Состояние и перспективы развития экспорта халяльной продукции в АПК
Опубликовано:

Вячеслав Войтюк, науч. сотр.; Олеся Слинько, ст. науч. сотр.; Ольга Кондратьева, канд. экон. наук; Анатолий Федоров, канд. техн. наук (ФГБНУ «Росинформагротех»)

Представлен анализ состояния и описаны перспективы развития экспорта халяльной продукции АПК по совокупности факторов и лидирующие позиции в рейтинге привлекательности. Приведены меры государственной поддержки аграрного экспорта и стимулирования в качестве сертификации «халяль».

Успешное развитие АПК России последних лет ставит перед отраслью новые задачи, ключевой из которых является увеличение экспорта продукции и продуктов питания до 45 млрд долл. США к 2025 году. Деятельность аграрных предприятий по наращиванию экспорта признана одной из приоритетных по следующим обстоятельствам. Развитие национальной экономики зависит от экспорта сырья и продовольствия АПК. Мировой опыт показывает, что именно экспортная деятельность аграрных предприятий является катализатором развития аграрного экспорта. Имеющиеся ресурсы отрасли имеют достаточный потенциал для производства конкурентной продукции и успешной ее реализации на международном рынке, что способствует развитию экспортной деятельности аграрных предприятий и росту показателей экспорта АПК [1].

Россия является крупным поставщиком продовольственного сырья на зарубежные рынки, включая мусульманские страны. Ключевые экспортные товары России в сегменте продовольствия – зерно, рыба и морепродукты, масличные культуры. В силу того, что данная продукция в принципе является халяльной (или воспринимается таковой), халяль-сертификация, если и добавит ей конкурентные преимущества, то несущественно. 

На экспортном рынке мяса халяль российская продукция представлена преимущественно тушками птицы (в замороженном и охлажденном виде), говядиной и бараниной в полутушах и в разделке (в замороженном и охлажденном виде). Фактор, который может придать дополнительную ценность мясной продукции, – это ручной убой. В мусульманских странах существует растущий сегмент потребителей, предпочитающих мясную продукцию только ручного убоя. 

Сейчас доля России в экспорте продовольственных товаров, которые можно условно отнести к халяльным продуктам питания, невелика. Например, в 2017 г. поставки баранины из России в мусульманские страны составили 0,46 тыс. тонн; в основном в страны, отнесенные к приоритетным рынкам: Иран (0,38 тыс. тонн) и Казахстан (0,07 тыс. тонн). Крупные поставки в другие мусульманские страны не осуществлялись. В 2019 г., по предварительным данным, экспорт баранины из России вырос до 13,0 тыс. т, лидирующие позиции по-прежнему, занимали Иран (12,8 тыс. т) и Казахстан (0,07 тыс. т). Аналогичная ситуация сложилась и в других товарных группах – доля поставок в страны, отнесенные к «прочим» (78 стран с мусульманским населением свыше 0,6 млн чел.), была незначительна [2].

В целом, по совокупности факторов, лидирующие позиции в рейтинге привлекательности для мясной промышленности занимают Саудовская Аравия и Малайзия – в этих странах уже есть крупный сформировавшийся для импортеров рынок мяса, продолжающий расти. Перспективными могут быть рынки Египта (по говядине и мясу птицы), а также Казахстана.

Рынок колбасной продукции и мясных консервов имеет свою специфику, исходя из страны и региона. В частности, производимая колбасная продукция в России с точки зрения вкусовых предпочтений понятна для потребителя из стран СНГ. На иных рынках представлена продукция, рассчитанная на совершенно иные вкусовые предпочтения. 

В Индонезии и Малайзии колбасная и консервная мясная продукция не пользуется популярностью.

Маркировка «халяль» на продукции важна для абсолютного большинства респондентов во всех странах. При этом наибольшую значимость она имеет для потребителей Малайзии (92%), Франции (88%) и Индонезии (85%). Данные результаты вполне ожидаемы, поскольку потребители продукции халяль вынуждены выбирать в среде, где большая часть продуктов питания не является халяльной. Что касается результатов по странам Юго-Восточной Азии, то, несмотря на то, что и в Малайзии, и в Индонезии преобладает мусульманское население, тем не менее, это страны многонациональные и мультиконфессиональные. В то же время потребительская грамотность касательно халяльности продукции в данных странах находится на достаточно высоком уровне.

Относительно более низкое значение маркировка «халяль» имеет для жителей Саудовской Аравии (56%), однако 37% жителей КСА высказались за то, что маркировка халяль имеет значение в зависимости от вида продукции. Прежде всего, это связано с тем, что государство контролирует качество и состав всей ввозимой продукции, а вся производимая внутри страны считается халяльной.

Суммарно по всем рассматриваемым странам наиболее востребованными с точки зрения наличия халяль-маркировки на продукции являются мясные продукты, на втором месте по важности – снеки и готовая к употреблению продукция, на третьем месте – напитки, замыкают пятерку шоколадная продукция и детское питание. Следом идут сыры и кондитерские изделия, мороженое, хлебобулочная и прочая молочная продукция. 

Одной из главных проблем, мешающих развитию экспорта халяльной продукции, можно считать необходимость ускоренными темпами разработать и принять ряд национальных стандартов, регламентирующих требования к продукции халяль, к процессам ее производства и методам контроля. Должен быть принят общий стандарт (общие технические требования), включающий различные наборы требований, классифицирующие продукцию таким образом, чтобы разные классы соответствовали наборам требований стандартов, действующих на зарубежных рынках. Стандарт (группа стандартов) на процессы производства должен содержать положения, регламентирующие требования к системе контроля качества. Группа стандартов по методам контроля должна обеспечивать возможность их использования для надлежащей аттестации органов сертификации и лабораторий [2,3].

При разработке стандартов необходимо учесть международный опыт, наладить взаимодействие с такими организациями, как SMIIC, JAKIM, GSO, ESMA, WHC, обеспечить участие российских специалистов в работе технических комитетов SMIIC, куда входят  представители Казахстана и Узбекистана.

Должна быть создана сеть органов по сертификации и лабораторий, применяющих разработанные стандарты при оценке соответствия производств и продукции требованиям халяль. Данная сеть обеспечит возможность сертификации продукции в системе добровольной сертификации и, как следствие, право применения маркировки «халяль», что имеет прямую связь как с развитием зонтичного бренда, так и с цифровой платформой по продвижению продукции на внешний и внутренний рынки [4].

Подводя итоги, следует заметить, что рынок халяльной продукции еще недостаточно сформирован и находится на стадии роста, вследствие чего является весьма привлекательным. Серьезным стимулом для производства и сертификации продукции халяль являются большие возможности в плане экспорта в мусульманские страны. Однако в России большая неравномерность распределения производств халяльной продукции. Так, наиболее активными в этом плане являются центральные области. В противоположной ситуации находятся регионы Восточной и Западной Сибири, Дальний Восток и Заполярье. В данных областях существуют высокие, но еще не реализованные возможности для халяльного бизнеса. Необходимо налаживать систему логистики и поставок продуктов в данные регионы. Кроме того, важно вести подготовку специализированных кадров в области халяльной пищевой промышленности, которые являются серьезным дефицитом для производителей продукции халяль.

Список литературы:

  1. Петриков А. В. Развитие продукции российского АПК: проблемы и решения // Журнал «Экономика. Управление». – 2017, № 12. – С. 48.
  2. Кондратьева О. В., Федоров А.Д. Обеспечение продовольственной независимости России – основа продовольственной безопасности // Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2018. – С. 570-576.
  3. Федоров А. Д., Кондратьева О. В., Слинько О. В. Состояние и перспективы инновационной активности в сельском хозяйстве // Техника и оборудование для села. – 2018, № 11. – С. 17-24.
  4. Кондратьева О. В., Федоров А. Д., Слинько О. В. Импортозамещение в сфере АПК – необходимое условие обеспечения продовольственной независимости России. Развитие торговли и ее роль в импортозамещении: задачи бизнеса и власти. – 2016. – С. 112-117.
# #

Размещение рекламы в журнале Perfect Agriculture

Подробнее