом деле очень хороший пример. Еще 15 лет назад про нее как экспортно ориентированную страну никто не слышал. Буквально за небольшой временной промежуток она сделала колоссальный рывок и сейчас занимает третье место в мире по объемам экспорта мяса птицы. Что обеспечило ей такой успех, помимо поддержки со стороны государства? Упор на диверсификацию экспортных поставок. Сегодня для польских производителей открыто более 100 стран, куда они могут отгружать свою продукцию. В более чем 60 стран отгрузки происходят постоянно. Тем самым для птицеводов Польши нивелируются риски, связанные как с мерами защиты внутренних рынков, которые вводят страны-импортеры, так и с соображениями экономической целесообразности или проблемами в части подтверждения ветеринарного благополучия страны. То есть диверсификация экспорта позволяет при необходимости оперативно переориентировать свои грузопотоки на экономически интересные направления для своей продукции.

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее