Российский агроэкспорт: курс на диверсификацию 
Опубликовано:

В декабре 2020 года Федеральный центр «Агроэкспорт» провел стратегическую сессию «Российский агроэкспорт 2020-2021. Ключевые инструменты продвижения и позиционирования российской продукции АПК на внешних рынках». Руководители Минсельхоза России, отраслевых союзов и ассоциаций обсудили результаты российского экспорта продукции АПК и поделились прогнозами и ожиданиями на 2021 год. 

«Уходящий год выдался очень непростым из-за пандемии COVID-19 и карантинных мер, однако российский АПК продемонстрировал устойчивость и надежность своей работы», – заявил, открывая сессию, заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Левин.

При этом, по мнению чиновника, пандемия не переломила глобальных тенденций последних десятилетий: продолжились стабильный рост населения, глобальное потепление, урбанизация, выросла доля среднего класса в развивающихся странах. 

«Эти факторы, с одной стороны, увеличивают спрос на продовольствие, а с другой – создают риски для сельхозпроизводства во многих регионах. В этих условиях мы должны активно искать новые ниши для нашей продукции на мировых рынках и постоянно работать над повышением ее конкурентоспособности», – подчеркнул г-н Левин.

Как отметил руководитель федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов, по состоянию на декабрь объем российского агроэкспорта составил 26,5 млрд долл. 

В 2020 году российская продукция экспортировалась в 157 стран, а первое место среди импортеров вновь занял Китай с долей 13,9%. На КНР приходится основная часть российского экспорта мяса птицы, Россия не сдает позиции на китайском рынке импорта шоколада, а также вырвалась в лидеры среди поставщиков соевого масла. 

«Китай – один из самых перспективных и быстрорастущих рынков для российского агроэкспорта. По нашим прогнозам, к 2030 году у отечественных производителей есть реальная возможность удвоить поставки на этот рынок», – уверен г-н Краснов.

Директор центра компетенций в АПК КПМГ Илья Строкин перечислил основные мировые макроэкономические тренды в период пандемии. Среди них – приоритет продовольственной безопасности государств, формирование у потребителей оценки продуктов питания с точки зрения их влияния на иммунитет, а также цифровизация торговли.

По словам эксперта, пандемия существенно сказалась на мировом ВВП (сокращение на 5%), но почти не затронула спрос на пищевую продукцию. Потребительские предпочтения меняются, однако объем продаж ритейла относительно стабилен.

Как отметил аналитик, спрос на свежие продукты увеличился в магазинах у дома и сократился в гипермаркетах. Это связано с тем, что потребитель стал реже ходить в магазины, где скапливается много людей, меньше покупать продукты в упаковке и больше внимания уделять здоровью, в частности укреплению иммунитета.

Президент компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев поделился прогнозами относительно перспектив мирового экспорта. Так, по мнению глобальных аналитиков, кризисная ситуация на рынке кормовых масличных культур сохранится на ближайшие три года. Поэтому тренд на удорожание себестоимости будет одинаков для всех производителей в мире.

«Ближайшие два-три года будут характеризоваться сильной волатильностью цен как на кормовые и сырьевые ингредиенты, так и во внешней торговле», – отметил г-н Давлеев.

В этих условиях Россия, Украина и Турция имеют наиболее благоприятные возможности для дальнейшего роста экспорта птицы, который сегодня находится на уровне 10–12% в год. 

«Одновременно некоторые страны усилили протекционизм в отношении собственных сельскохозяйственных рынков. Индия – лакомый кусочек для экспортеров, но она уже несколько лет не пускает чужую продукцию. Второе направление – это Англия, которая при высокой стоимости фунта две трети продовольствия завозила из стран Евросоюза. Саудовская Аравия также отсекает конкурентов, продвигая свою продукцию», – заявил эксперт.

COVID-19, считает Давлеев, ограничил экспорт из крупнейших стран-поставщиков и дал возможность роста местным производителям. Это значит, что мировая торговля будет замедляться. В этой ситуации, помимо выхода на новые рынки, необходимы серьезные политические шаги, направленные на интеграцию в мировую торговлю и создание новых торговых блоков.

Генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов обратил внимание на риски высокой зависимости от китайского рынка, на который приходится более 50% российского экспорта мяса птицы, включая страны Таможенного союза, и более 63% экспорта в страны дальнего зарубежья. 

«Сразу встает вопрос: насколько это хорошо для нашего экспорта? Мы прекрасно понимаем, что живем в рамках определенных политических договоренностей. С одной стороны, наш экспорт подвержен, безусловно, политическим рискам, с другой, основной, наверное, риск – это угроза эпизоотическому благополучию России», – отметил глава Национального союза птицеводов.

«Риски потери сразу более 50% экспорта в виде одной страны заставляют задуматься. Нам необходимо открывать новые страны, новые рынки, прежде всего в Юго-Восточной Азии, такие как Сингапур, Япония», – подчеркнул Сергей Лахтюхов.

В качестве примера успешной диверсификации экспорта он привел Бразилию. Эта страна – мировой лидер по экспорту мяса птицы, и доля Китая в структуре ее внешних поставок не превышает 14%. Для бразильской продукции открыто более 160 стран, в том числе более 100 – для мяса птицы. 

«У Бразилии есть возможность диверсифицировать свои поставки, а в случае, если правительство конкретной страны хочет поддержать внутреннюю цену или собственных производителей, – переориентировать их на другой регион», – пояснил глава НСП.

Тем же путем, по мнению эксперта, идет страна-экспортер номер три – недавно ворвавшаяся на подиум Польша. Доля Китая в объеме ее внешних поставок – всего около 4%. А всего для экспорта мяса птицы из Польши открыто более 100 стран, в 60 из них она экспортирует свою продукцию на постоянной основе.

Продолжая разговор, Дмитрий Антонов, старший вице-президент ГАП «Ресурс», одного из крупнейших российских экспортеров мяса птицы, заявил, что его компания не рассматривает Китай как единственную страну для внешних поставок. 

«Это связано с тем, что анатомия птицы не предполагает бесконечного расширения производства лап и других специфичных для Китая продуктов. К тому же мы видим достаточно серьезное снижение цены на китайский ассортимент, что также заставляет нас притормаживать развитие экспорта на данном рынке», – добавил г-н Антонов.

Одновременно компания продолжает сотрудничество с торговыми партнерами в КНР и на Ближнем Востоке (Саудовская Аравия, ОАЭ). В 2020 году ГАП «Ресурс» первым из отечественных производителей поставило продукцию птицеводства на Филиппины, а также активизировало экспорт в страны Африки и открыло для него рынок Гаити.

«Мы развиваем новые рынки, нашли варианты логистических цепочек, позволяющие поставлять продукцию с минимальными транспортными расходами на рынки Африки, Филиппины. Очень ждем открытия Сингапура. Акцент делаем на широкую географию поставок и разнообразие ассортимента», – сказал г-н Антонов.

Его слова подтвердил Сергей Лахтюхов, заявивший, что продуманная стратегия развития экспорта уже приносит свои плоды. Так, по итогам 11 месяцев 2020 года доля Китая в структуре внешних поставок российской птицеводческой продукции снизилась по сравнению с началом года на 2%, выросла доля экспорта в страны Африки.

Открытие рынков является главным вопросом и для свиноводческой отрасли, заверил генеральный директор Национального Союза свиноводов Юрий Ковалев. Внутреннее производство растет, цены на свинину в стране снижаются и являются уже одними из самых низких в мире. 

Что касается мяса КРС, то развитие российского экспорта на ближайшую перспективу связано в основном с премиальными продуктами, считает руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Их производство в России будет устойчиво увеличиваться, а рост потребления – замедляться. 

Также большой потенциал имеется у баранины, рынок которой в России только зарождается, выразил уверенность исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев. Группа «ДАМАТЕ», реализующая один из первых в стране проектов по индустриальному производству баранины, в 2021 году будет готова поставить около 15 тыс. тонн продукции широкого ассортимента разделки. При этом предполагается, что порядка 10–15% баранины будет экспортно ориентированной, сообщил заместитель генерального директора по региональному развитию и взаимодействию с госорганами компании Андрей Григоращенко.

В развитии экспорта масложировой продукции главным ограничителем является сырьевая база. Тем не менее, пообещал исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев, к 2024 году задача увеличения отгрузок до 6,2 млрд долл. будет выполнена. 

Значительное преимущество российской продукции – ее экологичность, что позволяет экспортерам извлечь дополнительную прибыль. Как подчеркнул директор ГК «Содружество» Александр Шендерюк-Жидков, уже сейчас наша страна стала одним из крупнейших мировых производителей не ГМ-сои. 

Независимый эксперт отрасли Илья Ильюшин добавил, что перспективным экспортным продуктом для России является также рапсовое масло. Отгрузки этого специфичного товара пока невелики, но он востребован на азиатских рынках.

Надежды молочной отрасли в 2021 году связаны с сухой сывороткой. Это обусловлено ростом внутреннего производства сыров, творога и открытием зарубежных рынков, таких как Китай, Алжир, страны Ближнего Востока, рассказал гендиректор Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Артем Белов. Он напомнил, что уже отгружена первая партия сыворотки в Китай и этот рынок имеет «очень хороший потенциал». Помимо КНР, значительный объем молочной продукции импортируют государства Персидского залива. Не стоит забывать и про африканские рынки, где могут быть востребованы продукты из молочно-растительных жиров, заметил генеральный директор «Стреда консалтинг» Алексей Груздев.

По результатам онлайн-опросов, проведенных в ходе мероприятия на площадке «Агроэкспорта», большинство его участников, невзирая на имеющиеся проблемы, с оптимизмом оценивают перспективы развития экспорта российской сельхозпродукции в 2021 году.

# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее