В начале марта в малом зале Государственной думы состоялись парламентские слушания на актуальную сегодня тему «Совершенствование правового механизма государственного регулирования ценообразования на продовольственные товары первой необходимости». В заседании приняли участие депутаты, представители министерств и руководители региональных органов управления АПК.
С базовым докладом выступил председатель Комитета Государственной думы по аграрным вопросам Владимир Кашин. По его словам, тема ценообразования остро воспринимается жителями нашей страны, поскольку динамика роста цен превышает даже инфляцию: соотношение 9% к 4,9%. Продовольственная корзина за последний год подорожала почти на 800 рублей, причем в некоторых регионах значительно выросли цены на мясо, овощи, хлебобулочные изделия, рыбу.
Владимир Кашин связал, в частности, подорожание хлебобулочных изделий на 5% с действиями исполнительной и законодательной ветвей власти.
«Это говорит о том, что, когда решения принимаются на уровне правительства и законодательства, необходимо широкое обсуждение темы с участием фермеров, крупных хозяйств, с теми, кто выращивает зерно и обеспечивает продовольственную безопасность», – подчеркнул депутат.
Еще одной причиной роста цен на продукты первой необходимости Кашин назвал сокращение количества рынков и ярмарок. По мнению председателя комитета, это делается для того, чтобы «создать приоритет для торговых сетей, где огромные наценки на продукты».
«Кого мы грабим таким подходом? Деревня и так задавлена, она и так унижена, зарплата там почти в два раза ниже, чем в среднем по экономике. Российская бедность сегодня представлена лицом аграрников. Деревни надо преобразовывать и развивать. Малый бизнес сегодня является патриархом в деревне. Ему надо давать поклон. И в целом народ в стране не жирует – доходы упали почти на 12%», – заявил г-н Кашин.
Депутат предложил восстановить государственную поддержку и комплексное развитие сельских территорий, начать думать о кормильцах на селе. Только забота о производителе, в первую очередь о малом и среднем бизнесе, может изменить ситуацию.
Заместитель министра сельского хозяйства Оксана Лут в своем содокладе связала рост цен с увеличением себестоимости, которое, в свою очередь, обусловлено не только удорожанием сельскохозяйственной техники, упаковочных материалов и удобрений, но и ростом мировых цен на сельхозтовары и девальвацией рубля.
Она напомнила также о мерах, предпринятых правительством для стабилизации ситуации: установлены таможенные пошлины на вывоз зерновых и масличных, квоты на экспорт зерна, введена дополнительная поддержка для фермеров.
«Для животноводческих отраслей расширены возможности краткосрочных кредитов, которые можно использовать на закупку шротов, премиксов и кормов. Увеличен лимит для одного заемщика до 1,5 млрд рублей по льготному краткосрочному кредитованию. Также, учитывая что у нас была вспышка птичьего гриппа, рассматривается возможность пролонгации кредита до 12 лет для пострадавших хозяйств. Направлена дополнительная поддержка на единицу продукции мукомольной промышленности из фондов правительства в размере 4,7 млрд рублей», – пояснила Оксана Лут.
Особый интерес собравшихся вызвал проект федерального закона №1077520-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», о котором рассказал в своем докладе Владимир Кашин. Законопроект ограничивает оптовую наценку 10% от розничной цены, розничную – 15%. Переработчик может уложиться в 25%, а остальные 50% должны доставаться сельхозпроизводителю.
Комментируя документ, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию АПК и сельских территорий Юлия Оглоблина отметила, что в пояснительной записке к законопроекту явным образом не представлена главная цель его введения, поэтому трудно сделать заключение о целесообразности его принятия.
«Если основная цель – это обеспечение доступности основных продуктов питания, в том числе для малоимущих граждан, то эффективность предлагаемых мер весьма условна. В механизме не предусмотрена какая-либо связь ценообразования с уровнем доходов малоимущих. Вместе с тем именно соотношение цен на продукты питания и доходов имеет определяющее значение для граждан, а не абсолютные значения цен. Иными словами, даже если ценообразование будет происходить в полном соответствии с предложенными положениями, то это не гарантирует, что установленная цена будет доступна для малоимущих», – считает общественница.
Также Юлия Оглоблина перечислила ряд вопросов, на которые законопроект не дает ответов. Ожидается ли выпадение доходов бюджета по НДС? Какие экономические последствия будет иметь ограничение торговых наценок и, соответственно, прибыли производителей и продавцов продуктов питания? Не поставит ли он в более выгодное положение крупных производителей, переработчиков и торговые компании по сравнению с небольшими? Возможен ли их уход с рынка, а значит, снижение конкуренции и создание предпосылок для роста цен или дефицита? Рассматривалось ли в виде возможного последствия введения предлагаемых мер, например, решение некоторых участников рынка об отказе (или сокращении) производства и/или реализации продуктов питания первой необходимости в пользу других категорий продуктов, в том числе более высокого ценового сегмента?
«Нужно исходить из того, что главное – это обеспечение доступности продовольственных товаров первой необходимости, а не удержание цен на определенном уровне. Государственное регулирование ценообразования следует рассматривать как инструмент предотвращения необоснованного, спекулятивного роста цен на базовые продукты питания для населения. Их перечень может утверждаться Правительством РФ по аналогии с механизмом сдерживания роста цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. При этом нужно установить определенные критерии обоснованности или необоснованности роста цен», – отметила глава Комиссии ОП РФ по АПК.
Позицию Торгово-промышленной палаты Российской Федерации представила ее вице-президент Елена Дыбова, опираясь на результаты проведенного ТПП опроса производителей продовольственных товаров первой необходимости.
«Для 69% респондентов будет невыгодно дальше заниматься производством в том случае, если установленная государством цена будет ниже себестоимости, – бизнес перестанет производить именно эту продукцию и уйдет в другие сферы и направления деятельности. А 31% предпринимателей подчеркнули, что готовы поддержать подобный механизм только если государство компенсирует им потери и будет регулировать цены/наценку на всех уровнях взаимодействия – от поставщиков услуг и ресурсов для производителей до торговых сетей», – поделилась Елена Дыбова.
О том, что именно за счет производителей сегодня контролируется рост цен, заявили 33% опрошенных предпринимателей, которые сдерживают цены за счет уменьшения своей наценки. При этом 67% респондентов отметили, что их отпускные цены увеличиваются по объективным причинам: дорожают расходные материалы и упаковка, повышаются транспортные расходы, растет курс валюты, влияющий на стоимость импортного сырья и комплектующих. Так, за последние три месяца средний рост цен на сырье и комплектующие/упаковку/тару составил порядка 30%, а по отдельным позициям – до 50%.
В настоящее время законодательство не учитывает баланс интересов всех участников производства продуктов питания – крестьянина, переработчика и продавца. Крен сделан в сторону торговли, которая забирает существенную долю прибыли. Это приводит к тому, что труд, например, фермера – главного участника производства хлеба и овощей, – в конечном продукте оценивается в 6–8%, тогда как во всех развитых странах эта величина составляет не менее 50%. Такое отношение к крестьянину ведет к его обнищанию, снижает стимул к расширенному воспроизводству и наращиванию объемов сельхозпродукции. Именно поэтому в условиях регулирования ценообразования производителям продовольствия должна быть оказана серьезная государственная поддержка.
«Нестабильная экономическая обстановка в стране, введение санкций в отношении России обязывают не просто заниматься государственным регулированием ценообразования на продовольственные товары первой необходимости – речь идет об основных продуктах питания, таких как хлеб, хлебобулочные изделия, молоко, молочные продукты, некоторые мясные продукты, а также детское питание», – подчеркнула Елена Дыбова.
По мнению эксперта, одной из действенных мер для сдерживания роста цен могло бы стать более активное развитие кооперации региональных сетей, мелкой розницы, местных производителей. В качестве успешного примера такого взаимодействия Елена Дыбова привела социальную программу «Забота», инициированную ТПП Рязанской области при поддержке региональных министерств – экономического развития и торговли, а также социальной защиты населения.
Президент АККОР Владимир Плотников в своем выступлении призвал внимательно относиться к сельхозпроизводителям, чтобы не допустить сокращения объемов производства продукции АПК.
«Правительство тратит огромные средства на поддержку мукомолов и хлебопеков, но не должно забывать о крестьянах. Нужно создать справедливый механизм поддержки по всей продовольственной цепочке – от производителя, переработчика до торговой сети и потребителя. Когда говорят, что в магазинах все есть, это заслуга не только торговых сетей, но и, прежде всего, сельских тружеников. О первичном звене не стоит забывать, чтобы топорно не сократить производство», – заявил Владимир Плотников.
Эксперт считает, что государство не может стоять в стороне, когда на 30–50% дорожают удобрения, на 50% – металл, растут цены на зерно и семена.
«Чтобы отрасль была прибыльной, ей нельзя обрубать крылья, ограничивая доходы крестьян, что происходит по факту, – подчеркнул президент АККОР. – Давайте выполнять программу поддержки сельских территорий как положено, по максимуму. Люди должны почувствовать к себе внимание, тогда они будут готовы идти на сбалансированные издержки, потому что крестьянин – опора государства».
Владимир Плотников выразил надежду, что регулирование цен, на которое идет правительство, будет осуществляться всесторонне и не только за счет сельхозпроизводителя.
Сергей Беляков, президент Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), представил на слушаниях позицию ритейла по рассматриваемым вопросам.
По оценке спикера, вклад федеральных торговых сетей в ВВП составляет 20%, ритейл занимает третье место по отчислениям в бюджеты всех уровней. Исходя из этого, г-н Беляков считает отношение к ритейлу как к спекулянту, который ничего не производит, необоснованным, ведь отрасль также терпит огромные убытки в связи с пандемией и государственным регулированием цен. На протяжении практически года ритейл ежемесячно теряет 1 млрд рублей, и это цена социальной ответственности.
«Чтобы сдержать розничные цены, мы обнулили торговые наценки, а это уплата налоговых и неналоговых платежей, фонд оплаты труда, коммунальные услуги, логистика и утилизация нереализованной продукции, – перечислил эксперт. – Это те затраты, которые мы финансировали за счет собственной прибыли с учетом снижения доходов населения».
Убытки несут и поставщики продовольственных товаров, у которых также растут издержки.
«По всем группам дорожающих товаров есть прямая корреляция между спросом и предложением, – пояснил Сергей Беляков. – Как только увеличивается предложение на рынке, сразу снижаются темпы роста цен. Они все равно растут, потому что издержки растут, но темпы роста падают. Есть прямая зависимость между ценой поставщика и ценой в рознице».
Участники заседания призвали принять решительные меры по урегулированию цен на продовольственные товары первой необходимости, создать справедливую систему ценообразования на них, ограничить спекулятивные наценки в торговле. Соответствующие решения закреплены в рекомендациях и направлены в адрес Президента и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ.